
В Доме писателя (на Звенигородской, 22) под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя правления Санкт-Петербургского отделения СП России 10 марта 2015 года прошёл очередной семинар студии «Метафора». На семинаре продолжили предыдущую тему и, в связи с 60-летним юбилеем поэта, рассмотрели творчество яркого представителя из числа «дебютантов-70» известного в России поэта – Бориса Александровича Орлова. Как отметила Валентина Станкевич в поздравительной статье: «Поэт не может жить «без правды сущей, как бы ни была горька». Эти слова А.Твардовского, сказанные героем Василием Теркиным, можно было бы поставить эпиграфом ко всей поэзии Бориса Орлова. Стремление его русской души к сущей правде, к жизни по совести – исконная национальная черта русского человека. Творчество Бориса Орлова свидетельствует о неискоренимости, непобедимости этого качества русского характера».
На семинаре прозвучали юношеские стихи поэта, в которых уже намечалось настоящее призвание:
Как пух сорочий, снег
Лёг на рощи и поля
Орлов так объясняет истоки своего юношеского профессионализма: «Поэзия – это озарение, прозрение, которое приходят к нам свыше. И далеко не на каждого падает Божий свет. Потому и беречь небесный дар надо особо. Иначе, как говорится: Бог дал – Бог взял. Стихи я начал сочинять еще в дошкольном возрасте. Интуиция подсказывала, что красота, окружающая меня, может отражаться, как в зеркале, в русской речи. Для меня с детства существовало два мира: один – созданный Богом, второй – построенный людьми. Причем Божий мир был более близок и понятен, чем человеческий. Ибо в нем я не видел лукавства, лжи и фальши».
Поэт Орлов Борис Александрович родился 7 марта 1955 года в д. Живетьего Ярославской области в крестьянской семье. Отец – участник Великой отечественной войны, работал бригадиром строительной и рыболовецкой артели. Мать – зоотехник, рано овдовела, осталась с малолетними детьми. По словам самого поэта:
Рос драчливым,
Колючим, как сорняк среди гвоздик.
Он с юношеских лет имел повышенное чувство правды и справедливости, поэтому по окончанию прозоровской средней школы, не получил золотой медали из-за удовлетворительной оценки по поведению в аттестате зрелости. Стихи начал писать рано, подражая классикам. Любимые поэты: Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин, Артюр Рембо. «Есть в них что-то бесприютно-космическое и бездомное». С 15 лет поэзия стала занимать в жизни большое место, но связывать с ней судьбу не собирался (юношеские стихи 1972-1977г.г.) Первое стихотворение опубликовал в районной газете «Заря коммунизма» в мае 1972г.
Его манило море, романтика морского офицера-подводника:
Литые волны хмурого залива
Штурмуют скалы, как морской десант.
Мои друзья не говорят красиво –
Привычнее для них слова команд…
Они словам не верят – верят фактам.
Им непривычны выходные дни.
И что такое атомный реактор,
Своею кровью чувствуют они.
Во время учёбы в военном училище не порывал с поэзией, посещал ЛИТО «Путь на моря», под руководством В.Б.Азарова. Орлов публиковался в журналах «Советский воин», «Звезда», «Нева», «Юность», «Огонёк», «Молодая гвардия». В 1979 году участвовал в VII совещании молодых писателей. Запомнился стихотворением, которым открыл первый сборник «Гранитный север» (1983 г. серия «Старт):
Чёрная подлодка,
Чёрная вода,
Чёрная пилотка,
Красная звезда.
Книга получила положительные отзывы, в неё вошли стихи о службе на подлодке, о родном экипаже, об экзотической природе Кольского полуострова, о родной ярославской земле, где прошло босоногое детство. Мотив верности земле и морю стал определяющим в его поэзии:
ВЫСОТА
Разбитый дот. Осколочный металл.
Война давно ржавеет в катакомбах.
Вслепую здесь похоронил обвал
В корнях берез невзорванную бомбу.
А соловьи поют. Земля в цвету.
Среди травы разбросаны ромашки.
Березы атакуют высоту,
Как моряки
В разорванных тельняшках.
1976 г.
