Голлер Борис Александрович

000Прозаик, драматург, эссеист 
День рождения: 1931
Место рождения: Ленинград

Родился в 1931 году в Ленинграде, в семье инженера-строителя. Сам окончил так же инженерно-строительный институт (Всесоюзный заочный). К тому времени уже работал по профессии. Всего в этой области работал 8 лет. С 1960-х стал переключаться на литературную работу.

Пишу с детства. В 1948-м участвовал, еще школьником, в первой послевоенной конференции молодых писателей в Ленинграде. А был принят в Союз советских писателей (ЛО Союза) в 1988 году, спустя сорок лет. Комментировать это обстоятельство считаю излишним. С 1966-го по 1988-й был членом Профессиональной группы писателей при Ленинградском отделении Союза.

Первые публикации (1959) – сценарии документального кино и стихотворные переводы поэтов Востока (с подстрочника). Публиковались в издательстве «Художественная литература», в Большой серии «Библиотеки поэта». (Всего опубликовано 2000 строк стихотв. переводов). Сценарии и тексты к документальным фильмам – «Леннаучфильм», Лентелевидение.

Первая из главных моих пьес – «Десять минут и вся жизнь»(1960) о судьбе экипажа Хиросимы — впервые была принята к постановке в том же году, но получила цензурное разрешение лишь 27 лет спустя. Уже во время перестройки. Тогда же вышла в распространение для театров, и ею открылся в Кургане новый профессиональный театр «Ателье». Вторая пьеса «Матросы без моря» о революции гражданской войне в России (1966) была разрешена к постановке спустя 22 года после написания. Тогда же (1988) поставлена в нескольких театрах и вышла в распространение. Третья была поставлена ЛенТЮЗ’ом в 1968 году (театральное название спектакля – «Модель 18-68», режиссура Корогодского З.Я. и Л.А. Додина). Это был мой первый профессиональный спектакль. Но пьеса вскоре была снята с постановки, несмотря на успех у зрителя. Там была новелла про 37-й год, а танки уже вошли в Прагу. Это была пьеса в новеллах о молодом человеке советской поры – и две из них: «Мальчик у телефона» и «Миф о десанте» появляются на сцене до сегодняшнего дня. Несколько лет назад по «Десанту» был создан и поставлен мюзикл (композитор М.Аптекман).

1969 году по предложению ЛенТЮЗ’а занялся инсценировкой «Евгения Онегина» и с тех пор все мои интересы лежат, в основном, в области истории и культуры России первой трети XIX века – декабристко-пушкинско-лермонтовской поры.

За это время написаны пьесы: «Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной» («опыт драматических изучений» романа – 1972); «Плач по Лермонтову или Белые олени» (1974), «Сто братьев Бестужевых»(1975), «Вокруг площади» (1982), «Привал комедианта или Венок Грибоедову»(1985). Все они поставлены на театре. Спектакль по пьесе «Сто братьев Бестужевых», показанный впервые труппой студенческого театра ЛИИЖТ’а «Studio» в 1975 году (режиссер В, Малыщицкий) имел особый успех на международных и российских фестивалях, после чего, на базе этого любительского театра – был создан в Ленинграде новый профессиональный — Ленинградский государственный Молодежный театр (ныне Театр на Фонтанке). Он открылся спектаклем «Сто братьев Бестужевых» 18 января 1980 года. Спектакль прошел на сцене 250 раз за первые 2,5 года существования театра, а вместе со спектаклями студии – всего около 400 раз и держался в питерском репертуаре, примерно, 11 лет. С этого времени я пробился на театр как драматург. В 1976, в марте, отдельно от студии «Сто братьев» были поставлены в радио-варианте на Ленинградском радио (2 часа эфирного времени); — спектакль выходил в эфир много лет. В 1989 году была такая же постановка на радио моей пьесы «Привал комедианта или Венок Грибоедову» — 2, 5 часа эфира. Спектакль так же несколько лет держался в репертуаре радио-театра.

