
28 апреля 2014 года под руководством Бориса Александровича Орлова,председателя правления СПб-го отделения СП России, на семинаре студии «Метафора» прошло обсуждение творчества советского российского поэта и прозаика Анатолия Жигулина (1930-2000).
Борис Орлов отметил три главные составляющие в развитии яркого таланта Анатолия Жигулина – роль трудной судьбы, окружающей среды и родословной поэта. Его отец – выходец из крепостных крестьян был почтовым служащим, мать из дворянской семьи Раевских (правнучка участника Отечественной войны 1812 года поэта-декабриста Владимира Раевского). Мать любила поэзию, занималась воспитанием троих детей, с малых лет прививала интерес к русской литературе.
А.Жигулин родился и учился в Воронеже. Рано начал писать стихи. Генетически в нём был заложен свободолюбивый характер, повлиявший на судьбу поэта. В юношеском возрасте в 1949 году Жигулин был арестован по обвинению к принадлежности антисталинской подпольной партии молодёжи и приговорён к 10 годам колонии строгого режима. Он отбывал наказание в Тайшете Иркутской области, работал на лесоповале, затем 3 каторжных года на Колыме. Освобождён в 1954 году по амнистии, в 1956 году реабилитирован. В 1960 закончил в Воронеже лесотехнический институт.
Тяжёлый каторжный труд, суровые жизненные впечатления от работы на северных лесозаготовках и рудниках, встречи с обездоленными людьми и разоренными деревнями оставили неизгладимый след в душе поэта. В 1959 году в Воронеже вышла первая книга стихов «Огни моего города». Его правдивые стихи, насыщенные яркими метафорами, привлекли внимание читателей, поэтическим языком поэт сумел передать трудные страницы биографии («Тайга за рекой пылала…», «Обвал», «Рельсы»). В стихотворении «Предок» переданы – сила, воля и упрямство русского характера («в моих упругих жилах стучит его бунтующая кровь…»), немало самобытных строк поэт посвятил родному Воронежу (к примеру, отрывок из стихотворения «На острожном бугре»):
Шумит дубрава на бугре Острожном,
Тяжелыми ветвями шевеля.
Река фрегат качает осторожно,
Как будто сделан он из хрусталя.
Чернеет крепость на высокой круче.
И, осыпая волны серебром,
Летит луна в прозрачных редких тучах
Полупудовым пушечным ядром.
Она стремится заглянуть в бойницы…
Течет, струится синяя вода…
Как часовые у ворот темницы,
Без устали сменяются года.
На мшистых стенах заблестели пушки.
Колокола к заутрене звонят.
У церкви — нищий.
Стертые полушки,
В худую шапку падая, звенят.
Дворы, перекликаясь петухами,
Ввинтили в небо тонкие дымки.
На верфи у Чижовки обухами
Стучат мастеровые мужики.
А над рекою с самого рассвета
Плывут удары, тяжки и глухи.
Не знают: бьют ли сваи,
Или это
Мне слышатся Истории шаги?
1959
В 1961 вышел второй сборник «Костер-человек», поэт был услышан, и судьба благоволила ему.
В 1961 году Жигулин знакомится с Александром Твардовским, который с января 1962 года публикует в журнале «Новый мир» несколько подборок его стихов. В Москве издаются новые поэтические сборники: «Рельсы» (1963), «Память» (1964), «Полярные цветы» (1966), получившие множество положительных отзывов критики. Пронзительные живые стихи, правдиво отражающие суровую действительность, пронизанные тонким лиризмом выделяют Анатолия Жигулина из ряда советских поэтов ( стихотворение «Кострожоги»).
В 1963 году Жигулин поступает на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР. С этого времени он живёт и работает в Москве. С середины 1960-х, вдохновленный среднерусской природой, Жигулин пишет в традиции «крестьянской» поэзии стихи проникнутые светлой печалью осознания быстротечности и хрупкости бытия. Выходят новые сборники: «Прозрачные дни», 1970; «Чистое поле», «Свет предосенний», 1972; «Горящая береста», 1977; «Соловецкая чайка», «Калина красная – калина черная», оба 1979; «Жизнь, нечаянная радость», 1980; «В надежде вечной», 1983. И в стихах-поэмах, и в небольших лирических стихотворениях поэт с пронзительной силой выражает главную мысль:
* * *
Полынный берег, мостик шаткий.
