
Отзыв о книге
Передо мной новая книга замечательного петербургского писателя-документалиста и журналиста Альберта Измайлова «Вилла на Полюстровской набережной» (СПб, 2022. – 248 с.). Листаю её страницы, вновь и вновь прочитываю заголовки, тексты. Уже сами названия статей, очерков, рассказов, включённых в книгу, настраивают читателя на то, что произведение необычное, даже, может быть, оригинальное и заслуживает того, чтобы, отложив все дела, прочитать новую книгу этого автора. Вот только несколько заголовков в её содержании: «И садов краса младая…», «Здесь пели соловьи», «Я всё тебя, далёкий друг ищу….». «Нерукотворная красота», «Гармоничность стиля, ритмов, силуэтов», «Он любил выбирать фрукты к обеду», «В зале зажгли свечи», «Грация невской набережной» и другие.
Содержание книги выразительно подчёркивают слова Л. Успенского о нашем городе: «Настоящему ленинградцу-петербуржцу должно быть дорого всё в его родном городе. Он хочет, чтобы рассыпанные по его генеральному плану названия были самыми лучшими в мире, чтобы они были достойны и настоящего, и будущего, и прошлого Северной Пальмиры…»
«Вилла…» А. Измайлова это не просто книга о каком-то особняке, дворце богатого сановника прошлого – о знаменитой вилле дворянского рода Дурновых. Нет, это книга о жизни и быте наших предков, о судьбах людей девятнадцатого и двадцатого веков, о судьбах не только выдающихся людей, но и людей менее знаменитых, и совсем мало известных и не известных широкому читателю. Эта книга на тему краеведения, архитектуры, пусть не всего нашего города, но его небольшой части, всё же дорогой петербуржцам. Вот что пишет в предисловии автор: «Грация архитектурных строений Полюстровской набережной придаёт этому фрагменту невского городского пространства визуальную эстетичность. Воспоминания и документы помогают понять различные стороны жизни и быта людей минувших веков, понять тайны их бытия на приневской земле».
Но оставлю «грации архитектурных строений», вернусь к людям. А. Измайлов рассказывает о многих из них, которые так или иначе были связаны с жизнью этой небольшой части города – Полюстровской набережной. Одних автор только лишь упоминает в нескольких словах, другим посвящает несколько страниц. Так или иначе перед читателями проходят интересные образы писателя Льва Успенского, барона Егора Розена, писательницы Авдотьи Головачёвой-Панаевой, дворянина Петра Бакунина, архитектора Николая Львова, поэта и философа Гаврила Державина, канцлера России графа Александра Воронцова, князя Александра Безбородко, Екатерины Керн, композитора Михаила Глинки, писателей Ивана Тургенева и Александра Грина, поэта Фёдора Тютчева и многих, многих других. Несколько страниц автор посвятил Александру Пушкину – рассказ «Я всё тебя, далёкий друг, ищу…» Читаю то, что мне дорого – «о нашем всё»: «Здесь, на правобережье Невы, Пушкин неоднократно бывал. Бывал на Охте, в Полюстрово, Приютино. В Приютино он проезжал вдоль Фонтанки, мимо Летнего сада, по наплавленному Троицкому мосту, мимо домика Петра I, по Выборгской стороне, вдоль Невы, мимо дач и усадеб Дурново, Кушелева-Безбородко, мимо Ильинской слободы, церкви Ильи-пророка, по пыльной Рябовской дороге. Он видел будничную скудную жизнь столяров, молочниц, солдат». Пусть не бог весть какие замечания, но согласитесь, дорогой читатель, что и эти немногие строки дают нам новые знания и представления о повседневной жизни поэта. Как и другие. Читаю автора: «Мы помним его строки из «Евгения Онегина»: «С кувшином охтенка спешит….», из «Домика в Коломне»:
«Она скончалась. С бедной кухаркой
Они простились. В тот день пришли
За ней и гроб на Охту отвезли….»
Он слышал, как шумит ветер в листве дубрав, как летят над свежей водой птицы.
Ещё в лицее он пережил первое в своей жизни нежное чувство любви.
С Камероновой галереи хорошо видна дорога, на которую тогда смотрел юный лицеист Пушкин. По этой дороге не раз приходила сюда прелестная Катя Бакунина. В лицее учился её брат Александр Павлович Бакунин, товарищ Пушкина…»
А что вилла? Многие годы она принадлежала государственному и военному деятелю, дворянину Петру Павловичу Дурново. С наступлением 1917 года он ещё надеялся на сохранение своей собственности. Но напрасно. Одно из многих дачных хозяйств, как и многие другие, после революционных перемен перестало существовать, наступили другие времена.
Заключительные главы своей книги Альберт Измайлов посвятил истории Полюстровской набережной советского периода, прежде всего истории Ленинградского металлического завода (ЛМЗ), построенного здесь. Рассказывает о тружениках предприятия, передовиках производства. Мне понравилась тональность и этой части книги, деликатность освещения поставленных вопросов. Рассказывая о жизни и быте людей прошлых веков, он делает это максимально объективно, не очерняя и не приукрашивая нашу историю. Хочу отметить его дарование в этой части, что очень важно в наше время, полное смут и неразберихи в освещении исторического прошлого нашего Отечества. Мне, например, импонирует его обращение к такой личности, как Владимир Степанович Чичеров, – бригадир слесарей-сборщиков ЛМЗ, Дважды Герой Социалистического Труда, или Василий Петрович Виноградов – участник революционного движения, партийный и государственный деятель, тоже Дважды Герой Социалистического Труда. Я их хорошо помню, встречался с ними, правда совсем мало, но они оставили во мне самые тёплые воспоминания.
В последней части своего отзыва о книге хочу воспроизвести несколько строк из главы «Грация невской набережной»: «Смотрят в невские воды дворцы, виллы, дачи. Отражаются в них страсти и драмы, трагедии и счастье. И если приглядеться к ним – проступают сквозь них человеческие судьбы.
Дома, как и люди, имеют своё лицо, свой характер, свою судьбу и тайность. Лицо отражает время, характер – стиль поведения, судьба – свободу и необходимость. Понять тайность домов, состояние, свойство тайны их бытия можно только через судьбы людей в них обитавших.
В этом доме жили и творили люди, которые своими делами влияли на судьбу России и окружающего мира…»
В этих словах заключены смысл и содержание книги, отчасти – литературный её уровень. Скажу (это очень важно), что произведение А. Измайлова имеет большую ценность как художественно-документальное – именно как художественное и как документальное. Написано добротным русским языком. Его читать интересно и по причине высокого художественного уровня. Не могу не сказать, что книга хорошо иллюстрирована, в ней много интересных фотографий разных лет, основана на исследовании архивных, литературных и других источников.
А напоследок хочу сказать читателю: Альберт Измайлов давно, интересно и плодотворно пишет документальные книги о Петербурге-Петрограде-Ленинграде: «Ленинградский речной порт» (1971), «Мелодии питерского футбола» (1999), «Охта» (2002), «Петербург и нобелевское движение» (2004), «Солдаты слова в битве за Ленинград» (2013), «Город, как человек и человек, как город» (2015), «Набережная нерасставаний» (2017), «Непокоренные блокадой» (2017), «Тайны берегов Полюстровских прудов» (2018), «Куда бредут «Троянский конь» и «пятая колонна» (2019).
Думаю, что новая книга Альберта Фёдоровича Измайлова «Вилла на Полюстровской набережной», как и другие, ранее вышедшие в свет, найдёт своего доброго читателя. Желаю ей счастливой судьбы, а автору новых ярких литературных произведений и доброго здоровья.