«Дай крепость нам, о Боже правый, злодейства ближнего прощать…»

(О творчестве поэта Сергея Бехтеева)

18 декабря в Доме писателя Санкт-Петербурга (на ул. Звенигородской, 22) под руководством Бориса Орлова, председателя Правления СПб отделения СП России, прошёл семинар студии  «Метафора» – знакомство и обсуждение творчества известного русского поэта и драматурга, офицера царской армии, эмигранта первой волны Сергея Сергеевича Бехтеева (7.04.1879-4.05.1954). На семинаре Б.А.Орлов представил новую антологию «Поэты Первой мировой войны» (второе дополненное издание 2017 г. под редакцией Бориса Орлова, составитель Анатолий Соколов, 592 с.). Антология даёт возможность читателям 21 века познакомиться с биографией, удивительной судьбой и творчеством 82 поэтов – русских соотечественников, участников Первой мировой войны. Им был отмерен жёсткий короткий век, но они обогатили русскую культуру блестящими стихами и оставили потомкам примеры мужества, достоинства и любви к России.

Спустя 100 лет после  революции 1917 года стихи офицеров царской армии читаются и воспринимаются остро и современно. Мы задаёмся вопросом: что было превыше всего для Российской империи как государства, что являлось гарантом ее неколебимой державной стойкости перед любым врагом и любым несчастьем? И ответ может быть только один: Царь и Бог. Когда в сердце народа был Царь, а в душе – Бог, тогда никакая беда для России была не страшна, никакой враг не мог её осилить. Но как только народ отрекся от Царя и от Бога,  –  беды, трагедии и катастрофы обрушились потоком на многострадальную Россию. Необходимо помнить, что отречение Царя от власти было невозможно без отречения от Него народа, и Николай II не отрекался ни от монархии, ни от Державы, он лишь после отказа от престола брата Михаила передал царство сыну Алексею.) Без Царя и без Бога нет правды, нет высшей Истины и нет справедливости на земле, беззаветный патриот Сергей Бехтеев остро чувствовал и понимал это, начиная с 1917 года эта тема стала главной в его стихах. Его лира, точно вечевой колокол, изо всех сил пыталась пробудить оглохший в распрях и заблудший народ, заставить очнуться Россию и осознать свое гибельное сиротство. Его так и называли при жизни – «Царский звонарь», хотя зов его набатной лиры уже не был услышан в народной среде:

Гулко несется заутренний звон,
Будит упрямо заспавшихся он,
Но, погруженный в тревоги забот,
Спит непробудно плененный народ.
Спит наша Русь, отгоняя сквозь сон
В двери стучащийся радостный звон,
Вновь неспособная сердцем принять
Мира и веры былой благодать.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по ст. стилю) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Задонский район Липецкой области) в семье из старинного дворянского рода, известного с 1571 года, в которой глубоко были заложены основы православного видения мира.
Отец, Сергей Сергеевич (старший) начинал карьеру мировым судьёй, был предводителем елецкого дворянства, тайным советником и членом Государственного Совета. Отец открыл в Ельце первый в России хлебный элеватор и отделение Государственного Банка, занимался проблемами регулярного пароходства по Дону и многим другим.

Сергей Бехтеев учился и воспитывался в Императорском Александровском Царскосельском лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин. Там он впитал любовь к поэтическому слову. Три родные сестры С. Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора, и потому с юности он близко соприкасался с придворной жизнью и ее атмосферой. Верность императорской семье и приверженность монархии он сохранил в душе до конца своих дней. По окончании Лицея  поступил на службу в подшефный императорскому величеству Кавалергардский полк, где получил чин корнета.

Свой первый сборник стихов Сергей Бехтеев издал в 1903 году с посвящением матери Царя Николая II, императрице Марии Федоровне. В начале Мировой войны он служит в действующей армии, получает ранение в грудь и попадает в Дворцовый лазарет, где удостаивается посещения государыней Александрой Федоровной с великими княжнами. После лечения вновь отправляется на фронт и получает ранение в голову. После лечения едет на родину, где узнает, что от него ушла любимая женщина. Горечь измены уже тогда коснулась его стихотворного творчества. Для продолжения лечения в начале 1917 года он уезжает на Кавказ — в Кисловодск и Пятигорск. Там и застает его известие об отречении Николая. В его творчестве происходит резкий перелом от личной драмы к высокопатриотическому осознанию событий, происходящих в стране. Здесь С. Бехтеев создает свой первый цикл гражданской лирики.

