«В летописи русской литературы его имя будет написано золотыми письменами…»

Вечер, посвящённый 95-летнему юбилею писателя Дмитрия Балашова (1927 — 2000)

Удивительное историческое волнение испытываем мы, когда читаем романы Дмитрия Балашова, в которых открывается судьба нашей России: её прошлое, настоящее и будущее. В них отражён главный завет писателя, который яснее всего звучит в его романе «Великий стол»: « От нас, живых, зависит судьба наших детей и нашего племени, от нас и от наших решений. Да не скажем никогда, что история идёт своим путём, ей одной ведомым. История — это наша жизнь, и делаем её мы. Всем скопом, соборно. Всем народом творим, и каждый в особени тоже, всею жизнью своею, постоянно и незаметно. Но бывает также у каждого и свой час выбора пути, от коего потом будут зависеть и его судьба малая, и большая судьба России. Не пропустите час тот !»

Этими словами писателя Дмитрия Балашова открылся вечер, посвящённый 95-летию со дня его рождения, который был организован Рубцовским центром Санкт-Петербурга и проходил 16 ноября в Доме писателей при поддержке ЛИТО «Балтийский парус» и Ленинградского областного Дома дружбы. Вела вечер руководитель Рубцовского центра Санкт-Петербурга Любовь Федунова.

Первая часть вечера была посвящена вручению грамот победителям литературного конкурса «Моя малая Родина», посвященного 100-летию создания Союза Советских Социалистических Республик, настоящему и будущему нашей страны. Учредителями конкурса выступили Санкт- Петербургское и Ленинградское областное отделения Союза писателей России. Конкурс проходил по двум номинациям: поэзия и проза. Член Союза писателей России, руководитель ЛИТО «Балтийский парус», председатель Ярославского землячества в Петербурге, Людмила Баранова, поздравила победителей конкурса, озвучила список награждаемых лауреатов и вручила грамоты присутствующим на вечере. Она сказала, что работы лауреатов конкурса будут напечатаны в газете «Литературный Санкт-Петербург». Каждый из лауреатов при вручении грамот получил возможность на вечере кратко рассказать о себе.

В области прозы, по мнению жюри, победителями стали: Ткаченко З.А.(Санкт-Петербург) за эссе о Петербурге (первое место), Кудрявцев А.А .(Санкт-Петербург) за эссе о городе Горьком «Чай, примечай, куда чайки летят» (второе место), Саблин В.М. за рассказ о Петербурге «Здесь каждый дом знаком»( второе место), Никифоров Г. Л. за эссе о Чувашии (г. Новочебоксарск) (третье место), Озерова Ольга ( Санкт- Петербург) за эссе о Псковской земле «Что-то чудится родное..» (третье место), Язовских Е.Н.(г. Арсеньев, Приморский край) за эссе о городе Арсеньвске «Имя для города» (третье место).
В области поэзии победителями стали Советная Н.В.(Санкт- Петербург — Минск) за стихотворение «Судьба» (первое место), Вавилова Людмила ( г .Бакал Челябинской обл.) за стихотворение «Судьба» ( второе место), Соколова Н.В.(г. Москва) за стихотворение «Посвящение лётчикам августа 1941 года» (второе место), Собынина Дина (г. Прокопьевск) за стихотворение «Возвращение» (третье место), Тельпиш Н.И.( Санкт-Петербург) за стихотворение «Берёзовый сок» (третье место), Тимонина Н.А.( Санкт-Петербург) за стихотворение «Моя берёзовая роща» (третье место).
Руководитель Рубцовского центра Любовь Федунова, как один из членов жюри конкурса и как ведущая программы, поздравила победителей с заслуженными наградами и предоставила слово члену Союза писателей России, поэту Николаю Пидласко, который прочитал свою подборку стихов о Родине, проникнутых глубоким чувством любви к родному краю и к Родине — матери. Среди прочитанных строк были и эти :

Долгим взглядом смотрю на закат.
Чуть взъерошил мне волосы ветер.
Тихий дом, тихий тын, тихий сад…
Мамин голос душевно приветен.
Ей дарю васильковый букет,
Кружевной, с бахромою платочек.
Как же дорог мне Родины свет!
Как милы эти мамины очи!…

Стихи Николая Пидласко, до краёв наполненные, по мнению Ирэны Сергеевой, члена Союза писателей России, «предельной искренностью», «умением живописать словом», «использовать все краски и оттенки родной природы»,
были встречены на вечере с большим воодушевлением, став прекрасным образцом для начинающих авторов в области раскрытия темы малой и большой Родины.

