Вечный огонь в память о героях

Виктор Кокосов и Александр Веретин на Саур-Могиле, лето 2018-го

Вечный огонь впервые с 2014 года зажгли на вершине мемориала Саур-Могила в Донецкой Народной Республике. Мемориальный комплекс, наконец-то, восстановлен.

Я ездил на Саур-Могилу летом 2018-го (когда был в командировке в ДНР – встречался с коллегами, выступал перед молодёжью, читателями). Именно при её штурме 30 августа 1943 года погиб герой моей повести «Газовых атак не будет» отважный защитник Ленинграда, а впоследствии – освободитель Донбасса полковник Сошальский, спасший в 1941-ом мир от химической войны.

Мне обязательно надо было побывать тут – иначе концовка выглядела как-то казённо. В общем, пишущие поймут, остальные – поверьте на слово.

Кстати, вместе со мной в ДНР ездил коллега и старый товарищ журналист Александр Веретин, который с тех пор постоянно подзуживал поскорее выпустить повесть. Но я ждал. Не хватало чуть-чуть. И вот сегодня  первый канал показал репортаж о том, как зажигали  Вечный огонь – его частицу привезли от Вечного огня у Московского Кремля. Телевизионщики рассказали о героях, сражавшихся на Саур-Могиле, показали личное дело и наградной лист моего героя – полковника Сошальского. Но телевизионный сюжет, даже самый лучший, короток. Поэтому дополню рассказ об этом Герое.

Он предотвратил химическую войну.

«…на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!»

Эти строки Роберта Рождественского в полной мере относятся к незнаменитому, но настоящему Герою Великой Отечественной, военному разведчику полковнику Алексею Андреевичу Сошальскому, погибшему 79 лет назад, 30 августа 1943 года, при освобождении Донбасса.

Лично возглавив атаку последнего резерва гвардейской 96-й стрелковой дивизии, гвардии полковник Сошальский сбросил немцев со стратегически важной высоты – Саур-Могилы, но был сражён при установке Красного Знамени. Сейчас Знамя по-прежнему развевается над Саур-Могилой – сам видел во время своей поездки в ДНР, – а вот про один из подвигов отважного офицера, совершённый летом 1941-го – на ленинградскому направлении – почему-то забыли. А зря.

Именно начальник разведотдела 11-й армии подполковник Сошальский, прекрасно подготовленный разведчик, владевший немецким, со своими немногочисленными подчинёнными (многие уже сложили головы в боях за Родину), сумел проникнуть в штаб противника и добыть секретный приказ по корпусу хвалёного гитлеровского генерала Манштейна. Итогом стал успешный контрудар Красной Армии (а, вернее, остатков 11-й армии, подкреплённой пехотой, танками и авиацией фронта) под Сольцами.

В итоге 8-я танковая дивизия, стремившаяся к Ленинграду, фактически перестала существовать, был разбит инженерно-химический полк вермахта, в штабе которого в разгар боя вновь оказался Сошальский с разведчиками. На этот раз добычей стали секретные документы, свидетельствующие о скором начале химической войны.

Но секретный код «индантрен» так и не был передан по радио. Документы срочно переправили в Москву. Зам. директора Совинформбюро провёл пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов, ознакомив весь мир с оригиналами зловещих планов Гитлера.

Угроза была реальной. Можете проверить даже сейчас, сами, по открытым источникам:

По данным Миллер-Гиллебрандта в книге «Сухопутная армия Германии 1933-1945» на вооружение Вермахта на начало нападения на СССР имелось 4 полка химических минометов, 7 отдельных химических батальонов, 5 дегазационных отрядов, 3 дорожно-дегазационных отрядов, 4 штаба химических полков особого назначения. Все это было в резерве командования Вермахта. Также непосредственно в войска поступили: группа армий «Север» получила 1 полк и 2 батальона химических минометов, группа армий «Центр» получила 2 полка и 4 батальона, группа армий «Юг» получила 2 полка и 1 батальон. Читая дневники Гальдера, видим: с 1940 года идёт подготовка к химической войне. (Гальдер: численность химических войск в Вермахте увеличилось в 10 раз, по сравнению с предвоенным периодом). Запас Германии ОВ позволял вести крупномасштабную химическую войну как против СССР. Так и против союзников – англичан это касалось в первую очередь.

Но… последовали резкие заявления Черчилля, Рузвельта – и Гитлер не решился.

Погибшего 79 лет назад Сошальского посмертно наградили орденом Отечественной войны 1-й степени. Я сделал для него всё, что может сделать писатель: вывел под настоящей фамилией в повести «Газовых атак не будет!».

Думаю, когда-нибудь благодарное человечество всё-таки поставит Алексею Андреевичу памятник. Отважный разведчик этого достоин. А пока… Минобороны запустило тематический мультимедийный раздел «На высоте, где не выдерживала сталь…», который посвящен комплексу Саур-Могила. А мне пора ставить точку в повести «Газовых атак не будет».  Вечная слава нашим Героям!

Автор на Саур-Могиле, лето 2018-го