«Был тяжкий крест им в жизни дан…» (о творчестве участников Первой мировой)

8 декабря 2014 года в Доме Писателя (на Звенигородской, 22) под руководством Бориса Александровича Орлова (председателя Санкт-Петербургского отделения СП России) состоялся очередной семинар студии «Метафора». На семинаре обсудили творчество поэтов добровольцев, защитников Отечества, непосредственных участников военных событий I мировой войны. Среди них известные и почти неизвестные поэты: Николай Гумилёв, Всеволод Рождественский, Леонид Лившиц, Николай Новиков, Борис Волков, Николай Туроверов. Первая мировая война считалась империалистической, поэтому многие имена остались в забвении. В годы гражданской войны страна раскололась на два лагеря, большая часть русской интеллигенции заняла позицию «белых», в связи с чем, их творчество десятки лет считалось запретным в советской стране.

Борис Орлов подчеркнул высокий уровень творчества русской поэзии «белой лиры», к сожалению незаслуженно забытых поэтов. В истории русской литературы на протяжении всего советского периода одним из самых одиозных личностей считался Николай Степанович Гумилёв (3 (15).04.1886-24.08.1921). С первых шагов в литературе Гумилёва влекли необычные страны и материки, эпохи и персонажи. Его поэзия отличается экзотичностью, многие годы он возвращался к африканским, скандинавским, китайским сюжета, темам войны, опасных путешествий, к мифологическим и легендарным сильным личностям от Одиссея и Дон Жуана до конквистадоров и отважных капитанов. Эти темы отразились в сборниках «Путь конквистадоров» (1905), «Романтические стихи», посвящённые Анне Горенко (Ахматовой) (1908). В 1909 году поэт жил в Абиссинии и издал книгу «Жемчуга». Много поэм, статей и переводов публиковал в журнале «Апполон». В начале первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста, а также награждён орденом Святого Станислава III степени с бантом и мечом. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста». Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский корпус на Салоникский фронт.

Война
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
<1914>

По словам Александра Блока: «Творческий путь Гумилёва — это попытка возвращения из чарующей дымкой и благоуханным дурманом таинственных далей в овеянную пороховым дымом и смрадом крови жестокую будничность «страшных лет России».

Слушатели семинара с интересом ознакомились с творчеством и пересказали факты из биографии поэта. Он родился в Кронштадте в семье морского врача. Яркая одарённость проявилась рано, детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и в Тифлисе (наставником и директором гимназии был Анненский). Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет. После окончания гимназии, уехал в Париж, слушал лекции в Сорбонне. Издавал журнал «Сириус», печатался и под своей фамилией, и под псевдонимом Анатолий Грант. Создал собственную эстетическую программу «Цех поэтов». В 1913 году в качестве начальника экспедиции полгода жил в Африке и ежедневно вёл африканский дневник.

С 1916-1918 поэт жил в Париже, Лондоне, Берлине. По возвращении в Россию Гумилев интенсивно работал как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, лучшая из всех, им созданных «Огненный столп». 3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т.н. «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу. Расстрелянный по подложному конъюнктурному обвинению в контрреволюционном заговоре, поэт был запрещён более полувека. В 1990 годы он занял подобающее место в русской литературе.

Б.А.Орлов также выделил яркое и объёмное творчество Всеволода Рождественского (1895-1977). Поэт родился в Царском Селе, впитал дух Пушкинского лицея, дух Петербурга, благоговел любовью к Пушкину, рос в творческой семье, где любили чтение, античную древность, музыку и пение романсов. И.Анненский являлся его наставником и другом семьи. Всеволод с детства был овеян духом романтики.

В период с 1919 по 1921 год Рождественский по собственной воле служил красноармейцем, плавал на тральщике, который искал мины в реках и заливах. В 1920 году он возвратился в Петроград, где жил в легендарной коммуне литераторов — «Доме искусств». Поэт сблизился с М.Горьким. В 1924 г. окончил университет. В 1921–1926 годы Всеволод очень много писал и опубликовал три книги стихов: «Золотое Веретено», «Лето», «Большая Медведица». В 1920 году поступил на работу в Петроградский Союз поэтов в должности секретаря, сотрудничал с кумиром современности Александром Блоком (председателем Союза).

В 1921 году М.Горький привлек Рождественского к сотрудничеству с издательством «Всемирная литература» и поэт сблизился с Н. Гумилевым, который привлёк его в «Цех поэтов». С Есениным Рождественский познакомился еще в 1915 году. С 1927 года Рождественский часто ездил в Коктебель, в дом к М. Волошину, куда съезжалась литературная богема: А. Толстой, А. Белый, В. Инбер, К. Петров-Водкин и многие знаменитые люди искусства.

