Полемика: Белинский — Медведева

О юбилейном номере альманаха «Молодой Петербург»

Анатолий Белинский

На заседании секции критики и литературоведения СПБ отделения Союза писателей России проведено обсуждение выпуска юбилейного номера альманаха «Молодой Ленинград (Петербург). 1937–2017». Поскольку я имел некоторое отношение к этому изданию, то позволю себе высказать  некоторые замечания по этому юбилею.

Прежде всего, хочу сказать, что вполне поддерживаю идею составителей альманаха рассмотреть историю этого издания на протяжении многих лет. Альманах «МЛ» долгие годы давал возможность молодым авторам Ленинграда и затем Петербурга стать известными для массового читателя – в советские времена тираж альманах был 15 000 – 30 000 экземпляров. Главный редактор юбилейного издания Алексей Ахматов и составитель Юлия Медведева провели большую работу, чтобы наглядно представить творческий путь этого издания. К сожалению, это доброе начинание было выполнено не корректно, и в статьях допущены многие ошибки, на которые я хотел бы указать.

Во вступительной статье Алексея Ахматова утверждается, что с 1997 года  Общество «Молодой Петербург», созданное Евгением Лукиным и Алексеем Ахматовым, стало выпускать альманах, который являлся продолжением изданий «Молодого Ленинграда». Они выпускали номера своего альманаха с  1997 по 2000 год, затем наступил перерыв в изданиях, и после этого Ахматов продолжил издание альманах «Молодой Петербург» лишь в 2009 году. Я отнюдь не собираюсь отрицать приоритетность сборников, выпущенных в эти годы  Обществом «Молодой Петербург». Хочу лишь уточнить, что в них публиковались только стихи, и назвались они по-разному: то «Сборник поэзии», то «Молодой Петербург», выпуски 2-й, 3-й и 4-й, «Молодой Петербург»-01.  Рассказав историю издания, А. Ахматов одновременно сообщил: «В 1998 году вышло еще одно издание под названием «Молодой Петербург», которое субсидировал Комитет по печати, но это был  уже не альманах, а всего лишь отчетный сборник по конференции. Его впоследствии возглавили Анатолий Белинский и Игорь Кравченко».  Далее, в этой статье говорится, что с 2009 года «Молодой Петербург», в отличие от сборника Белинского, стал «представлять собой периодическое издание, довольно полно освещающее современное положение дел в литературе». Оставляю на совести автора это последнее утверждение, потому что не понимаю, как можно было  «полно освещать современное положение дел в литературе», если в этих изданиях публиковался  десяток поэтических произведений и столько же статей об авторах этих стихов. Не буду говорить о  качестве публикаций в этих изданий, а лишь укажу на неточность утверждений главного редактора издания.

Как верно пишет А. Ахматов, альманах, который стал редактировать я, впервые вышел в 1998 году, составитель его был Евгений Лукин. Он и дал этому изданию название «Молодой Петербург» –  у меня не было никакого желание менять это название. Попутно скажу, что составителями очередных альманахов «МП», которые выходили в издательстве писателей «Дума», были различные писатели в разные годы: кроме Белинского, составителями были Сергей Карпущенко, Владимир Шемшученко и Игорь Кравченко. Заметим также, что финансовую помощь Комитет по печати оказал нам только три раза, а мы издали тринадцать выпусков альманах, и каждый раз выпускали их за счет издательства «Дума». Все эти 13 выпусков я предъявил присутствующим на заседании секции критики, когда шло обсуждение юбилейного номера. Наши выпуски альманаха, с 1998 по 2013 год,  дают возможность наглядно увидеть, какое издание следовало назвать периодическим. Каждый выпуск нашего  альманаха включал в себя произведения прозаиков и поэтов, общим числом от двадцати  до тридцати молодых авторов. Более двадцати авторов нашего издания впоследствии стали членами Союза писателей, и можно сказать, что именно в этом издании они росли, как писатели. Назову лишь некоторых: Ю. Митрофанов, А. Неклюдов, А. Козлов, Ю. Вертела, Р. Всеволодов,  Л. Московская, К. Грозная, О. Атаманова, С. Паничев, А. Еграшов, А. Бакулин и другие. Все это я говорю не с целью умалить достоинство работы Алексея Ахматова или Юлии Медведевой, а как говорится, «истины ради».

Но есть еще один аспект издания юбилейного номера альманаха – это небрежность подачи материала, неточность и, считаю даже,  ошибки, допущенные составителем и главным редактором. Мне кажется, что они заворожены громкими именами тех, которые ныне на слуху. Но не только эти имена составляли основу отряда писателей, которые были лицом молодой литературы Ленинграда. В самом деле, коротко упомянув имена В. Конецкого, В. Голявкина, В. Курочкина и еще В. Пикуля (с отрицательной характеристикой из уст Довлатова), авторы-составители отдают свое предпочтение, я сказал бы, свою любовь – тем авторам, кого они  почитают и безмерно хвалят –  вероятно потому, что эти имена у всех на слуху. Среди них, прежде всего, С. Довлатов, затем А. Битов, В. Попов, А. Кушнер, А. Городницкий, В. Рекшан, А. Житинский. Ну что ж, любовь зла!.. Но, мне кажется, можно было бы назвать несколько больше тех, кто вошел в состав СПб отделения Союза писателей России. Однако нет,  все время всплывают имена  В. Марамзина, И. Ефимова, Р. Грачева, В. Уфлянда, Е. Рейна, И. Бродского, Е. Шварц, Е. Игнатовой, В. Кривулина, О.Охапкина. Слов нет, эти литераторы были авторами «Молодого Ленинграда–Петербурга», и замалчивать их имена не следует. Но почему им отдавать львиную долю своего пристрастия, любви и страниц текста издания? Только потому, что «иных уж нет, а те далече»?  А хорошо бы рассказать и о других писателях, не из указанной либеральной обоймы. Ведь В. Инфантьев, В. Ляленков, С. Тхоржевский, Г. Горышин, Н. Сладков, В. Федоров, В. Козлов,  А. Кирносов, Н. Внуков, А. Леонов, М. Демиденко, В. Перепелка, В. Лебедев. С. Родионов, В. Насущенко, Н. Шадрунов и еще десяток других авторов, внесли не меньший вклад в ленинградскую прозу  60-80-х годов, чем поименованные выше любимые авторы юбилейного альманаха. Или лучше не упоминать  имена,  чем писать заведомую неправду, как сообщили о Евгении Кутузове, что он – «писатель-деревенщик, близкий по духу Федору Абрамову». Надо было составителям хотя бы вкратце ознакомиться с биографией писателя!

Ну, и наконец, скажу о себе: составители юбилейного альманах опубликовали большой фрагмент из моей книги «Без гнева, с пристрастием», и  хочу поблагодарить их за это. В  фрагменте я рассказал, как  работали с молодыми авторами в советские времена. Но и тут не обошлось без капли дегтя. Скажу так потому, что впервые меня опубликовали в альманахе в 1958 году, взяли два рассказа объемом больше двадцати страниц. Это была самая большая публикация прозы в этом номере, но составитель и главный редактор юбилейного альманаха не нашли возможным в числе авторов-прозаиков назвать мою фамилию. Простим им невольную ошибку, потому что в дальнейшем они мою фамилии все же упоминают: в 1959, в 1961 и в 1976 годах. Зато перед фрагментом из моей книги и  рядом с фотографией, поместили такую редакционную справку обо мне: «Анатолий Белинский. Поэт-фронтовик, переводчик. Автор около 10 книг стихов».

Тут сказал бы Александр Васильевич Суворов: «Помилуй Бог!» Никогда не писал я, что я «поэт-фронтовик», и, тем более,  что я – автор книг стихов! Я автор  десяти книг прозы, но зачем мне приписывать то, в чем я не грешен? Вот и приходится мне теперь оправдываться, что я не самозванец-поэт и не переводчик. А в остальном, как говорится, «примите  мое уверение в совершеннейшем к вам почтении».

* * *

 Анатолию Белинскому – с благодарностью за пристрастие

Юлия Медведева

Прежде всего, хочу поблагодарить Анатолия Ивановича Белинского за помощь, оказанную при подготовке юбилейного альманаха «Молодой Ленинград – Молодой Петербург. 1937 – 2017». Это издание, скорее, можно назвать антологией, в которую вошли произведения наиболее известных ленинградских авторов, публиковавшихся в легендарном альманахе «Молодой Ленинград» в советские годы. Анатолий Иванович разрешил напечатать в издании фрагмент своей книги «Без гнева, с пристрастием» (замечательная мемуарная проза, читать которую для меня лично было сплошным удовольствием). И, действительно, невероятно досадно, что каким-то фантастическим образом в редакционную справку об авторе попали странные сведения – «поэт-фронтовик»; естественно, и редактор и составитель знакомы и с творчеством Белинского, и с ним лично, и никак иначе, чем ужасной опечаткой, эту непростительную оплошность назвать нельзя. Увы, признаем также, что некоторые (но немногие) имена авторов вовсе выпали из содержания альманахов разных годов. Отчасти сказывается недостаточный профессионализм составителя, который проводил подобную работу впервые. Отчасти  – отсутствие крепкой системы контроля за выпуском подобных изданий и финансирования их (составителю приходилось быть одновременно еще и редактором, и корректором; кроме того, работа проделывалась им на одном энтузиазме, безгонорарно – конечно, это ни в коей мере не избавляет его  от ответственности).