Вторая часть программы юбилейного вечера Дмитрия Балашова была посвящена литературному материалу, связанному с личностью и творчеством Дмитрия Балашова, в ходе которой выступили: руководитель ЛИТО «Под сенью Лавры», член Союза писателей России Андрей Грунтовский, член Союза писателей России Ирина Катченкова, сын Дмитрия Балашова, Ярослав Балашов, и другие.
Любовь Федунова обратила внимание присутствующих на то, что неслучайно юбилейный вечер Дмитрия Балашова проходил при деятельном участии Рубцовского центра Санкт-Петербурга: ведь и Дмитрий Балашов, и Николай Рубцов были духовно близки друг другу, как две творческие личности, которые способствовали процессу самоуглубления русской литературы и воспитанию среди читателей людей, борющихся за национальное достоинство русского народа, за целостность России через восстановление художественным словом исторической памяти русского народа и каждого русского человека, потому что народ только тогда, по мнению Дмитрия Балашова, становится народом, когда обретает свою историю и свою историческую память.

Этот мотив был подхвачен чтецом Сергеем Дмитриевичем Бугаевым, который сотрудничает с Рубцовским центром Санкт-Петербурга в течение многих лет, хотя по своей профессии является скульптором, членом Союза художников России. Он прочитал программные стихи Николая Рубцова; «Видения на холме» и «Трущобный двор», в одном из которых ярко раскрыты образ Руси, а в другом — образ Санкт-Петербурга.

Стихотворение «Трущобный двор» Николай Рубцов посвятил Глебу Горбовскому. Здесь, на вечере, оно прозвучало неслучайно, потому что перекликалось с работами тех участников конкурса « Моя малая Родина», которые писали о Петербурге. Кроме этого, по приглашению руководителя ЛИТО «Балтийский парус» и Коми землячества из Дома дружбы, во главе с Председателем, Зезеговой Валентиной, на мероприятия, связанные с жизнью и творчеством друга Николая Рубцова, поэта Глеба Горбовского, приехала родственница Глеба Горбовского Инга Сидорова, Председатель Коми землячества в Рыбинске, которая в настоящее время занимается поиском захоронения Агнии Сухановой, бабушки Глеба Горбовского, первой детской писательницы Коми.

Инга Сидорова кратко рассказала о цели своего приезда в Санкт- Петербург и поблагодарила за все те интересные мероприятия, посвящённые Глебу Горбовскому, на которые она была приглашена. Её эмоциональное выступление продолжил ансамбль Коми землячества «Коми — песня», который исполнил песню на языке коми «Во саду ли, в огороде…».

Любовь Федунова предоставила в ходе вечера слово для выступления члену Союза писателей России, руководителю ЛИТО «Под сенью лавры», Андрею Грунтовскому, который при жизни Дмитрия Балашова сотрудничал с ним по вопросу собирания фольклора и театральной культуры. В своём выступлении он поделился воспоминаниями о Д.М.Балашове, которые частично опубликованы в его новой книге «Проза проходящих времён» (Санкт- Петербург, 2022 г.), где автор рассказывает о ряде экспедиций Балашова на русский Север, о переезде его из Санкт-Петербурга, где он родился, в деревню, где он, отказываясь от карьеры учёного в Пушкинском доме, «рубит дом, заводит коров, лошадей, вопитывает детей и пишет, пишет..». Андрей Грунтовский назвал основные работы Дмитрия Балашова по фольклору, среди которых самой глубокой и объемной была работа «Русская свадьба» (1985 г.) Он рассказал о своих встречах с Дмитрием Балашовым, которые в основном проходили на новгородских фольклорных фестивалях, и ещё были разговоры с ним по междугороднему телефону. Последний разговор был по поводу журнала «Русская земля», в который Дмитрий Балашов первым прислал статью (она стала и последней его статьёй).

В 2008 году вышла книга Николая Коняева «Дмитрий Балашов на плахе». В работе над этой книгой принимал участие и Андрей Грунтовский. Профессор истории Юрий Константинович Бегунов для готовящегося тома воспоминаний о Балашове предоставил в трёх школьных тетрадках записи экспедиции Балашова в 1960 году, под названием « В поисках старинной книги», записи в которых Андрей Грунтовский разобрал и подготовил к публикации в книге Коняева. Уже по этим записям, отметил Грунтовский, было видно, «что пишет не столько учёный (нет, учёным он был самым настоящим !) сколько художник, который сам пока не знает, что станет бытописателем древней Руси».

Андрей Грунтовский подробно осветил вопрос « Дмитрий Михайлович Балашов и театр», рассказав о своих встречах с ним на фольклорных фестивалях в Новгороде, когда « кто-то из новгродских ребят предложил Дмитрию Михайловичу сняться в древнерусском доспехе». На фотографии был запечатлён русский воин в кольчуге, шлеме, с боевым топором в руке, и с грустными глазами, « воин, вышедший на свою последнюю битву».