Когда наступила Великая Отечественная война, Рождественский пошёл во фронтовые корреспонденты, сотрудничал с армейскими изданиями. Поэт принимал участие в боях, видел смерть на Волховском, Ленинградском, Карельском фронтах, за что был награжден медалями. Но Этот этап поэт называл значительным периодом жизненного пути.

Белая ночь
(Волховский фронт)
Средь облаков, над Ладогой просторной,
Как дым болот,
Как давний сон, чугунный и узорный,
Он вновь встает.
Рождается таинственно и ново,
Пронзён зарей,
Из облаков, из дыма рокового
Он, город мой.
Все те же в нем и улицы, и парки,
И строй колонн,
Но между них рассеян свет неяркий —
Ни явь, ни сон.
Его лицо обожжено блокады
Сухим огнем,
И отблеск дней, когда рвались снаряды,
Лежит на нем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все возвратится: Островов прохлада,
Колонны, львы,
Знамена шествий, майский шелк парада
И синь Невы.
И мы пройдем в такой же вечер кроткий
Вдоль тех оград
Взглянуть на шпиль, на кружево решетки,
На Летний сад.
И вновь заря уронит отблеск алый,
Совсем вот так,
В седой гранит, в белесые каналы,
В прозрачный мрак.
О город мой! Сквозь все тревоги боя,
Сквозь жар мечты,
Отлитым в бронзе с профилем героя
Мне снишься ты!
Я счастлив тем, что в грозовые годы
Я был с тобой,
Что мог отдать заре твоей свободы
Весь голос мой.
Я счастлив тем, что в пламени суровом,
В дыму блокад,
Сам защищал — и пулею и словом —
Мой Ленинград.
1942

Среди поэтов «белой лиры» Орлов также отметил творчество Бенедикта Лившица,
Николая Новикова, Бориса Волкова. Бенедикт Лившиц учился на юридическом факультете в Новороссийском и Киевском университетах (закончил в 1912), затем поступил на военную службу вольноопределяющимся. Печатался в журнале «Аполлон» и в журнале Н.Гумилёва «Остров». До начала войны с Германией Бенедикт Лившиц, наряду с другими футуристами, был ярким завсегдатаем «Бродячей собаки», исполняя роль богемы, расходились только под утро. Он писал: «первое же дыхание войны сдуло румяна со щёк завсегдатаев „Бродячей собаки“».

В годы войны он был ранен на фронте, награждён Георгиевским крестом за храбрость. Награждён орденом Святой Анны III степени. В 1914 принял православие, вернулся в Киев. В 1922 переселился в Петроград. Он писал стихотворения изысканной формы, насыщенные метафорами, имитирующие стиль Малларме; в текстах 1913-1916 гг. важную роль играет образ Петербурга (цикл «Болотная медуза», где в сложном историческом контексте представлены различные архитектурные и природные памятники города на Неве). По оценке К. И. Чуковского, Лившиц был «эстет и тайный парнасец», «напрасно насилующий себя» сотрудничеством с футуристами:

Пророчество

Когда тебя петлей смертельной
Рубеж последний захлестнет,
И речью нечленораздельной
Своих первоначальных вод

Ты воззовешь, в бреду жестоком
Лишь мудрость детства восприяв,
Что невозможно быть востоком,
Навеки запад потеряв, —

Тебе ответят рев звериный,
Шуршанье трав и камней рык,
И обретут уста единый
России подлинный язык,

Что дивным встретится испугом,
Как весть о новобытии,
И там, где над проклятым Бугом
Свистят осинники твои.
1918

В октябре 1937 года Лившиц был арестован, 21 сентября 1938 расстрелян по ленинградскому «писательскому делу» вместе с Юрием Юркуном и Валентином Стеничем. По сфальсифицированной версии, умер от сердечного приступа 15 мая 1939 года. Реабилитирован в 1957. Жена поэта, Е. К. Лившиц (1902-1987), находилась в заключении. Сын поэта, Кирилл Лившиц родился в 1925 году, погиб осенью 1942 года в Сталинградской битве.

На семинаре вспомнили творчество поэта первой мировой войны Николая Новикова. Он воевал под своим именем, а писал под псевдонимом ЧЕРЕШНЕВ. Свою творческую деятельность начинал в Екатеринбурге, печатался в местных газетах и журналах, его пьеса «Частное дело» шла на екатеринбургской сцене… А когда началась война, пошёл на неё добровольцем, окончил краткосрочные курсы в Павловском пехотном училище, стал прапорщиком. И сложил голову в составе русского экспедиционного корпуса во Франции в августе 1916-го. Его последние стихи написаны тогда же и обращены к «седому деду — родному Уралу».

