«Я не геройствовала, я жила…» (О творчестве Ольги Бергольц)

14 октября 2013 г. в Доме Писателя (на ул.Звенигородской, д.22) — после летнего перерыва Борис Орлов,председатель Санкт-Петербургского отделения СП Росси, открывая новый сезон, провёл очередное занятие студии «Метафора».

Борис Орлов рассказал о проблемах в современной российской литературе. В последние годы наблюдается размывание поэзии и прозы. Литературный мир  пополняется потоком многообразной графомании — произведений неизвестных авторов-любителей.  Книги выпускаются небольшим тиражом без редакции. Новоявленные авторы занимаются сбором денег, не стесняются называть себя гениями. В шоу бизнесе отменена цензура, на сценах звучат примитивные песни и нелитературная речь.  Б.А.Орлов подчеркнул, что молодые читатели, не имея достаточного вкуса, принимают за образец низкопробные произведения. Состояние современной литературы неразрывно связано с общим снижением уровня культуры.

Затем обсудили задание, данное на летний период: творчество известной советской поэтессы Ольги Бергольц.

Ольга Мальцева рассказала краткую биографию.  Ольга Бергольц (1910-1975) — известная ленинградская поэтесса. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, призывая к мужеству всех жителей города. В это время она создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму». После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, погибших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены её слова:

 

Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.

Ольга Бергольц стала подлинной Музой Ленинграда. Её стихи позволяют нам проследить судьбу целого поколения, не сломленного жестокими испытаниями времени и
сохранившего нравственную чистоту, стойкость, мужество, искренность и веру в подлинные добро и справедливость.  Произведения О.Бергольц рассказывают о страшных днях блокады, когда личная и творческая биография поэта полностью слилась воедино с биографией миллионов:

Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, я жила.

Начало войны, а затем блокады, принесло новые тяжелейшие испытания и страдания. Именно в этот период Ольга Бергольц нашла в себе силы стать духовной опорой ленинградцев. Союз писателей направил её на работу в радиокомитет. На радио она проработала всю блокаду, почти ежедневно участвуя в радиопередачах. Радио играло в городе огромную роль. Именно благодаря ему ленинградцы узнавали, что происходило в СССР, а вся страна узнавала о событиях в Ленинграде. Мужеству и стойкости учились у работников радио.

В поэме «Твой путь» звучит жестокая правда 1942 года, правда о единоборстве с врагом Ленинграда и Сталинграда:

О, год ожесточенья и упорства!
Лишь насмерть, насмерть всюду встали мы.
Год Ленинграда, год его зимы,
Год Сталинградского единоборства!

Борис Орлов подчеркнул, что тема Ленинградской блокады неразрывно связана с темой Сталинграда. Отец Б.А.Орлова был участником Сталинградской битвы, командовал ротой.
Ольга Мальцева тоже напомнила, что её отец воевал в Сталинграде, в 18 лет командовал пулемётным взводом, пулемётной ротой, дошёл до Берлина, трижды раненый в боях, чудом остался в живых.

В продолжении темы Великой Отечественной войны, Борис Орлов поделился впечатлением о новой экранизации фильма Фёдора Бондарчука «Сталинград». Советские войска форсируют Волгу, чтобы укрепить узкую полоску обороны — плацдарм на правом берегу. За основу взята история Дома Павлова. В фильме рассказана история любви, которая зарождается в пекле Сталинградской битвы в ноябре 1942 года.

Александра Манцевода кратко пересказала эпизоды фильма, где контрастно представлена любовь к женщине в условиях жестокой войны и разрухи: на грани жизни и смерти животное, грубое чувство озверевшего от поражений немецкого офицера к русской  женщине и нежное чувство первой любви русского солдата к своей девушке.

Михаил Балашов высказал общее мнение, что в современном кино больше внимания уделяется звуковым, световым, скоростным и техническим спецэффектам, нежели психологической роли и профессиональной игре актёров.

Ольга Соколова отметила преемственность в творчестве двух режиссёров.  Центральной работой отца, Сергея Бондарчука был фильм «Война́ и мир», экранизация одноимённого романа Льва Толстого, советский худ. фильм 1965—1967г.г., получивший главный приз Московского международного кинофестиваля 1965г. и  премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (1969). 1-я серия («Андрей Болконский») — лидер проката СССР в 1966 г. (58 млн зрителей).

Ольга Нефёдова-Грунтова и Нина Александрова продолжили тему о творчестве Ольги Бергольц, выделили метафоры из её любовной лирики, передающие остроту переживания высоких чувств русской женщины:

Вот видишь — проходит пора звездопада,
и, кажется, время навек разлучаться…
…А я лишь теперь понимаю, как надо
любить, и жалеть, и прощать, и прощаться…

Ольга Бергольц испытала трагическую судьбу русской женщины. Ольга Берггольц родилась в Петербурге 16 мая (3 по старому стилю) 1910 года в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы.  В 1925 году 15-летняя Ольга Берггольц пришла в литературное объединение рабочей молодежи «Смена.  В начале 1926 года Берггольц познакомилась там с известным советским поэтом  Борисом Петровичем Корниловым
(1907-1938).  В 1925 году губком комсомола направил молодого поэта на учебу в Ленинград, где тогда же и было опубликовано его первое стихотворение. Очень скоро после знакомства 19-летний Борис Корнилов и 16-летняя Ольга Берггольц поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. Их брак оказался недолгим, но оставил неизгладимый след в душе каждого из них.

Творчество Ольги Федоровны Бергольц остаётся современным и востребованным и в наши дни. Много неподражаемых стихов поэтессы положено на музыку. Ольге Бергольц посмертно присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга (города Ленинграда).

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор 14 книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.