
Под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя Санкт-Петербургского отделения СП России, 20 апреля 2015 года в Доме писателей ( Звенигородская, д.22) прошёл семинар студии «Метафора» Участники семинара познакомились с творчеством талантливого русского поэта Евгения Курдакова (1940-2002).
Борис Орлов высоко оценил самобытность поэзии Евгения Курдакова. Не так много поэтов, от чтения стихов которых невозможно оторваться. К сожалению, время идет, и уходят лучшие представители своей эпохи. Евгений Курдаков возрождает традиционно-высокое, Пушкинское представление о назначении поэта. Масштаб его личности виден в широте интересов: он и художник-реставратор, и график, и скульптор-флорист, и лингвист, и историк, не говоря уже о нескольких его ремесленных профессиях. Но прежде всего, и это главное, Евгений Курдаков — большой русский поэт.
……………………………………….
Ты думаешь мир не собрать, не вернуть?
Отнюдь, он таит и обратную суть.
Смотри, как покорно отвергнутый прах,
Становится черной землей на полях.
Как жизнь, по сусекам метя и скребя,
Из этого праха слагает себя…
Участники семинара познакомились с биографией поэта. Евгений Васильевич родился 27 марта в Оренбурге в семье военных врачей. С 1956 по 1968 год жил в Бузулуке, с которым связано начало творческой деятельности (первая публикация в 1961 году). Был одним из организаторов молодежной поэтической группы — БОМП (Бузулукское объединение молодых поэтов). Первые стихи были опубликованы в местной печати. В Бузулуке работал на Восток машзаводе, и даже получил звание «Лучшего фрезеровщика Восточного Казахстана».
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького по специальности «Критика и литературоведение». Жил и работал в Усть-Каменогорске, в Москве, в других городах, последние годы жил в Великом Новгороде.
Работал реставратором, специалистом по народным промыслам, старшим научным сотрудником этнографического музея, флористом-декоратором. Также литературным консультантом Союза писателей, заведующим отделом литературного журнала, руководителем поэтической студии, последнее место работы — заведующий художественными мастерскими кафедры ПТиР факультета ФИТ Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Исследователь творчества Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, И. А. Бунина, С. А. Есенина, Низами, Абая. Переводчик с тюркского. Действительный член-корреспондент Петровской академии наук и искусств. Лауреат премий журнала «Огонёк» за 1987 г., «Наш современник» за 1988 г. и за 1994 г., «Молодая гвардия» за 1997 г., Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка» за 1998 г., Всероссийской Пушкинской юбилейной премии 1999 г. Член Союза писателей России. Умер в Великом Новгороде 28 декабря 2002 г., похоронен 30 декабря в городе Старая Русса.
Восхищает объём творческого наследия Евгения Курдакова – он написал более двухсот публикаций в литературно-художественных журналах страны. Автор шестнадцати книг стихов и прозы, изданных в России и за рубежом. Поэт оставил большое наследие в переводах
и поэтических строках, поднимая в них самые главные земные темы: философии и религии, жизни и бытия. Как флорист и истинный лирик – он автор очаровательной любовной лирики:
* * *
Когда-нибудь на склоне этих дней
Приснится мне, плывущая из дали,
Знакомая до каждой складки шали,
Любимая из юности моей.
Я буду вновь без памяти влюблен,
Не потому, что сердце стосковалось,
А оттого, что больше не осталось
И в снах того, чем был бы я прощен.
Чем мог бы оправдать на склоне дней
Единственно оставшуюся милость,
Молить о том, чтоб снова мне приснилась
Любимая из юности моей.
Усть-Каменогорск, 1985 г.
Последние годы жизни поэта прошли в Великом Новгороде : «…Вообще-то Новгород – это древнейшая Аркадия, которую люди потеряли во время трансгрессии (подтопления)… И новую родину, на юге, назвали старыми именами», — был уверен Курдаков. «Затем эти края вновь заселились. Но память об Аркадии осталась в названиях местности Аркажи и Аркадского залива. А главный храм Аркадии был в Бронницах, под Новгородом, – это гигантская насыпная пирамида, которая существует до сих пор…»
Иволга
Где-то вдали или в юности где-то,
Там, где живая томится душа,
Иволга тихо окликнула лето,
Май встрепенулся, дождями шурша.
Где это, что это, как не забылось,
Как удалось, затаившись, сберечь
Этих дождей моросящую сырость,
Этой реки хлопотливую речь?
Как удалось не утратить надежду
Вновь и навеки вернуться душой
К дальней тропинке, петляющей между
Явью и снами в пыли золотой? —
К миру, где дождь шелестит, пролетая,
Вереск цветёт, и в тумане речном
В дальней дали, не смолкая, взывая,
Иволга тихо свистит о былом.
Великий Новгород, 1998 г.
«Да, конечно же, существует нечто независимое от нас, которое всегда рядом и с нами, мы пронизаны этим насквозь, как космическими лучами. И нам только мнится, что мы автономны и самостоятельны, это грешно и не нужно, на самом деле мы целокупны и подбожественны, все рядом и в нас: и прошлое, и настоящее, где нет чисел, просчета лет и сумм, есть просто Жизнь, свет ее золотой несказанный, а остальное — от лукавого… А традиции — это прежде всего наилучший способ самосохранения нации, это уверенный набор духовных незабываемостей, внутри которого самосознание блаженствует: оно помнит прошлое и предугадывает будущее…», – поэт проникает в таинство бытия.
Евгений Курдаков создал литературный эквивалент «молитвам в камне», как называют новгородские соборы, не только сам отвечает поэтическими звуками на звук древних церковных колоколов, но и даёт надежду на духовное преображение России.
* * *
Вдоль осени, её страды печальной
Пройтись, вдохнув её тревожный прах…
Что не забыть? Что рифмою случайной
Для памяти скрепить в своих стихах?
Чету капустниц на осенней тризне,
Цветов и трав? Дымка горчащий чад?
Оливково-прозрачных лягушат,
Из-под ноги взлетающих как брызги?..
А может, сразу всё: предснежный ветер,
Бесптичье одиноких рощ вдали,
Глухую грусть своей родной земли,
Единственность её на белом свете?..
Где надо всем – подобием креста
Тень Господа – сияющее проста.
На многих сайтах идет обсуждение творчества Евгения Курдакова. Он оставил незабываемый след в современной русской поэзии, парят жаворонком строки его прекрасных стихов:
Жаворонок
Ковыльный холм, волнуясь, серебрится,
И там, над ним, развесив зеркала,
Журчит взахлёб полуденная птица,
Таинственно мерцая в два крыла.
То жаворонок в знойном поднебесье
Не устает собой напоминать,
Что песне нужен свет, чтоб сбыться песней,
А свету — песня, чтобы светом стать.
Переделкино, 1991 г.