В этом претензии Анатолия Ивановича совершенно обоснованны. Понятна и обида Белинского на то, что Алексей Ахматов несколько пренебрежительно отозвался о сборнике «Молодой Петербург»: «В 1998 году вышло еще одно издание под названием «Молодой Петербург», которое субсидировал Комитет по печати, но это был уже не альманах, а всего лишь отчетный сборник по конференции. Его впоследствии возглавили Анатолий Белинский и Игорь Кравченко». Однако следует учесть и обиду Алексея Ахматова, который является руководителем литературного общества «Молодой Петербург», и одним из основателей альманаха «Молодой Петербург», вышедшего за год до издания одноименного сборника Белинского. Зачем нужно было издавать сборник с аналогичным названием? Почему именно его стал субсидировать Комитет по печати? Эта ситуация кажется несколько неэтичной и требует отдельного разъяснения. В итоге, одноименные альманах и сборник выходили в одно и то же время и нередко публиковали одних и тех же авторов. Если откинуть амбиции обоих редакторов, то следует признать ситуацию даже позитивной, ибо тиражи обоих изданий смехотворны по сравнению с советскими, так что объединенными усилиями хоть какая-то часть изданий доходила до широкой аудитории.

Теперь – о том, что касается громких имен, коими «заворожены», как считает Белинский, составитель и редактор юбилейного альманаха. «В самом деле, коротко упомянув имена В. Конецкого, В. Голявкина, В. Курочкина и еще В. Пикуля (с отрицательной характеристикой из уст Довлатова), авторы-составители отдают свое предпочтение, я сказал бы, свою любовь – тем авторам, кого они почитают и безмерно хвалят – вероятно потому, что эти имена у всех на слуху. Среди них, прежде всего, С. Довлатов, затем А. Битов, В. Попов, А. Кушнер, А. Городницкий, В. Рекшан, А. Житинский <… > А хорошо бы рассказать и о других писателях, не из указанной либеральной обоймы. Ведь В. Инфантьев, В. Ляленков, С. Тхоржевский, Г. Горышин, Н. Сладков, В. Федоров, В. Козлов, А. Кирносов, Н. Внуков, А. Леонов, М. Демиденко, В. Перепелка, В. Лебедев. С. Родионов, В. Насущенко, Н. Шадрунов и еще десяток других авторов, внесли не меньший вклад в ленинградскую прозу 60-80-х годов, чем поименованные выше любимые авторы юбилейного альманаха.». (А. Белинский. «О юбилейном номере альманаха “Молодой Петербург”»).

И тут составитель полностью согласен с Анатолием Ивановичем. Да, хорошо было бы рассказать обо всех этих авторах! Тем паче, что современный читатель совершенно не знает перечисленных имен «не из либеральной обоймы». Однако статья, написанная составителем, называлась «”Молодой Ленинград”. Советская фабрика звезд». То бишь, задача была рассказать именно о знаковых именах, с которыми связан альманах; показать значимость альманаха для сегодняшнего обывателя. В том, что авторы с более громкими именами оказались из «либеральной обоймы», составитель, честное слово, не виноват. Более того, составитель исходил из того, что в Советском Союзе была только одна писательская организация – Союз писателей СССР. И внутри нее как-то удавалось существовать авторам и либеральным, и патриотическим; так же, как удавалось объединять этих авторов альманаху, казалось бы, в условиях страшной и ужасной советской цензуры, как нам всем сегодня внушают. Присутствие и Довлатова, и Бродского, и Уфлянда, и Охапкина в «Молодом Ленинграде» только подчеркивает демократичность этого издания и его значимость.

Однако, было бы действительно замечательно, если бы кто-нибудь из заинтересовавшихся историей альманаха (да хоть и сам Анатолий Иванович) написал бы статью об авторах с именами менее громкими, но также внесшими серьезный вклад в советскую литературу. А уж мы, в свою очередь, с огромным удовольствием напечатаем эту статью в следующем номере «Молодого Петербурга».

С безмерным уважением к Анатолию Ивановичу,
составитель юбилейного альманаха «”Молодой Ленинград” – “Молодой Петербург”. 1937 – 2017» 
Юлия Медведева