
Исходя из 40-летнего опыта работы с начинающими авторами. Хотел сказать много, но сейчас, наверно, не стоит.
1.Никогда не делили писателей на молодых и старых. Состоятельность не зависит от возраста. Но если попробовали это сделать, то надо устранять недостатки в работе.
2.Поколение нынешних молодых воспитано в 1990 – начале 2000-х. Они созревали в атмосфере разрушения: антисоветчины, русофобии, отрицания наших традиционных ценностей. Впитали в себя этот дух и не выбить из них его ничем. Не говорю обо всех, но большинство таких.
3. Это уже поколение Интернета. Они с трудом воспринимают книги, знания черпая в Сетях. К старшему поколению относятся если не пренебрежительно, то равнодушно. Выискивают авторитетов среди продвинутых сверстников.
4. Вводя молодых авторов в литературу поодиночке можно влиять, объяснять что-то, растить в правильном направлении. Но когда они объединяются, воздействовать на них практически невозможно. Приходится всё равно работать отдельно.
5. Кто идет сейчас в литературу? Чаще всего те, кто не состоялся в профессии. Они хотят известности и выходят на эту дорогу. Отсюда миллионы «писателей», которые тусуются в Интернете, создают сообщества, группы, выступают везде, где возможно со своими незрелыми писаниями, принося этим только вред.
6. Для определения готовности молодого автора надо вводить кандидатский стаж, хотя бы год. За это время человека можно проверить, поучить. А вступив в СПР, молодой литератор становится неуправляемым.
7. Все-таки после рекомендации в СПР на различных совещаниях утверждать надо не на правлениях, а на собраниях организаций. Нужно, чтобы людей узнал не узкий круг, а все члены организации или, по крайней мере, те, кто хочет. Рекомендованных на совещаниях фактически не знают, поскольку большинство авторов попадают туда самотеком.
8. Теперь конкретно о СМЛ. Само обозначение «Совет» предполагает высший, руководящий орган (совет старейшин, Совет Федерации, творческий совет, наблюдательный совет и т.д.). У Совета не может быть отделений в регионах, они могут быть у союза, сообщества. То есть в любом случае получается, что СМЛ – организация. Или надо тогда, чтобы СМЛ был на уровне СПР и СМЛы при организациях.
9. Молодые не равноценны, одни более талантливы, другие менее, а третьи вообще бездарны, но никто их не может отбросить. Из 20 молодых рыбинских СМЛ-овцев перспективны только 2-3, да и то с большими оговорками. Но с этой смесью талантливых и бездарных работать трудно. Сами же они друг на друга не влияют, не хотят, да и не могут в силу отсутствия опыта и знаний.
10. Цель молодых в подавляющем большинстве – не вырасти, а вступить в Союз писателей. Они практичны, где выгодней – туда идут. Да и дотянуться до уровня СПР, даже при нынешней снисходительности, сможет 1 процент из 100, остальные писать не бросят, но подадутся в другие организации, затаив обиду на тех, кто их «не понял, не оценил».
11. Принимая в Союз, надо учитывать и образовательный уровень. Если молодой автор не имеет достаточного образования, ничего не читал, надо такого придержать в кандидатах, поучить. Но на это не обращают внимания.
12. Армия участников совещаний молодых литераторов разных лет растет. Выходя за 35-летний возраст, они отпадают от СМЛ, ничего к этому времени не добившись. И что с ними дальше делать? Ведь зрелость у многих наступает поздней?
13. Сложности возникают не только в отношениях «молодых» и «старых». Сейчас в СМЛ фактически 2 поколения молодых, поскольку в нынешнее время всё меняются очень быстро. И едва ли есть много общего между 20-летними и 30-летними. Они жили и воспитывались в разной среде и обстановке. Сравните 1990-е и 2000-е – сильно отличаются. Да и разные у них интересы, у одних семьи с детьми, у других еще ветер в голове.
14. Возможности издаваться у молодых в областях очень мало, если она вообще есть. А какой писатель без книг? В любом случае молодые пройдут туда, где такая возможность будет, да еще выделение стипендий, как это делалось на последних Липках от Фонда Филатова.
Сергей Хомутов,
российский поэт, издатель, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Петровской Академии наук и искусств. Лауреат литературных премий: имени Сергея Есенина «Русь моя», имени Александра Прокофьева «Ладога», имени Константина Симонова, имени Алексея Толстого, премии журнала «Молодая Гвардия», премии «Поэт года» и других.