Лукоморье в Сестрорецке

Первая зимняя встреча в клубе «Лукоморье» 9 декабря началась с обсуждения домашнего задания. Темой задания на этот раз были детские стихи. На прошлом занятии всем участникам клуба было предложено принести свои стихи о детях или для детей (тем, кто никогда не писал – попробовать написать) либо подобрать интересные стихи других авторов.

Евгения Плесун прочитала забавное и трогательное стихотворение Аллы Ахундовой «Грустный мальчик». http://trumpumpum.ru/autors/ahundova-alla/grustniy-malchik.html

Светлана Розенфельд напомнила стихи для детей Веры Инбер, прочитала стихотворение «Сороконожки» https://www.stihi-rus.ru/1/Inber/24.htm и отрывки из сборника рассказов «Соловей и Роза».

М. Константинова поделилась запомнившимся с детства коротеньким стихотворением:

Баркас примчался в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
порвали в драке альбатросы.
В. Викторов

Это четверостишие из январского номера «Мурзилки» за 1981 год на самом деле было скороговоркой, но в детстве воспринималось как вполне законченная история о приключениях злополучного матроса.

Свои стихи для детей прочитали М. Балашов, Т. Шиленкова, М. Константинова. Надежда Левская предложила для обсуждения два своих стихотворения, навеянных воспоминаниями детства.

Между прочим поделились интересным наблюдением те участники клуба, кому случалось придумывать истории, сочинять стихи и сказки для своих детей и внуков. Оказывается, многие годы спустя, сами став родителями, их дети помнят эти истории.

От детских стихов перешли к обсуждению подборки стихотворений Ю. Шестакова, опубликованной в ноябрьском номере газеты «Литературный Санкт-Петербург». В качестве предисловия к этой подборке приведён отзыв Арсения Тарковского, который в 1986 г. высоко оценил творчество тогда ещё молодого поэта: «Его стихи производят на меня столь сильное впечатление, что, по-моему, я имею право утверждать: это стихи истинного поэта, зрелые по форме и глубокие по мысли и чувству».

Среди участников были и те, кто давно и хорошо знает поэзию Шестакова, и те, кто познакомился с его творчеством впервые.

М. Балашов отметил высочайшее поэтическое мастерство и уникальное авторское видение мира, сочетание духовной лирики и научного мировоззрения. М. Константинова обратила внимание на то, как в одном стихотворении могут сочетаться разные планы бытия – микромир и глубины космоса, взгляд в прошлое и одновременно в будущее:

Но помогает мне воображенье
увидеть и долин и гор движенье,
вводя века в мгновение одно:
и катятся громады волн оттуда,
из прошлого,
где я не скоро буду,
в грядущее,
где нет меня давно.
Ю. Шестаков

В то же время Надежда Левская заметила, что поэзия Ю. Шестакова сложна для восприятия. По её мнению, отчасти это вызвано сложностью авторской метрики и композиции стиха, отсутствием привычного глазу деления текста на строфы. В ответ Наталья Гончарова прочитала не вошедшее в подборку стихотворение:

ПРЕДЧУВСТВИЕ
Упруго почки в мир напряжены –
из тех глубин, что сопричастны сну.
Глубокое предчувствие весны
люблю я больше, чем саму весну.

Ещё у всей природы зимний вид,
но бродит сок в растении любом.
Высокое предчувствие любви
порою выше, чем сама любовь.

Но не вольны ни чувства и ни мысль,
ни память прояснить вопрос такой:
что мне милей – сама земная жизнь
или её предчувствие душой?
Ю. Шестаков

Михаил Балашов завершил обсуждение словами: «Просто читать чужие стихи – это тоже учёба. Это не может научить творчеству, но может развить вкус».

Встреча завершилась отрывком из поэмы Лермонтова «Демон». Лора Смирнова в очередной раз продемонстрировала мастерство чтеца, благодаря её проникновенному исполнению, слушатели смогли погрузиться в таинственный мир лермонтовской поэзии, заново пережить трагедию невозможной любви Демона и Тамары.

М. Балашов предложил тему домашнего задания – «воробьи».

Маргарита Константинова