И хотя никогда не случится мне быть с тобой…

Екатерина Дедух. «Погружение». Стихи – 2017: – СПб: – 76 с., – илл. Издание Санкт-Петербургского отделения Общероссийской общественной организации «Союз писателей России».

Начать разговор о книге хочется, оттолкнувшись от ее оформления, выполненного самой же Екатериной (она не только поэт, но и художник). Может быть, в этом виновата обложка, рисунок на которой так и тянет потрогать, проверить – а не рельефный ли он? Что там изображено – отпечатки в глине, река, еще одна река? Да, погружение будет многослойным …

Один из слоев книги – самозабвенное погружение в чувства к мужчине, который становится центром мира, смыслом жизни. «Нет мне воздуха в воздухе. Нет мне земли на земле.» Он почти равен Богу: «Я чаша деревянная. В руке его /Я вспоминаю летнее тепло /Как солнце ствол к себе наверх влекло». Подмена Бога мужчиной мучительна, и любовь превращается в созависимость: «Чтобы освободиться – скажу: «Нет меня». / Всё сильней, очевиднее день ото дня / Эта мысль проступает … <…> «Нет тебя» надо тоже осилить сказать. / Но язык замирает». Удивительно, что из этих глубин безнадежности лирической героине удается вынырнуть, да еще и с благодарностью: «И хотя никогда не случится мне быть с тобой /– Самым светлым и ценным, что Богу смогу отдать я, / Будет эта тобою моя налитая боль, / Что дороже и глубже иного пустого счастья».

Но это только первый слой, ближняя река. А дальше – еще одна; даже не река, а море, где погружаешься в изучение мироздание через призвание, природу, молитву…. Здесь есть великолепные образцы философской лирики – емкие, лаконичные, элегантные:

Проработав над словом внимательно столько лет,
Очищая его от примесей, ото лжи,
Понимать начинаешь, что главного в слове нет,
И – хоть жизнь положи – в слово этого не вложить,
Даже если сумеешь до самых глубин дойти…
Своевременно ляжет само оно между строк.
Так в хороший скворечник слетается стайка птиц,
Так в простую икону, случается, входит Бог.

А вот еще (по сути, одна блестящая, развернутая метафора):

Мы в этой жизни – босяки,
Что в дорогущем ресторане
Бравады ради, ради шутки
Назаказали разных блюд.
Не расплатиться: медяки
У каждого из нас в кармане.
Не подавай им вид, что жутко.
Держись ровнее – счёт несут.

И тут приходит мысль, что, возможно, именно то, первое погружение и послужило толчком к погружению следующему. Отверженность, одиночество, несчастливость и, в конечном итоге, смирение, стало причиной утонченного мироощущения, глубинных открытий: «Есть лошади, и яблоки и дети – /И только смерти не было и нет»; «Не нужно сил с небес просить и воли – / Всё есть в тебе, и с небом вровень ты».

В итоге книга получилась довольно целостной – и по смыслу, и по тональности (этому поспособствовал и тягучий пятистопный анапест, которым написана ее значительная часть). Правда, не скажешь сразу, преобладают ли в ней светлые тона или темные? Тут впору вспомнить Мандельштама: «Сестры – тяжесть и нежность – одинаковы ваши приметы». Но, если опять-таки обратиться к графике, то подмечаешь: вроде бы везде фон темный, зато как волшебно светится на нем любое белое пятно! И насколько легки и даже ироничны силуэты: дерево, танцующее под ветром; ракушка, задравшая кверху лапки; гранаты, похожие на заматеревших греков…. Оканчивая книгу, и «примиряясь со всем и себя, наконец, принимая», автор дает возможность и нам испытать нечто вроде катарсиса.

Возможно, «Погружение» – это не тот сборник, который порадует поэтическими находками, неожиданными открытиями (хотя они здесь в энном количестве и присутствуют), зато заставит читателя проделать душевную работу, что, по сути, и является признаком настоящей поэзии.

Юлия Медведева – публицист, редактор, поэт, критик. Окончила факультет журналистики СПбГУ в 2000 году. Работала редактором отдела новостей на «Эльдорадио», журналистом радиостанций «Полис», «Ленинград», ВГТРК «Петербург – 5 канал», шеф-редактором журнала «Обучение и карьера в Санкт-Петербурге», главным редактором архитектурного журнала «Капитель». Стихи, литературные обзоры, критические статьи публиковались в журналах «Аврора», «Зинзивер», газетах «Санкт-Петербургский дневник», «Книжная лавка», «Истоки» (Уфа), коллективном сборнике «По ту сторону экрана». Автор более 50-ти статей о современных литераторах на Википедии. Куратор литературных фестивалей и мероприятий. Участник общества «Молодой Петербург».