
«Любимова рассказала о работе Минкульта после саммита министров культуры G20» (Это заголовок ресурса «Лента.ру»: https://lenta.ru/comments/news/2021/08/03/lubimova/)
Минкульт — или Минкультуры?
Министерство продолжает работу над законопроектом, в котором «даются определения понятиям креативной индустрии». Об этом глава ведомства Ольга Любимова рассказала «Ленте.ру» во вторник, 3 августа.
Итак, дрейфуем от искусства и творчества к индустрии — креативной.
Дрейфуем — или нас буксируют министры «Большой двадцатки» (G20) ?
«Очень важно также разработать механизмы их государственной поддержки.»
— Когда получим понятия.
Министр понимает, что культурная сфера — это «народно-художественные промыслы, ремёсла, музыка, кино, анимация, живопись, архитектуры и много других направлений». Литературное творчество блистает, точнее — зияет, своим отсутствием как в этом перечне, так, очевидно, и в мысленной картинке у министра.
А мы понимаем, что с государственной поддержкой у кино, архитектуры, музыки все замечательно, да и половина литературы не бедствует, прикормленная из бюджета Министерством цифры, спецпредставителем президента по международному культурному сотрудничеству, «Институтом перевода», редакцией «Елены Шубиной» и монстрами вроде АСТа/ЭКСМО, только вот никто не назовёт их подопечную «литературу» отечественной. А если кто вслух и назовёт, то непременно держа кукиш в кармане.
Когда в стране не издаются русские авторы — разве только за собственный счёт мизерным тиражом — (у других коренных народов есть хотя бы поддержка национальных регионов) — и когда не переиздаются русские классики (во всяком случае, их не увидеть в книжных магазинах), а в школьных программах отечественная литература замещается либерально-космополитической — тогда мы приходим к понятию, что отечественная культура в стране подавлена вместе с идеологией, патриотизмом, исторической памятью. Наши вожди книг не читают — вот ещё, книги читать!
«Талантливые команды уже формируют среду, способствующую появлению прорывных решений и инновационных продуктов.» Особенный оптимизм нам должны внушать именно талантливые команды — почувствуйте запах среды коллективного творчества, формулировок талантливого журнализма, инновационных приёмов добывания бюджетной поддержки!
Круговая порука, круговая порука! — шепчут люди не рядовой проницательности.
«Городские арт-резиденции — это места, где представители профессионального сообщества имеют все возможности и ресурсы для самореализации», — сказала Любимова. И в самом деле, — скажут умудрённые люди, — надо знать места! И людей в тех местах! А не тыкаться безадресно в самую верхушку вертикали с причитаниями о финансовой поддержке отечественной словесности. Когда культурная политика была ещё в какой-то мере отечественной, то государство, наоборот, получало доход от индивидуального творчества литераторов — и это воспринималось как норма. Но кому-то понадобилось заменить читателя книг потребителем «хлеба и зрелищ». Теперь мы знаем кому: «Большой двадцатке».
Хотя даже там у них ещё существуют литературные телепередачи, что канули в Лету у нас.
А премиально-либеральные образцы формально российской книжной продукции, переводимые за рубежом за счёт российских налогоплательщиков, рисуют перед западным читателем превратные картины нашей действительности.
Никогда ещё суть культурной политики Российской Федерации, её подчинённость западным центрам — не обнажались столь откровенно официальным лицом РФ. Даже одиозные формулы Михаила Швыдкого ещё воспринимались как признаки личной неадекватности.
Если кто и сомневается ещё в существовании «плана Даллеса» в отношении России, талантливо изложенного проницательными писателями недавнего прошлого, — тот, как говорится, определённо того, тот совершенно ЕГЭ.
И министр Любимова ставит в заключение жирную точку: «в соответствии с законодательством РФ Минкультуры России не вправе вмешиваться в творческую деятельность учреждений культуры, этот процесс носит самостоятельный характер.» А мы считаем, что принюхаться бы стоило, особенно к театрам! И женщина продолжает: «Хочу напомнить, что цензура в нашей стране недопустима в соответствии с Конституцией.»
И как тут не возразить, сославшись на авторитет поэта-патриота А.С.Пушкина, который считал цензуру необходимой для нравственного здоровья как общества, так и самой «креативной индустрии» того времени.