
Я совершенно не склонна к мистике, надуманным поверьям, но мне очень хочется верить, что современным школам, которые находятся в старинных зданиях петербургских школ, удаётся с большим успехам сохранять традиции российских школ, как дореволюционных, так и советских. И руководство школы, и педагогический коллектив чувствуют какую-то особую ответственность. В чём я в очередной раз убедилась, побывав в петербургской Общеобразовательной школе № 27 им. И.А. Бунина. Как гласит пословица – «дома и стены помогают».
С 1862 по 1917 год в здании (Лейтенанта Шмидта наб., 15) располагалась Василеостровская женская гимназия, а с 1920 года – советские общеобразовательные школы. В течение двадцатого столетия, несмотря на множество реформ и переименований, и смены номеров, школа упорно сохраняет национальные достижения в образовании и воспитании подрастающего поколения России, не ущемляя традиций разных национальностей, населяющих обширные пространства бывшего СССР.
Если в школе есть хотя бы два направления дополнительной деятельности, как школьный музей и школьный театр, можно с уверенностью сказать, что традиции проникновения в глубинные процессы духовного развития подрастающего поколения в школе сохранены, что школа не перекладывает свои воспитательные функции и возможности по углублению предметных программных знаний на учреждения дополнительного образования, против которых я, конечно, ничего не имею против.
22 октября 2019 в Общеобразовательной школе № 27 им. И.А. Бунина – в день 149 годовщины со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870 – 1953) состоялась Творческая встреча писателей, членов Бунинского Общества Петербурга, с представителями коллектива школьников и педагогов (информация о мероприятии на сайте Дома писателя была дана 25 октября
писателем В.И. Булгаковым).
Хочу рассказать о моих впечатлениях от этой встречи, а по каким аспектам – уже обозначила. Что же из увиденного и услышанного меня особенно порадовало, и почему этому придаю такое значение?
Школьные музейная и театральная педагогики – что это такое? Эти междисциплинарные направления в воспитании и обучении подрастающего поколения являются универсальным средством развития личности.
Будущее России и новых поколений в большой степени зависит от того, удастся ли нам сохранить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня, как никогда, важно укреплять национальное достоинство, что не возможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности.
Экспозиция школьного музея «Иван Бунин: города – события – встречи» обладает большим образовательным потенциалом, где произведён отбор событий и фактов из судьбы Ивана Алексеевича Бунина – русского писателя с мировым именем.
Создала эту экспозицию Ольга Александровна Шаркова. С первых минут общения с ней понимаешь, что она талантливый музейный работник и литературовед. Послушав её, я поняла, что основы духовного проникновения в образ и судьбу И. А. Бунина школьники-артисты получили здесь в школьном музее. В музей мы (писатели) пришли, уже посмотрев школьный спектакль.
Каждая фотография на стендах, каждый предмет здесь выступает в качестве источника информации и способен воздействовать эмоционально, вызвать чувство сопричастности к жизни замечательного писателя, родившегося в России.
Не случайно в книге «Петербургские встречи Бунина» Евгений Дёмкин пишет: «Живя в эмиграции, Бунин думал только о России, писал только о России, был всегда с Россией».
Основной принцип театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоничную личность ученика. Педагоги-постановщики увиденного мной спектакля так сконструировали систему взаимодействия, а значит и взаимоотношений участников постановки, что сумели вызвать у её участников совершенно естественные эмоциональные проявления, расковать чувства и проявить взаимное доверие, что и сказалось на творческой атмосфере не только на сценической площадке, но и в зрительном зале.
* * *
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних – минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
28 марта 1886 (Ивану Бунину было 16 лет)
* * *
«Опять холодные седые небеса,
Пустынные поля, набитые дороги,
На рыжие ковры похожие леса,
И тройка у крыльца, и слуги на пороге…»
– Ах, старая наивная тетрадь!
Как смел я в те года гневить печалью Бога?
Уж больше не писать мне этого «опять»
Перед счастливою осеннею дорогой!
07.06.1923.
Литературно-музыкальная композиция «Иван Бунин. Воспоминания о детстве»
одновременно является и уроком, и театром, средством погружения в другую эпоху – открытием новых, непознанных граней ушедшей эпохи. Эта постановка – путь к нравственным ценностям своего народа. Драмкружок (и его детище – спектакль) – это отход от образовательного стандарта урока, это самостоятельный «орган» художественного искусства.
Конечно происходит отбор. В спектакле участвовали явно талантливые школьники из разных классов, которые способны к самовыражению. Имена их хочется назвать: Фёдор Рузанов (11 «A»), Вадим Григоров (10 «Б»), Валерий Фершуков (8 «А»); Владимир Осипов, Павел Гержот, Александр Михайлов, Владислав Трунов – (7 «Г»); Егор Волков ( 7 «Д»); Николай Свешников, Рената Кемова, Алина Фёдорова, Варвара Фёдорова, Ася Логинова – (6 «А»). Очень возможно, что кто-то из них станет профессиональным актёром. Драмкружок – один из аспектов профориентации.
Хочется обратить внимание на национальный русский колорит этого действа: это чтение текста из произведения Бунина, декламация стихотворений Бунина, русские народные песни без музыкального сопровождения, русские хороводные танцы в национальных нарядах.
Это и современные средства оформления спектакля: на большом экране менялись картины русского быта и русской природы средней полосы России, согласно текста, читаемого у настольной лампы юношей-артистом. При чтении текста лампа зажигалась, что увлекало почти достоверностью – словно юный Бунин сидел за столиком в родовом имении и писал свой дневник.
Особая благодарность организаторам-постановщикам: Евгении Дмитриевне Кретовой, Марии Николаевне Головиной, Таисии Игоревне Прокофьевой, Ольге Баировне Ермаковой.
Директор школы Светлана Анатольевна Филиппова. О директоре школы можно начинать составлять мнение со взгляда на состояние входной уличной двери, и на её дверную ручку (сможет ли её самостоятельно открыть первоклассница?) и так далее, и так далее… В школе и современный ремонт, и современный дизайн. Но директор школы – это и учитель учителей. Так было и так должно быть.
Судя по увиденному и услышанному мной в этом вопросе, школе со времён XIX века и стены помогают. Навыки подбора кадров наробразом не утрачены, потому что родство, кумовство чревато проблемами. Чего, по возможности, избегали монархи и Пётр I, и Екатерина II.
И ещё: с 1766 – 1783 годы в это здание (нынешней школы №27) принадлежало знаменитому на весь мир механику, математику Леонарду Эйлеру. А математика наука всеобъемлющая и она, конечно, и в школе с гуманитарным уклоном присутствует, и кто-то из её выпускников станет инженером (механиком) и математиком.
И без женщин не обошлось: в 1896 году Николай II передал здание, тогда принадлежавшее Василеостровской женской гимназии, в собственность Александре Петровне Оллонгрен – в прошлом воспитательнице и первой учительнице двух великих князей (один из них был будущий Александр III). Во время дарения (в благодарность от рода Романовых) Александра Петровна была уже надзирательницей Василеостровской женской гимназии. Так что и дух высокой педагогики в этом старинном здании и сегодня витает.
Надежда Перова,
член Союза писателей России
Фотографии Александра Новосёлова