
(О творческом пути поэта Ивана Александрова)
«Но помни, что можно спасти этот мир
Любовью и только любовью!»
И.Александров
21 марта с.г. на очередном занятии студии «Метафора» вспоминали Ивана Георгиевича Александрова (1946-1996) – уроженца щедрой на таланты Новгородской земли. О его жизни и творчестве рассказали Ирина Катченкова и Татьяна Никольская. Они представили новый сборник избранных стихов Александрова «Родные люди» (Великий Новгород,2021)
Руководитель студии «Метафора», председатель СПб отделения Союза писателей России Борис Александрович Орлов, лично знавший И.Александрова, написал о своём поколении: «Мы – поздние дети Великой войны». В полной мере слова эти приложимы и к Ивану Александрову. Его отец, фронтовик Георгий Александрович, после победы вернулся на малую родину(ст.Торбино в Новгородской области)…Там, в новгородской глубинке, в июне первого послевоенного года и родился Иван. Тяга к поэтическому слову Ваня явно унаследовал от отца, который вечерами неустанно записывал свои рифмованные размышления обо всём на свете, о большом и малом ( о карасях и о коте, например)…Понимающая жена, мама Вани не «пилила» мужа за странное для обычного сельского жителя увлечение, за расход керосина, наоборот, покупала ему «толстущщи» школьные тетради по 48 листов. Их немало сохранилось в архиве Ивана Георгиевича. А он уж развивал отцовское наследие, став признанным поэтом.
Ваня Александров к слову был внимателен. Перечитал все книги из сельской библиотеки. Очень любил природу, родные лесные да озёрные раздолья.
Мне увидеть ли, забыть ли
(Ведь сама душа хранит!)
Край, где есть река Торбытня,
Край, где Торбино стоит…
Ровно пятьдесят лет жизни было отпущено Ивану Александрову. Он по первому образованию – учитель биологии. Уже после работы в школе, после службы в армии, женитьбы и рождения первенца учился в Литературном институте (семинар Сергея Смирнова). После окончания Литинститута был корреспондентом новгородского радио, служил в театре, в газете «Новгородский комсомолец»…
При жизни вышли три книги стихов И.Александрова: «Вече»(1980, «Лениздат»), «Страда»(1985, «Современник») и «Крестьянский сын»(1989, «Лениздат»). В 1988 году он стал членом Союза писателей СССР, чем очень гордился.
Был дружен со многими новгородскими писателями – Игорем Таяновским, Сергеем Ивановым, Евдокимом Русаковым, Дмитрием Балашовым, Борисом Романовым….Земляк-торбинец Сергей Иванов написал портрет Александрова (он использован на обложке сборника «Родные люди»). А Дмитрию Михайловичу Балашову Иван Александров посвятил одно из самых известных, «программных» своих стихотворений. Приведу его здесь, с небольшими сокращениями.
Д. Балашову.
В минуту сомнений, когда впереди
Лишь враг вероломный и хитрый,
Я вижу: с татарской тамгой на груди
Упал перед Сергием Дмитрий:
— Учитель, в стране моей ужас и тлен,
Холопы смиряются с новью.
Какою же силой поднять их с колен?
— Любовью, мой отрок, любовью!
Враги под Москвой и в донецкой степи,
Колотится сердце тревожно.
Сегодня ты можешь ещё отступить,
Сегодня – ещё высоту уступи,
Но завтра – на шаг невозможно!
Он падал, пылинкой себя ощутив,
На землю, залитую кровью:
— Да чем же, родная, тебя защитить?
— Любовью, мой мальчик, любовью!
<…>
Лишь рабское племя рождает рабов,
Лишь смертным заказано падать.
Всё в мире не вечно, но вечна любовь
И вечна всесильная память.
Я верю, что тоже под самый конец
Почувствую руку сыновью.
Послышится: «С чем оставляешь, отец?»
— С любовью, мой мальчик, с любовью!»
Какая бы нам ни грозила война,
С какой бы ни бились химерой,
Любовь остаётся на все времена
Оружием нашим и верой.
Закройся стеной высотою с Памир,
Залей неприятеля кровью,
Но помни, что можно спасти этот мир
Любовью и только любовью!