В октябре 1917 года поэт возвращается в свой губернский город Орел и, видя хаос беззакония и разгром прежней жизни, пишет пять стихотворений — «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным», «Святая ночь» и легендарная «Молитва», ставшая затем широко известной в Советской России. Через графиню А.В. Гендрикову эти стихи удалось передать в Тобольск Царской Семье, для которой они стали большой моральной поддержкой. Со стихотворением «Молитва», была связана удивительная мистическая история. Дело в том, что во время расследования Комиссией Н.А. Соколова преступления в Екатеринбурге автограф «Молитвы», сделанный рукой Великой Княжны Ольги, написанный от руки, был обнаружен в книге, подаренной ей матерью — императрицей Александрой Федоровной (на книге сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»). По этой причине долгое время авторство «Молитвы» приписывалось царевне Ольге и в советское время «Молитва» даже публиковалась под её именем. Эта история и впрямь выглядела очень правдоподобно: царевны при их кротости перед своей гибелью действительно могли молить Господа о прощении их мучителей (позже стихотворение обрело название «Молитва»):

 Молитва
Посвящается Их Императорским Величествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне

В годину буйных, мрачных дней
Пошли нам, Господи, терпенье
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, смертный час.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

Строки стихов вернулись к современному читателю на переломном моменте истории, когда в обществе происходило переосмысление трагедии 1917—1921 годов, когда на судьбу семьи последнего императора России мы взглянули как на человеческую и государственную драму. Особенно важно, что размышления об истории своей страны происходили одновременно с открытием для многих из нас православной веры, христианских нравственных критериев. В этой атмосфере неожиданно ярко и пронзительно прозвучали строки стихов Сергея Бехтеева — как голос совести, обращенный к нам из глубины истории. Эти строки, прозвучав в начале 90-х годов, стали мгновенно очень популярны, они звучали в театре, по радио, телевидению. Первоначально авторство этого стихотворения — «Молитва» — многие приписывали одной из великих княжон, но вскоре выяснилось, что Татьяна только переписала присланные ей строки, а автором является молодой офицер Сергей Бехтеев. О его биографии и творчестве было известно очень немного. Но благодаря исследовательской работе сербского литературоведа Остои Джурича в последнее время удалось прояснить некоторые моменты из жизни поэта. Сергей Бехтеев достаточно близко наблюдал жизнь двора и хорошо знал придворную атмосферу. Однако в предреволюционной атмосфере всеобщей хулы на императорскую семью он только укреплял свою приверженность монархии. Чувства поэта отразились в стихах «Немногим» (1921): «Блажен, кто в дни борьбы мятежной, в дни общей мерзости людской остался с чистой, белоснежной, неопороченной душой».

Сознавая свой офицерский долг служить гибнущей Отчизне, Сергей Бехтеев вступает в Добровольческую армию,  в ней он воюет с 1918-го по 1920 год, публикуясь в некоторых военных газетах, становится участником первого «Ледяного» 80-дневного похода.  Свой долг русского офицера, защитника своего Отечества, Сергей Бехтеев исполняет до конца, разделив все тяготы и скорби с Белым воинством. В рядах Белой армии поэт отступает в Крым. В ноябре 1920 года он навсегда покидает Россию, со множеством русских изгнанников отплыв из Керчи в Турцию на пароходе «Самара». Прощаясь с Родиной, он пишет стихотворение «Прости», проникнутое горькой тоской и покаянием:
В глазах раскинулся широко
Простор безбрежного пути,
И шепчем мы с тоской глубокой:
«Отчизна милая, — прости!»

Затем вместе с врангельскими частями найдя прибежище в Сербии неподалеку от г. Нови Сад, Бехтеев становится активным участником общественной жизни русской эмиграции. Он избирается председателем новисадского отделения Русского национально-монархического союза, пишет статьи, редактирует и издает монархические газеты. Свою гражданскую лирику он объединяет в сборник «Песни русской скорби и слез», который выходит в свет в Мюнхене в 1923 году. В 1925 году выходит его автобиографический роман «Два письма»; в нем он с болью говорит о причинах поражения Добровольческой армии. Любовная лирика Бехтеева вошла в книгу «Песни сердца», изданную в Белграде в 1927 году. Но главный мотив поэзии Бехтеева – это трагедия России, измена Царю ближнего окружения, предательство интеллигенцией и русским дворянством государственной идеи и надежда на воскрешение великой Империи.

