Разговорчики в строю

 

20 февраля 2018 на заседании Секции критики и литературоведения Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России прошло обсуждение альманаха «Молодой Ленинград — Петербург 1937-2017».

В конце 1980-х появилась так называемая «возвращённая литература», ранее не издававшаяся в СССР; вернулась она очень быстро, потому что хороших запрещённых книг было очень мало. В результате перестройки русский читатель потерял гораздо больше, чем приобрёл. Многочисленные произведения и имена замалчиваются и вытесняются именно потому, что в советское время они были востребованы. Новая власть, как правило, отправляет в ссылку бывших придворных и приближает к себе тех, кто раньше были в опале – то же самое произошло и с литературой. Беда в том, что опальных книг в советское время было куда меньше, чем одобряемых.

Одна из самых актуальных задач современного литературоведения – это возвращение читателю советской литературы. Именно этим и замечателен юбилейный сборник «Молодой Ленинград – Петербург 1937-2017». Он уникален по тематике, поскольку открывает читателю искусственно вытесненную, противоестественно неизвестную историю ленинградской литературы. В книгу вошли произведения, отражающие все этапы восьмидесятилетней истории сборника, в котором дебютировали Александр Володин, Андрей Битов, Виктор Конецкий, Сергей Довлатов, публиковались стихотворения Иосифа Бродского, Александра Городницкого, Олега Охапкина, проза Виктора Курочкина, Валентина Пикуля, Виктора Голявкина, этот ряд можно продолжать достаточно долго. В этом строю оказались и современные авторы, издававшиеся уже при новом названии – «Молодой Петербург». Это плотно сомкнутый строй – кратко о каждом номере, от каждого автора по одному небольшому произведению, номера альманаха проходят перед читателем как некий парад. Однако, все недостатки настоящего издания обусловлены только его скромным форматом – перед нами небольшая антология молодой ленинградской литературы, а поднятый пласт тянет на докторскую диссертацию, и не одну. Для раскрытия потенциала темы не хватает литературоведческого анализа, а главное – популяризации. Явление ленинградской литературы и «Молодого Ленинграда» в частности еще только предстоит осмыслить.
Ситуация в СМИ такова, что Москва уже давно узурпировала общероссийский литературный процесс, – как будто всё достойное внимания происходит там.

Комплексы москвичей вполне понятны. В сложившейся ситуации есть и свои плюсы; вероятно, именно отдалённость культурной столицы от мира дутого пафоса и шумихи привели к тому, что многие петербургские литераторы до сих пор не утратили тонкости слуха в работе со словом. Однако, полагаю, всё же стоит признать тот очевидный факт, что вытеснение Ленинграда на литературную периферию столь же безосновательно, как и господствующие в обществе стереотипы относительно советской литературы.

Читайте также: Полемика: Белинский – Медведева. О юбилейном номере альманаха «Молодой Петербург»

Роман Круглов – поэт, прозаик, критик, редактор, литературовед, кандидат искусствоведения. Родился 27.02.1988 в Ленинграде. Первая публикация вышла в 2000 году, в дальнейшем стихи публиковались в «Литературной газете» (Москва), журналах «Аврора» (Санкт-Петербург), «Новый Енисейский литератор» (Красноярск), «Приокские зори» (Тула), «Русское поле» (Кишинёв), «Немига литературная» (Минск), «Каштановый дом» (Киев), «Зарубежные задворки» (Дюссельдорф), «Чайка» (Вашингтон), «Север» (Петрозаводск) и др. Лауреат ряда литературных премий: «Молодой Петербург» (2009 г.), премии им. Б.П. Корнилова «На встречу дня» (2013), премии журнала «Зинзивер» (2015), Дипломант славянского форума искусств «Золотой витязь» (2017), и т.д. Автор книг стихотворений «История болезни» (2010), «36 кадров» (2012), «Двигатель внутреннего сгорания» (2014), «Гербарий» (2016), сборника литературоведческих и критических статей «Грани» (2013). Член секции поэзии Союза Писателей России, член бюро секции критики Союза Писателей России. Заведующий искусствоведческой частью альманаха «Молодой Санкт-Петербург». Преподаватель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, Института культурных программ, курса «литератор» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена.