
В этом году Литературная премия им. Н.В. Гоголя преподнесла несколько сюрпризов. Во-первых, Ивана Ивановича Краско на посту Гоголя сменил актер и режиссер Максим Мельман. В его исполнении классик получился более светским, изящным, хотя, когда Мельман закричал «Поднимите мне веки!» дрогнул, пожалуй, весь Книжный салон.
Второй, еще более неожиданный сюрприз – «мастодонта» Виктора Ерофеева в номинации «Шинель» одолели две петербургские писательницы Мария Ануфриева и Кира Грозная.
Прозаик Александр Мелихов, один из членов жюри премии, объяснил это так:
— Романы Грозной «Невеста Иуды» и Ануфриевой «Доктор Х и его дети»– хорошая, реалистичная, жесткая проза. Жесткая в том смысле, что женщины могут ощущать будни как драму. А «Розовую мышь» Виктора Ерофеева не оценили. Это сказка, а мы уже, видимо, для нее слишком старые, реализм нам ближе.
Обе лауреатки пришли на церемонию, не сговариваясь, в ярко-красных платьях. Но это стало сюрпризом только для них – зрители были уверены, что так и задумано по сценарию. Тем более, то Валерий Георгиевич сравнил лауреаток с роковой панночкой из гоголевского «Вия».
В номинации «Вий» также победила представительница прекрасного пола – Марианна Алферова с романом «Восемьдесят четвертый. 2:0». Дипломы получили Тимур Максютов за «Нашествие» и Михаил Гаёхо за «Кубик 6», уже вошедший в шорт-листы различных литературных премий.
О книгах из этой номинации рассказал жюривший писателей фантаст Андрей Балабуха.
— Марианна Алферова – один из ведущих петербургских фантастов, и удивлен, что она только сейчас получает премию Гоголя, потому что все вещи у нее превосходные. «Восемьдесят четвертый. 2:0» – это не продолжение романа «1984»; повествование не имеет отношение ни к героям, ни к стилю Оруэлла, но это такая же антиутопия. «Восемьдесят четвертый. 2:0» – «твердый» научно-фантастический роман (есть такой термин), где автор создает реальность, отличную от существующей, но полностью обоснованную логически. «Нашествие» Тимура Максютова – классическая история «попаденца» (когда современный герой попадает в прошлое и начинает там творить чудеса), основанная на древне-русском материале. Очень необычен и сложен замысел у книги Михаила Гаёхо «Кубик 6». Так что все авторы попали в финал премии не случайно.
В номинации «Портрет» лауреатом стал калининградец, историк и философ Андрей Тесля с книгой «Русские беседы: лица и ситуации». А дипломантами – Александр Кушнир с книгой «Кормильцев» и Глеб Смирнов с книгой «Палладио».
Павел Кузнецов, член Малого жюри, высоко оценил все три произведения: — Если говорить о номинации «Портрет», то всем здесь я поставил одинаковую оценку. Они примерно равнозначны. Книга Александра Кушнира – это увлекательная биография Ильи Кормильцева, рок-поэта, написавшего множество хитов для группы «Наутилус Помипилиус», полиглота, переводчика, создателя скандального издательства «Ультра.Культура», публиковавшего радикальные тексты. Глеб Смирнов создал интереснейшее произведение об архитекторе эпохи Возрождения Андреа Палладио, строившем знаменитые виллы в окрестностях Венеции. Книга Андрея Тесли – историко-философский труд о русском славянофильстве, написанная довольно подробно, хорошим академическим языком. Именно ей коллеги отдали предпочтение, хотя «Русские беседы» рассчитаны на более узкий круг читателей, чем, например, «Кормильцев», который, безусловно, станет бестселлером.
К счастью для читателей, книги, вошедшие в «шорт» премии Гоголя, можно было приобрести на Книжном салоне, который в этом году, пожалуй, был один из самых ярких и насыщенных – в том числе, и благодаря Мюзик-холлу, устроившему салону великолепное музыкальное сопровождение.