Таким же глубоким и интересным было выступление на юбилейном вечере Дмитрия Балашова члена Союза писателей России, литературоведа, публициста Катченковой Ирины, которая рассказала о своих встречах с Дмитрием Балашовым, осветила фрагменты статей о Дмитрии Балашове, вошедших в её книгу «В ладье времени» (Санкт -Петербург, 2020 г.). Ирина Семёновна описала в своём выступлении наиболее значимые события в жизни Дмитрия Балашова, рассказала о его родителях, о ленинградских адресах Д.М.Балашова, о вологодских страничках в судьбе Балашова, о фольклорных экспедициях Дмитрия Балашова, о его творческой личности, как создателе цикла исторических романов, о его умении в них живописать словом. Ирина Катченкова участвовала во всех Балашовских чтениях, которые проходили на Новгородской земле. Большим приобретением для себя она считает знакомство на Балашовских чтениях со многими «неординарными людьми, подвижниками наших дней», которые морально помогали идти ей по следам Балашова, особенно со вдовой писателя Ольгой Николаевной Синицыной, с позволения которой ей удалось поработать с фондом Балашова в государственном архиве новейшей истории Новгородской области (ГАНИНО). Ольга Николаевна позвонила накануне вечера организаторам вечера и передала самые добрые пожелания в успешном проведении вечера от себя и от новгородских писателей Ирина Катченкова сказала в заключение о том, что Дмитрий Балашов как человек и как писатель «не перестаёт удивлять и поражать» И это потому, что «многогранное творчество Балашова — ключ к познанию русского средневековья», но, к сожалению, творчество его «до сих пор остаётся недооценённым».

И Андрей Грунтовский, и Ирина Катченкова обратили особое внимание на подвижническую деятельность Дмитрия Балашова в деле сохранения деревянного зодчества на Севере Руси, результатом которой было спасение более ста деревянных храмов в то сложное для России время, когда возрастали гонения на Церковь. Балашов практически почти в одиночку вёл битву за спасение памятников деревянного зодчества в Карелии и на всём пространстве Русского Севера: нередко за собственные деньги ездил и собирал подписи видных учёных, писателей и других деятелей культуры в защиту церквей.

На юбилейном вечере выступил сын Дмитрия Балашова, Ярослав Балашов, который рассказал о том, почему Дмитрий Балашов взял для себя эту фамилию. Большую часть своего выступления Ярослав посвятил тому, как воспитывал отец своих детей. Главным в воспитании было то, что он сам трудился не покладая рук и в быту, и за писательским столом, приучая детей не к праздной жизни, а к труду.. Семья Балашовых была многодетной .Переехав из Ленинграда в Петрозаводск в 1967 году, Дмитрий Михайлович заводит себе целое крестьянское хозяйство в деревне Чеболакша, на берегу Онежского озера, в 70 км севернее Петрозаводска, куда добираться было нелегко (от станции до Чеболакши надо было идти пешком по плохой дороге 9 км., а ещё нужно было тащить с собой вещи и продукты). А в 1983 году дом Балашовых в Чеболакше сгорел, и на следующий год семья переехала в Великий Новгород. Но по-прежнему крестьянский быт привлекал Дмитрия Балашова, и он купил дом в деревне Козынево, на берегу Ильмень — озера, в 20 км.от Новгорода, где держал животных, вырыл пруд, построил баню , хлев, теплицы. Во всех делах ему помогали три сына: Алексей, Ярослав и Арсений. Ярослав сказал, что в это время отец особенно увлекался резьбой по дереву, и показал присутствующим два изделия тонкой работы по дереву, которые остались ему на память от отца. Ярослав усвоил главный завет отца: никогда не носить в душе чувство зависти к чужому богатству, а всего в жизни добиваться самому, и этому совету он в жизни всегда и следует, занимаясь фермерским хозяйством. Выступление Ярослава Балашова всем пришёлся по душе , потому что рассказ сына об отце был очень искренним, прозвучал на высокой ноте уважения и большой любви к своему отцу.

После выступления Ярослава Балашова сама по себе возникла тема крестьянского дома, которая связывает творчество Дмитрия Балашова с писателями-современниками, такими, как Фёдор Абрамов, Василий Белов, Николай Рубцов.

Любовь Федунова, обращаясь к содержанию романа Дмитрия Балашова « Младший сын», рассказала о том, что один из героев этого романа, ратник Фёдор, окружённый мятежами, предательством, начинает строить на месте сожжённой избы новый дом, который воздвигают всем миром. Дом нужен, чтобы обиходить землю и растить хлеб. Он поднимает этот дом, который тоже погибнет, но отдавать врагу землю на мерзость запустения Фёдор не может. Федор Абрамов скажет о значении дома для крестьянина: «Изба на Севере всё :тут и родятся, и учатся, и любят, и ненавидят, и умирают. Люди уходят, а дом стоит, в нём все корни, все беды и радости..», потому и назвал он один из своих романов «Дом».