Я впервые услышала это стихотворение Ивана Александрова в проникновенном исполнении маленькой девочки, на концерте в Новгородской филармонии, в ноябре 2011 года. Концерт был посвящён памяти Дмитрия Михайловича Балашова и проводился в рамках Всероссийских Балашовских чтений. А год назад на презентации альманаха новгородских писателей «Вече» прозвучала песня Алексея Матюшкина на эти стихи…Надо сказать, что сам Балашов из современных ему земляков-поэтов выделял Ивана Александрова и Сергея Иванова…
Книги Ивана Александрова, изданные в советские годы, давно стали библиографической редкостью. И вот в 2021 году к юбилею поэта в Великом Новгороде вышел сборник избранных стихов «Родные люди» с предисловием вдовы – Лады Юрьевны Александровой. Составитель – Дмитрий Евдокимов. Большая часть невеликого тиража(200 экземпляров) разошлась по библиотекам Новгородской области. Но несколько сборников новгородские друзья подарили питерским литераторам, в том числе и нам с Татьяной Никольской. За что им сердечное спасибо.
На заседании «Метафоры» звучали стихи Ивана Александрова. Участники занятия отмечали их «изюминки». На первый поверхностный взгляд у «провинциального» поэта всё просто, нет никаких заумных наворотов, «игры слов и смыслов», нет и громогласного пафоса, но почему же тогда эти непритязательные вроде строки пленяют? Чем «цепляют» читателя? Искренностью. Музыкальностью. Неожиданным парадоксом, который порой непринуждённо разворачивается в концовке стихотворения…Постоянным напряжённым вниманием к вопросам бытия…
Догорела любовь
И мерцает,
Как последняя искра в золе…
Ты прости меня, милая, что ли,
Пожалей меня, милая, что ли,
Не за тем, чтоб не чувствовать боли,
Просто так, от души пожалей.
Кто мы будем с пустыми сердцами?
Что полюбим, себе изменя?
Пожалей меня
Самую малость:
Я настолько силён,
Что и жалость,
Я беспомощен так,
Что и жалость
Не посмеет обидеть меня.
Стихи Ивана Александрова – как новгородский речной жемчуг. Читать-перечитывать их, поражаясь поэтическому мастерству автора, его умению находить свои, самобытные интонации, слова, метафоры – можно бесконечно. Вот он обращается к «белой лебеди»: — «Тяжело тебе, улетающей? Мне, бескрылому, тяжелей»; а вот о земляках – «Кого стесняться – все родные люди по ту и эту сторону берёз»…Его стихи современны и созвучны нынешнему тревожному времени. Вот он беседует с «потомком самураев» — японцем-попутчиком: «Что? Воевать с Россией трудно? И хорошо. И не воюй!»
Мысль поэта обращается и к родной истории, и к фольклору. Александров ощущает себя продолжателем рода, звеном в непрерывной цепи поколений:
Поднимусь над землёй заревою,
И на древность откроется вид…
Высоко над моей головою
Родословное древо шумит.
И смолкают досужие сплетни
Об ушкуйниках с берега Мсты….
Тяжек ствол, широки его ветви,
И прохладные листья чисты….
Автор с гордостью утверждает: его предки – «столбовые крестьяне – дед, и прадед, и прадеда дед». И сам он – крестьянский сын из новгородской глубинки. Отсюда его корни, истоки, его самобытная и живительная поэзия.
Иван Александров пишет о главном, о вечном, стряхивая шелуху и пену дней, суету повседневности. Положим руку на сердце и спросим себя: многие ли наши современники пишут такие стихи? Многие ли их строки переживут авторов и будут востребованы следующими поколениями?

….Участники занятия благодарили за знакомство с творчеством замечательного русского поэта, выражали желание отыскать его сборники, чтоб вновь и вновь возвращаться к роднику его лирики. В которой – тёплый весенний ветер, «незабытые восторги» родной природы, высокие были истории и неколебимая вера в то, что «всё в мире не вечно, но вечна любовь и вечна всесильная память»…Воистину так! Будем помнить и читать Ивана Александрова!
Ирина Катченкова