Борис Александрович Орлов родился 07.03.1955 в деревне Живетьево Брейтовского района Ярославской области, живет в Санкт-Петербурге. Отец поэта Александр Евгеньевич Орлов прошел Великую Отечественную войну, под Сталинградом командовал взводом разведки, дошел до Берлина командиром штурмовой роты, умер в 1970 г. Дед — Фадеев Константин Родионович, участник Первой мировой войны, в 1943 г. скончался от ран в госпитале. Борис Орлов окончил ЛВВМИУ им. Дзержинского и Литературный институт им. Горького. Друзьями Орлова по Литературному институту были талантливые поэты Владимир Куковякин, Михаил Анищенко, Владимир Чурилин и многие другие. На литературных встречах Орлов общался с «дебютантами -70-х», среди них Василий Галюдкин, Николай Дмитриев, Вячеслав Щетинников, Александр Казанцев.
Борис Орлов служил на Северном флоте, на атомной подводной лодке, получил звание капитан I ранга. Работал в газетах. Автор 18 книг стихов. Награжден многими медалями. Председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Лауреат премий «Золотой кортик» (1994), им. Симонова (1998), им. Пикуля (1999 г), Большой литературной премии России (2011 г.).
Поэзия Бориса Орлова пронизана неподдельным чувством патриотизма к Родине:
* * *
Не из тех я, кто падают в пропасть
безрассудно – за риск мой прости!
Кто-то должен шагнуть из окопа
первым, чтоб за собой повести.
А в атаку идти – нужен опыт.
Риск и смелость не станут виной.
И того, кто шагнет из окопа
первым, – смерть обойдет стороной.
Вся жизнь Бориса Орлова – это служение, не ради материальных благ, а во имя осуществления человеком своего призвания в мире, которое состоит в сотворчестве с Богом. Поэт все время совершенствуется, создавая гармоничность и целостность его поэтического творчества. Борис Орлов пишет очень много, он находится в расцвете творческих сил, полон замыслов, он создает не отдельные стихи, как может показаться неискушенному читателю, а крепкое поэтическое пространство – бастион света:
* * *
Прогнулась крыша. Моль побила шторы.
Крыльцо осело, а штакетник дряхл.
Здесь все хромает… Даже помидоры
Бредут в июль на длинных костылях.
Округа жизнь смиренно принимает.
Безлюдье. Нищета. Печальный вид.
Прихрамывает бабка. Дед хромает.
А совесть крепко на ногах стоит.
Отличительной чертой его творчества, как писал В.Панюшкин, являются немногословие, афористичность, военная краткость. Он отметил главное: воинский долг, любовь к родной земле и природе. Стихотворение «В конце похода»:
***
В обители стальной
Нет ни лесов, ни рек.
И тишина порой
Становится безликой.
Но пахнет по ночам
Реакторный отсек
И рощею грибной,
И спелой земляникой.
Важным рубежом стал сборник «Диалог с Творцом» (1996г.). Критика оценила, как наиболее зрелую книгу поэта. О.Шекстинский заметил: Орлов запечатлел трагедию России. А.Коршунов отметил ёмкий афористичный язык, смысловую и поэтическую нагрузку несёт жанр поэтической миниатюры, где нет лишнего, строка работает на замысел автора:
Добродетели низложены
Кто подлей, тот и умней.
Коммерсанты в куртках кожаных —
Комиссары наших дней
В 1999 поэт пережил тяжёлое испытание. Лирика Орлова обретает новые качества: исповедальность, философичность. Это подтвердили сборники «Тень тернового венца», «Надо мною лишь вечер и бог». Лирический герой Орлова общается с Богом, просит у него силы и веры, для него вера – символ свободы:
С ладони птичку покормил,
И в храм вошёл, согрет.
Иконы — окна в Божий мир,
Из них струится свет.
Когда в душе темным-темно,
Когда она болит,
Для исцеления дано
Свечение молитв.
Лирический герой зовёт к покаянию, зовёт молиться за Россию. Критика заговорила об Орлове, как о православном поэте: Поэт рассуждает о жизни, смерти, Боге, любви и России. Борис Орлов переживает за развал большой страны, обращается к природе, к деревенскому счастью, к утешению православной молитвой, русскими иконами, церковными звонами, крестами на куполах.
На сайте «Российский писатель» в статье «Осмотреться в отсеках» Борис Орлов говорит о самых животрепещущих проблемах российской литературы:
«Классическая русская словесность жила борьбой добра со злом. Она поднимала народ на эту борьбу – за правду против лжи, за любовь к людям против человеконенавистничества… Именно литература служила оппозицией власти: писатель смело указывал правящей верхушке на все отступления от Правды и Добра. И власть не могла не прислушиваться к голосу духовных вождей народа. Тогда литература выступала плечом к плечу с Православной Церковью.