В конце 1929 года Сергей Сергеевич Бехтеев переехал во Францию и поселился в Ницце, где и провел оставшиеся годы жизни, состоя ктитором храма во имя Державной Иконы Божией Матери (на его средства и его трудами были устроены два иконостаса: Державной иконы Божией Матери и преп. Серафима Саровского). Здесь он тоже вошел в круг русских единомышленников, так как в Ницце находился один из монархических центров. В 1934 году здесь же был издан его сборник стихов «Царский гусляр». В 1949, 1950, 1951 и 1952 гг. вышли в свет четыре его книги, объединенные одним названием «Святая Русь» и ставшие полным собранием стихотворений.

Идея «За Веру, Царя и Отечество» настолько глубоко проникла в сознание поэта-монархиста Сергея Бехтеева, что никакие другие идеи, захватившие в то время Европу, и никакие другие события, происходившие в мире, уже не волновали его сознание. Даже Вторая мировая война никак не отразилась в его стихах, в которых он продолжал воспевать дореволюционную Россию. Все творчество Бехтеева  –  это неустанная, самозабвенная молитва за Святую Русь.

Сергей Бехтеев скончался 4 мая 1954 года. Похоронен на русском кладбище в Ницце. На могильной плите сделана надпись: «Корнет. Лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, царский поэт и офицер белой армии».

Сквозь кровь и муки Гражданской войны и сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в воскрешение богоносного народа и Российской империи, веру в неизбежное признание святости Царя Николая II.

Царевич Алексей

В дни нашей скорби безнадежной,
В дни общей слабости людской
Твой Образ девственный и нежный
Влечет нас прелестью былой;

Влечет лучистыми глазами
С их неподдельной добротой;
Влечет небесными чертами,
Влечет нездешней красотой.

И забываются ошибки,
И скорбь, терзающая нас,
При виде царственной улыбки
Твоих невинных детских глаз.

И сердцу кажутся ничтожны
Все наши праздные мечты,
И страх, корыстный и тревожный,
И голос мелкой нищеты.

И в эти сладкие мгновенья
Пред обновленною душой
Встает, как светлое виденье,
Твой Образ чистый и святой.
(Новый Футог, 1922 год.)

Поэт силён милостью Божьей и не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Он знал  –  русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной Семьей обретет святость. Все случилось раньше,  сбылось прозрение поэта:

***
Пройдут века, ночные тени
Разгонит светлая заря,
И мы склонимся на колени
К ногам Державного Царя.
Забудет Русь свои печали,
Кровавых распрей времена;
Но сохранят веков скрижали
Святых Страдальцев Имена.
На месте том, где люди злые
Сжигали Тех, Кто святы нам,
Поднимет главы золотые
Победоносный Божий Храм.
И, Русь с небес благословляя,
Восстанет Образ неземной
Царя-Страдальца Николая
С Его замученной Семьей.

Сбылись пророческие слова поэта, Россия восстанавливает разрушенные храмы. Каждый русский человек с душевной скорбью и искренней любовью склоняется перед иконой царской семьи и покаянно молит о прощении. В Липецке есть улица Бехтеева. В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева. В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские чтения. В Елецком государственном университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева. Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Бехтеева в Югославии. Самая полная и наиболее достоверная информация о поэте Сергее Бехтееве на сегодняшний день собрана «Бехтеевским фондом»(руководитель писатель и поэт В.К.Невярович). Книга В.К.Невяровича о Сергее Бехтееве «Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: жизнь и творчество (СПб., «Царское Дело» 2008 г) удостоена Союзом писателей России Большой литературной премии. Многие стихи поэта положены на музыку, исполняются Жанной Бичевской, Светланой Копыловой, Владимиром Невяровичем и др.

«Время все расставляет по своим местам. Шелуха отпадает и превращается в прах. Но живое слово, за которым стоит правда, честь и достоинство, как зеленая ветвь, пробивается сквозь любые нагромождения лжи и клеветы», – пишет Валерий Хатюшин. Через 100 лет поэты-эмигранты возвращаются на Родину своим блистательным творчеством, чтобы навсегда остаться в наших сердцах.

На семинаре «Метафора» прозвучали высокодуховные, патриотические стихи Сергея Бехтеева. Все слушатели получили из рук Бориса Орлова в подарок антологию «Поэты Первой мировой войны», имея возможность обогатить знания о поэзии вековой давности, созданной в годы трагических потрясений для нашей Родины, но столь современной и актуальной и в наши дни. Поэтическая встреча закончилась чтением авторских стихов по кругу с пожеланием новых творческих успехов в Новом 2018 году.

В статье использованы материалы:
Материал из Википедии — свободной энциклопедии;
Статья Валерия Хатюшина  «Царский поэт, или Молитва Сергея Бехтеева»;
Антология «Поэты Первой мировой войны;