Прозаик
День рождения: 18.01.1933
Место рождения: г.Баку
По окончании школы в 1951 году он поступил в Бакинский индустриальный институт, где активно участвовал в художественной самодеятельности.
Окончив в 1957 году институт, Илья Штемлер стал инженером-геофизиком, «открывал» нефтяные месторождения в приволжских степях, потом, до 1967 года, работал на ленинградском заводе «Геологоразведка».
В 1957 году за свой первый рассказ он получил приз ленинградской газеты «Смена». Хотя Штемлер начинал свой путь в литературе с пьес, но известность к нему пришла после публикации в журнале «Юность» в 1965 году романа «Гроссмейстерский балл». Инсценировка по роману обошла более ста театров, он был переведен за рубежом.
Характерно для творчества писателя было то, что для изучения темы будущего произведения он поступал на работу в избранную им отрасль и достаточно долго в ней работал: так он побывал таксистом, проводником поезда, архивистом, инспектором орготдела крупного универмага… Так родились романы «Таксопарк», «Универмаг», «Архив», «Поезд»… В состав вышедшего в 1994-1995 годах пятитомника Штемлера вошли также романы «Утреннее шоссе» и «Коммерсанты».
Одно время Илью Штемлера называли русским Артуром Хейли, находя в его творческом методе аналогию с подходом к литературному материалу модного в то время американца. Да, и тот и другой, прежде чем написать свои “Поезд” или “Отель”, устраивались в соответствующие ведомства и работали проводником на маршруте Ленинград – Баку или младшим помощником дежурного по отелю “Хилтон”.
Романы писателя, прогремевшие в 1960–1990-е годы, или более поздние документальные книги “Взгляни на дом свой, путник”, “Breakfast зимой в пять утра” – все они доставляли нам истинное удовольствие “штемлеровской” точностью в деталях, доскональным знанием описываемого и увлекательностью сюжета. Этот жанр он определяет как городской деловой роман.
Любой писатель, лишенный собственной биографии и знакомый с окружающим миром лишь по чужим книгам и телефильмам, узнается быстро, как бы лихо и замысловато ни расставлял он иероглифы абзацев, как бы ни трещали на его страницах кости и ни гремели выстрелы. Илья Штемлер правдив и в прозе, и в жизни.
Когда более десяти лет назад сгорел Дом писателя им. В.В. Маяковского и литераторы города остались без своего угла, Штемлер первым поддержал идею создания “Центра современной литературы и книги” и уже шестой год добровольно несет немалые расходы в виде членских взносов, став вместе с Александром Житинским, Борисом Стругацким и автором этих строк учредителем писательского клуба, хоть частично заменившего Шереметевский дворец.
В питерском издательстве “Лимбус Пресс” вышла в свет новая художественно-документальная книга Ильи Штемлера “День благодарения”, первая часть дилогии о человеке, который сделал себя сам. Вторая книга в ближайшие дни будет сдана в печать. И как обмолвился автор, в проекте – художественный фильм по материалам дилогии.
Илья Штемлер — человек, увлеченный жизнью, реальной жизнью, с ее повседневными заботами и проблемами. Еще не так давно в ходу была такая формулировка: “Писатель изучает жизнь”, или даже более категорично: “Писатель должен изучать жизнь”. На первый взгляд она-то как раз и применима к Штемлеру. Ибо, решив, например, написать роман о таксистах, он отправился работать водителем такси в таксопарк, точно так же впоследствии он работал проводником на железной дороге или вставал за прилавок большого универмага. И все-таки сказать о нем “изучал жизнь” было бы смешно и абсурдно. Он ничего не изучал — он просто с присущим ему темпераментом жил той же жизнью, которой жили его будущие персонажи, он с головой погружался в эту жизнь, он был увлечен ею. В этом секрет и достоверности, и увлекательности его книг. Его всегда интересовало, захватывало то новое, что обнаруживалось в нашей бурно меняющейся жизни. Он не мог не потрогать это новое, что называется, своими руками, не ощутить его своей кожей. И потому именно он одним из первых принялся писать о тех, кто в начале девяностых начинал на свой страх и риск заниматься бизнесом, когда само это слово для многих из нас еще звучало чуждо и раздражающе. Так появился его роман “Коммерсанты”, который увидел свет на страницах “Невы”. Кстати, о том, как этот роман потом выходил отдельной книгой, о гримасах и уловках тогдашнего издательского бизнеса, тоже можно было бы написать детективную повесть, но это, как говорится, уже другая история.
Илья Штемлер — человек необычайно отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь тому, кто в этой помощи нуждается, причем не на словах, а на деле. В наше время, время усиленно пропагандируемого индивидуализма, отзывчивость — черта не такая уже распространенная и потому особенно ценная.
Член совета Союза писателей Санкт-Петербурга и исполкома Санкт-Петербургского отделения ПЕН-клуба. Член Союза кинематографистов РФ.
Николай Крыщук
Библиография:
«Гроссмейстерский бал» (1965).
«Уйти, чтобы остаться» (1970).
«Завод» (1970).
«Таксопарк» (1977).
«Универмаг» (1980).
«Утреннее шоссе» (1981, опубликован в журн. «Нов. мир»).
«Поезд» (1982, опубликованы в журн. «Нов. мир»).
«Архив» (1987).
«Взгляни на дом свой, путник» (1991).
«Коммерсанты» (1993).
«Звонок в пустую квартиру»(1998).
«BREAKFAST. Зимой в 5 утра» (2000).
дилогия «День Благодарения» (2001-03).
«Сезон дождей» (2007).
пьеса «Старая пластинка».
телефильмы: «Обычный месяц», «Утреннее шоссе».
Награды и премии
Награжден орденами «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга». Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры.
В 2007 году получил Царскосельскую премию «За яркую индивидуальность в романах и повестях последних лет» (члены жюри отметили «благородную простоту его романов»).
Илья Петрович скончался 4 декабря 2022 года