Песок холодный и сухой.
И вьются ласточки-касатки
Над покосившейся стрехой.
Россия… Выжженная болью
В моей простреленной груди.
Твоих плетней сырые колья
Весной пытаются цвести.
И я такой же — гнутый, битый,
Прошедший много горьких вех,
Твоей изрубленной ракиты
Упрямо выживший побег.
1965
Ностальгическая влюбленность в патриархальную деревню — истинную родину русского человека, передана во многих стихотворениях («О, Родина!», «В неярком блеске…», «Дорога в Плес», «Ах, как весело листья летят…»). Борис Орлов выделил стихотворение «Утиные дворики», которое можно сравнить с реквием Моцарта – в каждом взвешенном слове звучит обострённая боль за судьбу разорённой войной русской деревни:
Утиные Дворики – это деревня.
Одиннадцать мокрых соломенных крыш.
Утиные Дворики – это деревья,
Полынная горечь и желтый камыш.
Холодный сентябрь сорок пятого года.
Победа гремит по великой Руси.
Намокла ботва на пустых огородах.
Увяз «студебекер» в тяжелой грязи.
Утиные Дворики… Именем странным
Навек очарована тихая весь.
Утиные дворики…
Там, за курганом,
Еще и Гусиные, кажется, есть.
Малыш хворостиной играет у хаты.
Утиные Дворики… Вдовья беда…
Всё мимо
И мимо проходят солдаты.
Сюда не вернется никто никогда…
Корявые вербы качают руками.
Шуршит под копной одинокая мышь,
И медленно тают в белесом тумане
Одиннадцать мокрых
Соломенных крыш.
1966
В зрелые поэтические годы в стихах Анатолия Жигулина зазвучала «Левитановская» словесная живопись («осока стылая в воде», «упрямо выживший побег», «поле седое») на есенинско-клюевские темы:
* * *
Невыразимы сладкой тишью
Полны осенние луга.
И с высоты следит за мышью
Проворный сокол пустельга.
То на высокий провод сядет,
То снова вьет свои круги…
А у болота ветер гладит
Сухие заросли куги.
И ничего не надо больше:
Смотреть на чистые поля,
На облетающие рощи
Желтеющего сентября.
Смотреть бездумно и беспечно,
С ребячьей радостью вокруг —
Как будто жизнь чиста и вечна,
Как этот золоченый луг.
Как будто может повториться
На том печальном рубеже
И эта даль, и эта птица,
И этот лютик на меже.
1969
Участники семинара (О.Мальцева, Н.Авдеенко, О.Нефёдова-Грунтова, И.Константинов, В.Митюк, В.Поляков, О.Савина, К.Шатров) активно обсудили поэзию А.Жигулина, дополнили факты из биографии поэта, прочитали избранные стихи. В 1988 году в № 7 и 8 журнала «Знамя» вышла в свет автобиографическая повесть писателя «Чёрные камни», вызвавшая большой общественный резонанс.
Анатолий Жигулин был однолюб, пройдя суровую школу жизни, хранил в душе чистоту и верность высокому чувству любви к единственной женщине, он посвятил ей немало строк. Скромное стихотворение «Ирине» отражает высоту поэтического мастерства большого поэта:
В тумане плавают осины,
И холм маячит впереди.
Неудивленно и несильно
Дрожит душа в моей груди.
Вот так, наверно, и застыну,
И примет мой последний взгляд
Морозом схваченную глину
И чей-то вырубленный сад.
Издалека, из тьмы безгласной,
Где свет качается в окне,
Твой лик печальный и неясный
На миг приблизится ко мне.
Уже без вздоха и без мысли
Увижу я сквозь боль и смерть
Лицо, которое при жизни
Так и не смог я рассмотреть.
1967
Негромкие тонкие стихи талантливого поэта Анатолия Жигулина (отнесённого к «тихим лирикам» наряду с Алексеем Прасоловым) оставляют сильное впечатление в душе читателя и привлекут внимание новых взыскательных любителей поэзии.