Печатать меня начали совсем поздно. В 1986-м году сборник моих пьес, готовившийся к печати издательством «Искусство» (ЛО), был снят с подготовки тогдашним ленинградским руководством. Хотя в пользу издания сборника был письмо ряда крупнейших филологов и историков Ленинграда и Тарту (Ю.М. Лотман, К.В. Чистов, Вацуро В.Э., Фомичев С.А. Левкович Я.Л. и др.) — Потому впервые мои пьесы появились в печати лишь в 1989 году (журналы «Нева», «Искусство Ленинграда»). К тому времени прошло 29 лет с начала профессиональной драматургической работы. А сборник пьес в более полном объеме — «Сто братьев Бестужевых» — был издан 20 лет спустя, в 2007 году, по гранту Федерального агентства печати и информации — с предисловием Льва Додина, руководителя МДТ – Театра Европы. (Изд-во «Балтийские сезоны»).

Сценическое прочтение «Евгения Онегина — «Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной» — вышло отдельной книгой в Москве, в 1988 году к 200-летию со дня рождения Пушкина.

В 1986 году я начал работу над эссе-исследованиями литературы по избранной тематике истории русской литературы XIX века. И первым меня стали печатать как эссеиста (1988): журнал «Вопросы литературы», № 1 — «Драма одной комедии» (о Грибоедове). Продолжение этой работы увидело свет там же – совсем недавно: «»Горе от ума» в меняющемся мире» — 2009 год, июнь–июль. За эту работу я получил премию Фонда «Литературная критика» — за 2009 год. Первую мою литературную премию.
Ранее, в 1988 году опубликовал в том же журнале работу о внутренней полемике Лермонтова с Пушкиным – «Пейзаж с фигурами на заднем плане».

В 1983-м впервые обратился к прозе на историческую тему. Написанная тогда же повесть «Петербургские флейты», третья часть «декабристской» трилогии (две части ее – пьесы) — увидела свет в 1999 году, в пушкинском номере журнала «Звезда» (№ 6).

Роман «Возвращение в Михайловское» был опубликован в 2003 году в журнале «Дружба народов» (№№3,4) – Первая книга, и в 2008 году (№№ 5,6) – книга Вторая. Отдельным изданием книга Первая книга вышла в 2007 году в изд-ве «Алетейя», и в 2009-м – Первая и Вторая книги вместе.

Кроме этих работ опубликовал несколько эссе о театре и кино. Главные из них – «Послание от Феллини» — 2002 г. (журнал «Нева») и «Слово и театр» (в сборнике пьес «Сто братьев Бестужевых»).

С 1989 года по 1991 и с 2003 по 2009-й преподавал в Петербурге в Академии театрального искусства на курсах профессоров Л. А. Додина и В.М. Фильштинского авторский курс «Основы литературной композиции».

Библиография: проза

Повесть «Петербургские флейты» (1999).
Роман «Возвращение в Михайловское» (2003).

Библиография: драматургия

«Десять минут и вся жизнь»(1960).
«Матросы без моря» (1966).
«Мальчик у телефона»
«Миф о десанте»
«Пушкин. Автопортрет с Онегиным и Татьяной» («опыт драматических изучений» романа – 1972).
«Плач по Лермонтову или Белые олени» (1974).
«Сто братьев Бестужевых»(1975).
«Вокруг площади» (1982).
«Привал комедианта или Венок Грибоедову»(1985).

Библиография: дополнительно

Эссе «Драма одной комедии» (о Грибоедове), журнал «Вопросы литературы», № 1 (1988). «»Горе от ума» в меняющемся мире» (2009). «Пейзаж с фигурами на заднем плане» (1988). «Послание от Феллини» (2002). «Слово и театр».

Награды и премии

Премия Фонда «Литературная критика» — за 2009 год.