
18 сентября первое осеннее заседание секции прозы Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России было посвящено памяти героев обороны Ленинграда – солдат и матросов, милиционеров и рабочих, своим небывалым мужеством сорвавшим реализацию гитлеровского плана «Барбаросса» и, фактически, предопределившим исход войны уже в первую и самую страшную голодную зиму 1941-42 годов.
— Я пишу о войне с 1949 года, столько же изучаю отечественные и зарубежные документы о Второй мировой и с ответственностью могу сказать: Гитлер желал взять Ленинград, а потом стереть его с лица земли. Сохранились документы, это подтверждающие,- сообщил собравшимся старейший участник встречи, фронтовик, полковник, доктор исторических наук М.И. Фролов.
— То, что сделали ленинградцы – неслыханный героизм и великий подвиг, равному которому не было в истории, — продолжил Михаил Иванович. – И мы должны бережно сохранять память о героях!
О «Кронштадтской битве», развернувшейся в ленинградском небе 21 сентября и продолжавшейся три дня подробно рассказал блокадник, капитан 1 ранга, доктор исторических наук И.М. Кузинец.
— Целью немцев было уничтожение кораблей, сил и средств Балтийского флота. Ежедневно в налётах участвовало от 140 до 280 самолётов, а всего их было 600. На наши корабли немцы обрушили тысячу тонн бомб! – увлечённо приводил статистические данные Исай Моисеевич. — Для сравнения, в налёте на американскую базу Пирл-Харбор участвовало 250 самолётов, сбросивших 600 тонн бомб – и США потеряли весь авианосный флот. У нас тоже были тяжёлые потери, но флот удалось спасти! Во многом, благодаря новейшим радиолокационным станциям «Редут», которые за полчаса до начала атаки предупреждали: «Идёт налёт»!
— С первых же дней войны ленинградские милиционеры стали в массовом порядке подавать рапорты об отправке на фронт. И уже к 1 июля 1941 года из 13 500 сотрудников две с половиной тысячи ушли в армию. Милиция формировала в городе и области истребительные батальоны, — с первых же слов выступления завладел вниманием собравшихся сотрудник Музея при Культурном центре ГУВД (бывшего Музея милиции) Р. М. Любвин, — Полторы тысячи наших сотрудников влились в состав21-й стрелковой дивизии НКВД, которая насмерть стояла у Пулковских высот и удостоилась похвалы в мемуарах маршала Жукова. На Невском пятачке смертью героев пали почти все курсанты школы милицейских политработников, межобластной школы милиции, пожарного техникума. Отдельный отряд милиции действовал на Дороге жизни, которая на самом деле назвалась сначала 101-й, а потом – 102-й военной автомобильной дорогой НКВД.
Ростислав Михайлович привёл цифры и факты работы милиции в блокадном Ленинграде. Так, если в 1942 году было раскрыто свыше 80 процентов случаев бандитизма, то в 1944-45 годах раскрывались уже все. Шла успешная борьба с разбоями, кражами, хищениями. У преступников за годы блокады было изъято свыше 23 миллионов рублей, 125 килограммов ювелирных изделий, 15 тысяч золотых монет,
Автор многих интересных книг о трудящихся блокадного города, член Союза писателей России, Герой Социалистического Труда Т.М. Захарова рассказала о женщинах блокадного города, заменивших мужчин у заводских станков. Она говорила о мужестве подростков, напомнив стоки, написанные 14-летним Юрой Вороновым – будущим известным поэтом (цитату из стихотворения которого я вынес в заголовок заметки):
«Мы знаем: клятвы говорить непросто.
И если в Ленинград ворвётся враг,
Мы разорвём последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!»
— Именно благодаря таким убеждениям ленинградцы и выстояли, — поддержал Татьяну Михайловну председатель СПб-отделения СР России поэт Б.А. Орлов. Борис Александрович рассказал о развернувшейся информационной войне против нашего прошлого, про очернение памяти героев, замалчивание их подвигов.
— И кому, как не нам нужно этому противостоять, ведь Память народа изменяется именно с помощью информационных войн, — такими словами завершил своё выступление Б.А. Орлов.
Выступавшие коллеги-писатели его полностью поддержали. А ведущей вечера – руководитель секции прозы А.Г. Скоков предложил провести в этом году ещё одно собрание. Посвящённое подвигу защитников Ленинграда, но уже в более широком формате. Естественно, возражений не последовало.