Когда же в стране произошёл переворот, к власти пришли большевики, и Церковь подверглась гонениям, новые власти очень скоро убедились, что воспитывать народ с помощью одних только лозунгов и газетных статей невозможно. И литература вновь заняла подобающее место, вновь встала на борьбу со злом…И вновь писатель стал духовной, творческой оппозицией власти: его голос мог серьёзно повлиять на политику страны. Вспомните выступления Валентина Распутина, Василия Белова и десятков других наших литераторов: их голос слушали, по их словам власти могли отказаться от таких вредных проектов, как, например, поворот северных рек…
Но вот наступило время перемен. Вся советская литература была объявлена фикцией, иллюзией, идеологическим фантомом. При этом было сделано всё, чтобы новая литература не смогла развиться, не сумела бы пробиться к читателю. Писателям был закрыт ход на радио и телевидение, их произведения издавались минимальными тиражами, их творчество не освещалось в прессе. Было сделано всё, чтобы лишить народ традиционного духовного водительства. Более того: это водительство отдали прозападным силам, которые начали навязывать народу чуждые идеалы, губительные как для личности, так и для общества. Не буду сейчас говорить о всех сторонах этого явления, скажу только об одном: советская литература прославляла человеческий труд – производительный, творческий. Кто сейчас говорит о благотворной роли труда? …
Надо признать, в Белоруссии идеологическая работа поставлена хорошо, – чего, увы, не скажешь о России. Наоборот: нашу молодёжь всячески убеждают, что «умение жить» –это способность жить не трудясь. Нужно-де искать шальные деньги: выигрывать в азартных играх, в биржевых спекуляциях, в мошенничестве или даже в прямом воровстве. Такую идею и прямо и косвенно поддерживает наша современная беллетристика, ориентированная на западные ценности. Более того, теперь принято считать, что и писательский труд для литератора не нужен, ни к чему поэту знать творения его славных предшественников. Зачем утруждать себя чтением классики: наоборот, чем меньше ты её знаешь, тем скорее прослывёшь оригинальным, современным творцом…, могу уверить вас: за их «экспериментами» не стоит ничего кроме безграмотности, скудного духовного багажа и безмерного самомнения и гордыни…»
Книги Б.Орлова становятся поэтическими бестселлерами: «Россия куполами колосится…» (2009г.), «Лучшая погода – непогода» (2011г.), «Звёздный свет» (2012г.)
Редактор Ирэна Сергеева отметила: Борис Орлов каждую тему решает оригинально, по своему, и вот какие единственно верные точные слова находит, чтобы сказать о Родине и о патриотическом сыновнем долге:
В наших каютах и кельях
Молится Родина-мать,
В рясах и флотских шинелях
Нам за Россию стоять!
Его Творчество имеет историческое значение, он живет по чести и по совести, как положено русскому воину, русскому офицеру, русскому поэту:
* * *
Не ливень, не северный ветер,
Не ворон, не злое зверье,
А голубь с оливковой ветвью –
Прозревшее сердце мое.
Являются светлые лица,
Забыты и злость, и раздор.
И сердце – библейская птица –
Вьет в праздничном храме гнездо.
Всей душой поэт переживает за судьбу России, за русскую литературу: «…Сейчас много – и справедливо! – говорят о необходимости крепить экономическую безопасность страны, создавать её продовольственную безопасность. Это верно, но нельзя забывать и о духовной безопасности, о способности выстоять в идеологической войне – страшнейшей, наиболее разрушительной войне современности. И эту безопасность может обеспечить России только развитая национальная культура, важнейшей частью которой является словесность… Внешний враг нас никогда не одолеет! Но душу русскую надо беречь, – и за её целостность литература должна отвечать».
* * *
Еще кадит последняя надежда
И прошлое не надо ворошить.
Но возраст мой такой, когда одежда
Меня спокойно может пережить.
Не завершил свое земное дело –
Свою судьбу не до конца постиг.
Одежды хватит на больное тело,
А для души куплю немного книг.
И воином бывал, и миротворцем…
Сгорело сердце угольком в груди.
А свечку пред Николой Чудотворцем
Поставлю за грядущие пути.
7 марта Борису Александровичу, известному русскому поэту, руководителю Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России исполнилось 60 лет!
Участники семинара высказали благодарность руководителю семинара за постоянную работу в студии «Метафора», за большой вклад в работе Санкт-Петербургского отделения СП России, за верное служение русской литературе.
Желаем Борису Александровичу крепкого здоровья, личного счастья, неисчерпаемого поэтического вдохновения, новых успехов на благо русской литературы!