Вечер, посвященный 20-тилетию «Петраэдра», состоялся 17 апреля в Доме писателя. Открыл вечер основатель серии Александр Смир, он рассказал о своей издательской деятельности, о людях, помогавших в деле становления серии. За 20 лет изменилось многое, и сейчас те не столь уж давние условия работы кажутся каким-то каменным веком. Также А.Смир поведал о забавных случаях в работе над книгами. Продолжила рассказ Александра Ю.Андреева. После выступили авторы серии, придумавшие множество замечательных названий для сборников «Петраэдра»: дважды лауреат премии «Петраэдр» А. О’Санчес, дважды лауреат А.Балабуха, лауреат премии И.Голубенцев, лауреат премии Л.Михайловский, М. Мельников-Серебряков. Вечер прошел интересно, емко, без накладок. Было приятно видеть не только участников «Петраэдра» но и просто любителей литературы.
Мой издательский опыт (от лица А.Смира)
В 1992 году я решил издать сборник стихов, напечатать в нем себя и своих друзей, ведь перестройка, гласность – все можно. Точнее государству было наплевать. Издать, это чудесно, но как? где? Компьютеров не было, что есть интернет не ведали, оригинал-макеты делались методами наклейки маленьких листиков на большие. Частных типографий нет, есть государственные, но они не понимали, не врубались (хоть и сидели без зарплаты), как это самим брать заказы. Случайно познакомившись с журналистом малотиражной заводской газеты, договорились, сборник был издан тысячным тиражом, но малого формата на плохой бумаге, и печатью не лучшего качества. Тогда ничего не понимавший в книгоиздании, не отличавший ризографа от офсета я был счастлив. Вот оно – свершилось, я держу свой сборник. Ура!
В сборник «Странный лес» вошли три поэта: я, Андрей Кобаньков, Петр Стефанов и три художника: Александра Дюк, Павел Коробков и Виктория Егорова.
В 1995 году я решил вернуться к издательской деятельности, прошло всего 3 года, но все вокруг резко изменилось. Массово издавались частным порядком сборники, альманахи, журналы. Типографии работали, хватая заказы, ничего и никого не спрашивая – только плати. И, о чудо, появилась фирма «Берег», торгующая прекрасной бумагой со всего мира мелким оптом. Допустив массу просчетов в 1992 году, я поехал за советами к поэту и издателю Александру Горнону, имевшему к тому моменту некоторый издательский опыт, к тому же у него был собственный компьютер «Роботрон». Большой, не очень-то функциональный, но для редакторско-издательской работы вполне. Кто его сейчас помнит, этого могучего мамонта?
Итак, на том историческом совете решено было создать аж две поэтические серии: «Муд зубрости» и «Петраэдр». Причем «Муд зубрости» решено было делать как элитарную дорогую серию. А вот «Петраэдр» шел вторым планом, как простенькая, дешевая серия. Разработку «Муда зубрости» взял на себя Александр Горнон, за мной было финансирование проектов. Решили издать 4 книги, распродать их, а на выручку издать новое – «Лента Мебиуса». В этом я прокололся, ибо вкладываешь сразу и много, а получаешь долго и мелкими ручейками. Но впервые издали на родине Константина К. Кузьминского без всяких купюр. Напечатан, кстати, сборник был аж на итальянской бумаге, тираж 500 экз. Но после седьмого номера серия самозаморозилась.
«Петраэдром», как выше было сказано, занялся я. В первый сборник «Ё4» вошли четыре автора: А.Смир, А.Масленников, А.Ротай и И.Новолоцкий. Оформление: К.Новиков, печать: ризограф. Бумага нормальная, но не более. Тираж 210 экз., обложка в один цвет. Простенько, простенько. Но лиха беда начало. В третий сборник «Неолит» вошло девять авторов и три художника. С этого сборника участие художников стало неотъемлемой частью серии. Мои же амбиции не соглашались на простенькие сборники, хотелось сделать все лучше и круче. Да, только так?
Двенадцатый сборник «Блюз для Лилит» обрел полноцветную обложку и офсетную печать, изменился и формат, он стал больше.
С приходом в «Петраэдр» Юлии Андреевой развитие серии получило мощный импульс. 14-ая книга «За бутылочкой Клейна» включала в себя уже 38 авторов. В нем участвовали не только питерские поэты и писатели, но и авторы со всей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Книги стали тематическими. Значимое отличие «Петраэдра» — отсутствие серийного оформления. Каждая книга — произведение искусства. В сборнике «Эра Эроса» появились цветные вкладки. Кроме тематических сборников в серии выходят и авторские книги. На сегодняшний день выпущено 32 книги «Петраэдр». Начиная с 16-го сборника «Эра Эроса», многие книги вышли в твердом переплете.
В 2010 году в серии «Петраэдр» вышла первая из мемуарных книг Ю.Андреевой «Многоточие сборки». Это истории, случаи из жизни творческих людей – писателей, поэтов, художников, скульпторов. Книга была удостоена премии им. Н.В.Гоголя. Годом позже вышла книга «Ближнее море». Третья книга — «Букет незабудок», вышедшая в 2014 году. В этом же году трехтомник получил «Царскосельскую премию». Каждая книга включала в себя большой раздел фотографий.
Серия «Петраэдр» постоянно совершенствуется, принимая в себя новые веяния, изыски оформления, новых интересных авторов и художников.
В 2010 году была учреждена премия «Петраэдр», включающая в себя диплом лауреата, разработанный художником А.Кудрявцевым, и некоторое денежное вознаграждение. В 2012 году был разработан и изготовлен знак лауреата «Петраэдр», созданный по рисунку Л. Бурлаковой.
Премия является единственной в нашей стране, присуждаемой исключительно за произведения малой и сверхмалой формы – отдельные стихотворения, короткие рассказы, критические мини-эссе и афоризмы. Предусмотрена также «Специальная премия жюри», не подпадающая под жесткие требования основных пунктов.
Автор: Александр Смир.