Мотив святости дома, который связан с красотой вселенского мира звучит и в стихотворении Николая Рубцова « В горнице». Продолжением этой темы стали прозвучавшие две песни на стихи Николая Рубцова «В горнице» и «В этой деревне огни не погашены..», исполненные ансамблем «Яблоневый цвет» (руководитель Фомичёва Ольга Александровна), которые были подхвачены зрительным залом.

Следует отметить , что уместным было лирическое начало на вечере, которое создавалось мастерским, задушевным чтением стихов русских поэтов в исполнении Сергея Дмитриевича Бугаева, Стихи были умело подобраны чтецом, потому что откликаются словом на многие события нашего времени и помогают осознать великую роль русской поэзии в преобразовании мира. Прозвучали стихи; М.Ю.Лермонтова, цикл стихов Фёдора Тютчева и Александра Блока.

Любовь Федунова в течение вечера читала стихи Дмитрия Балашова, написанные в разные периоды его жизни, в которых он глубоко раскрывает свои думы о прошлом, настоящем и будущем России, представленные в книге «Русский узел» Дмитрия Балашова» (Петрозаводск, 2017 год ). Стихи Дмитрия Балашова подкупают богатой исторической и современной лексикой, лиро-эпическим размахом, яркой образностью, связью с фольклором. Неслучайно Лев Гумилёв во вступительной статье к собранию сочинений Балашова в 1991 году написал : «В основе балашовского мироощущения лежит не логически рациональная, а … чувственная стихия любви к Отечеству». И это ярче всего раскрывается в лирике Дмитрия Балашова. Вот одно из его стихотворений, прозвучавших на юбилейном вечере:

Скачут кони, и дует ветер.
И опять даже смерти нет!
Только колоколА столетий,
Только осени жёлтый цвет.
Только слёзы дождя да дЫмы,
Да серебряные снега.
Да опять сумасшедшее: «Мимо!»
Мимо избы, поля, стога.
Мимо горе, усталость и беды
И предательская седина.
И опять — сокрушений не было,
Чаша пьётся опять до дна.
Пьётся чаша, топочут кони,
Степь, далёкость, седой рассвет…
Или прежнего не припомнить,
Или смерти и вправду нет?
Словно жизнь ещё только тронет
И в рассветную сизую темь
Устремляют к восходу кони
Ненаписанных мной поэм.

Смерть Балашова была трагической. С болью в 2000 году на неё откликнулись многие русские писатели. Газета «Литературный Петербург» поместила статью Николая Коняева «И скорбь, и слава), Геннадия Манчука «Голгофа Дмитрия Балашова», Вячеслава Кошелева «Не довелось..» и статьи других авторов. Главная мысль этих статей заключалась в том, что Дмитрий Балашов был редкой, неординарной личностью, своим обликом он напоминал былинного русского богатыря, с необыкновенной силой духа. Душа его часто скорбела от того, что происходило на Руси, но он верил в русский народ и хотел, чтобы каждый из нас нёс эту веру в своём сердце, потому что движение современной России вперёд невозможно без нашего личного участия в историческом процессе. Именно этим мыслями наполняется наша душа, когда мы знакомимся с личностью Балашова, читаем его научные исследования, его лирику. Дмитрий Балашов писал; «Дай, Господи, так — то умереть любому и каждому, в сознании выполненного долга, в твёрдой вере в продолжение в детях твоих земного бытия, вере в то, что нить жизни будет тянуться и впредь нерушимо, обрастая многоразличными промыслами и куплями, а дети будут продолжать деяния отцов, и земля будет множиться и рождать, и род не прейдёт и не окончит в пустоте и рассеянии… Дай, Господи! Ибо токмо в этом, токмо здесь и не инуду, бессмертие человеческое!» («Православный Санкт-Петербург»,№10 (370) 2022 г )

Таким образом, юбилейный вечер, посвящённый 95-летию Дмитрия Балашова, по мнению многих присутствующих, вылился в народный праздник, где была тесная взаимосвязь между начинающими авторами и профессиональными литераторами, где перекликались проза, поэзия и публицистика на прекрасном литературном материале, связанным с судьбой подвижника русской культуры, которого многие называют «воспитателем русского народа», потому что в самое трудное для России время он защищал национальное достоинство русского народа и отстаивал целостность России.

Рубцовский центр выражает благодарность за фотопортреты Дмитрия Балашова, которые сделал Рафаэль Максутов, и за фото к вечеру, присланные Станиславом Меньшиковым.

Фото Станислава Меньшикова.