Творчество Николая Клюева

12 марта 2014 года в Доме Писателя прошло занятие студии «Метафора». Руководитель студии Борис Александрович Орлов (председатель правления СПб отделения СП России) и участники семинара обсудили творчество крупного поэта XX века — Николая Клюева (1884-1937). Он считается самым влиятельным и одарённым представителем ново-крестьянского направления в русской поэзии.
Борис Орлов отметил, что истоком творчества Николая Клюева является русский народный фольклор и раскольническая литература, к которой поэт был приобщён матерью, талантливой, грамотной русской сказительницей. Его детство прошло на реке Вытегре Олонецкого края, ныне Вологодской области. Отец был образованным, служил унтер офицером в жандармерии. Ранние стихи поэта имели яркую религиозную окраску, заметно влияние поэтов народников, перекличка с поэзией Н.А.Некрасова.

000

Первые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. В 1900-1910 годы он активно выступает в литературе, причём не продолжает традицию описательной минорной поэзии, а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и староверческой лексикой. Первый сборник «Сосен перезвон» вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами. О нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок, Валерий Брюсов и Николай Гумилёв. Н.Клюев черпает образы из церковно-приходского обихода, его язык насыщен словами северного диалекта и архаизмами, например в стихотворении «Рождество избы»:

От кудрявых стружек пахнет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крупногрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.

Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились – легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсами кудели
Над избой взлохматится дымок –
Сказ пойдёт о красном древоделе
По лесам, на запад и восток.

Личность Николая Клюева богатая, сложная, противоречивая, что отразилось на его трагической судьбе. Он не любил власть, разрушающую уклад русского народа, однако принял революцию 1917 года и даже стал парторгом. Но в 1920 году был исключён из партии большевиков за религиозные взгляды. С 1923 года Клюев жил в Ленинграде, вначале 1930-х переехал в Москву. Тяжёлое душевное и материальное положение не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924). Вскоре Николай Клюев, как многие ново-крестьянские поэты, дистанцировался от советской действительности, разрушающей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила «идеолога кулачества». После смерти Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был изъят из свободной продажи. В 1928 году вышел его последний сборник «Изба и поле». После опубликования поэм «Деревня» и «Мать-суббота» он объявлен «кулацким поэтом». В 1934 году выслан из Москвы, в 1937 году арестован и расстрелян в Томской тюрьме (реабилитирован в 1957 году).
Б.Орлов сравнил творчество двух поэтов Н. Клюева и С.Есенина, обратил внимание
на открытую исповедальность в стихах Есенина, которая почти отсутствует у Клюева.

Есенин считал его своим учителем, многое почерпнул в поэзии Клюева, имеющего более высокие, по социальному уровню и образованию, родословные корни. Их связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые). В 1915—1916 годах Клюев и Есенин вместе выступали со стихами на публике, но в дальнейшем их пути несколько раз сходились и расходились. Редкостно крупный литературный талант Клюева критиками признан выше Есенина.

Слушатели семинара дополнили обсуждение, прочитали отдельные стихи Николая Клюева, выделили яркие метафоры и строки: «болесть да засуха…», «помелища сосен в небеса стучат…», «сосновой жилой гудит пчелой…»

Александр Блок оказал большое влияние на творчество поэта, неоднократно упоминает Клюева в своих стихах, записных книжках и письмах, воспринимал его как символ народной веры, в одном из писем Блок даже заявил: «Христос среди нас». Самобытная поэзия Н.Клюева имела крепкую почву. Он осуждал молодёжь, которая легко ломала церкви и старый уклад: «Не понимают, что рушат святое». Николай Клюев не дружил с отцом, ни под кого не подстраивался, гордился старообрядческими корнями, впитал народное крестьянское творчество и многовековую религиозность русского народа. От природы умён, проницателен и самобытен, он имел своё мировоззрение и остался предан старой русской культуре в переломное время:

Пусть я в лаптях, в сермяге серой,
В рубахе грубой, пестрядной,
Но я живу с глубокой верой
В иную жизнь, в удел иной!

Высокая одарённость требовала поэтического выражения и позднее привела к политически осознанному отрицанию городской цивилизации и большевистской технократии. И форма его стихов, близкая к народной, через влияние символизма перешла к стилю былинных песен. Стихи в духе народных плачей перемежаются с песенными, созвучными библейским псалмам. В богатстве образов проявляется полнота внутреннего, порой провидческого взгляда на мир. Современники Николая Клюева отмечали шаманское завораживание его стихов.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор 14 книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.