Борис Орлов рассказал интересную биографию поэта Бориса Николаевича Волкова. Он родился 1894 в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), эмигрировал, скончался в 1954 в Сан-Франциско. Его гимназические годы прошли в Иркутске. В 1912 поступил на юридический факультет Московского университета. С началом I мировой войны учился на курсах военных санитаров, в 1915 добровольцем ушёл на фронт, где служил командиром фельдшерского подразделения (в Польше и на Кавказе), выносил раненых солдат с линии фронта, служил до середины 1917. В тот же период начал печататься в газетах. Георгиевский кавалер. В декабре 1917 участвовал в антибольшевистском восстании в Иркутске. В годы Гражданской войны служил агентом Всероссийского правительства в Монголии. Приговорённый к смертной казни, перебрался в Китай, где жил несколько лет, занимаясь коммерцией. В Харбине сотрудничал в газете «Русский голос». В 1923 переехал с женой в США. Сменил множество занятий от грузчика до строителя. Начиная с 1925, печатался в русских зарубежных изданиях. В 1930-х написал автобиографический роман о гражданской войне в Сибири и Монголии «Conscript to Paradise» (не опубликован). Автор сборника стихотворений «В пыли чужих дорог» (1934, Берлин). Преподавал русский язык в военной школе, занимался журналистикой, переводами. В конце 1940-х принимал активное участие в организации Русского центра и Музея русской культуры в Сан-Франциско. В 1953 попал в тяжёлую автокатастрофу и вскоре скончался.

С большим интересом слушатели обсудили фантастический талант Николая Туроверова. После выхода фильма Никиты Михалкова «Русский выбор», где одна серия целиком посвящена поэту Николаю Туроверову, «Казачьего Есенина» узнали миллионы людей. Его судьба похожа на сотни тысяч судеб людей, раздавленных «красным колесом». Он родился в 1899 году в станице Старочеркасской области Войска Донского в семье старинного казачьего рода. Закончил Каменское реальное училище. Когда началась первая мировая война, поступил добровольцем в Лейб-гвардии Атаманский полк, потом ускоренный выпуск Новочеркасского военного училища. Затем Атаманский отряд полковника Чернецова, Степной поход, в ноябре 1919 г. стал начальником пулемётной команды Атаманского полка. За несколько месяцев до исхода награждён орденом Святого Владимира 4 степени и получил чин подъесаула. Несколько раз был ранен, но, наверное, слишком многое надо было ему сделать в этой жизни, и судьба хранила его. Он писал пронзительные стихи, умел сказать просто о самом главном:

***
Уходили мы из Крыма
Среди дыма и огня,
Я с кормы всё время мимо
В своего стрелял коня.
А он плыл, изнемогая,
За высокою кормой,
Всё не веря, всё не зная,
Что прощается со мной.
Сколько раз одной могилы
Ожидали мы в бою,
Он всё плыл теряя силы,
Веря в преданность мою.
Мой денщик стрелял не мимо —
Покраснела чуть вода.
Уходящий берег Крыма
Я запомнил навсегда.

Николай Туроверов покинул горячо любимую Родину навсегда. Стихи Туроверова появлялись в казачьих газетах и журналах, их переписывали и читали на русских военных и литературных вечерах повсюду, где жили изгнанники из России – Аргентине и Алжире, США и Сербии. И, конечно, Франции – страны, в которой он прожил пятьдесят два года, для которой он нашел такие неповторимые слова:

Лучшие тебе я отдал годы,
Все тебе доверил, не тая –
Франция, страна моей свободы
Мачеха веселая моя.

Но, кроме своего высокого поэтического таланта, которым он согрел столько людей, Туроверов был еще и историком, и издателем, и организатором выставок. И сегодня специалисты считают его одним из лучших знатоков казачьей иконографии и русского портрета. Если в Париже открывались выставки «Казаки», «Суворов», «1812 год», «Лермонтов», то не было никаких сомнений – за ними стоял этот невысокий, плотный человек. Великий поэт казачества. Именно Николай Николаевич сделал все, чтобы сохранился музей его родного Лейб-гвардии Атаманского полка, вывезенный казаками в Париж. Он был главным хранителем уникальной библиотеки генерала Д.Ознобишина, он публиковал статьи по истории казачества и русской военной славы. «Казачий альманах», «Русская военная старина», календари – чем только не занимался Туроверов. Период тех лет довольно сложно представить – все потеряно, кругом чужая речь, нищета, а Туроверов готовит очередную выставку или очередное заседание кружка казаков-литераторов, заряжая своих товарищей энергией и силой, которая помогала жить. Он умер 23 сентября 1972 года в Париже, нашел вечный покой на знаменитом кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Участники семинара познакомились с биографией и стихами поэтов-добровольцев I мировой войны, с большим восхищением обогатили познания новыми именами русской поэзии и разделили общую радость, что творчеству забытых поэтов «белой лиры» предстоит долгая слава в России.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор 14 книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.