Об Отечестве и государстве

В Доме писателя на Звенигородской, 22, 15 декабря 2017 года состоялся Круглый стол творческой и научной интеллигенции города, который вели председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Александрович Орлов и руководитель Центра политпросвещения Светлана Борисовна Пославская. Тема была предложена Светланой Борисовной: «Несёт ли угрозу России популярное в некоторых кругах ходячее мнение: родину люблю, а государство не люблю?» Или же его утрированная форма: «Родина – в пределах моего забора, а за забором и родины нет».

Собравшиеся, числом около трёх десятков человек, приняли живейшее участие в дискуссии, в ходе которой были высказаны важные наблюдения и многочисленные упрёки действующей власти. Так, было отмечено, что школьники начальных классов в большинстве своем замечательно относятся к учителям, стране и государству, но в старших классах положение заметно меняется в худшую сторону, а значительная часть самостоятельной городской молодежи на вопрос, готовы ли они защищать Родину в случае войны, выражают намерение свою Родину покинуть. Вывод: школа находится в кризисе, как и общество в целом. Указывалось, что злонамеренные либо невежественные журналисты продолжают смешивать понятия страны и государства: в 1991/93 годах в эфире часто звучало: «мы теперь живем в другой стране». Эта метафора теперь для многих заслоняет реальное различие между этими понятиями.

Ряд выступавших привели примеры вишистской Франции, двух государств — ФРГ и ГДР, раздробленности два столетия назад той же Германии или Италии, чтобы показать, насколько может быть изменчиво состояние государства по сравнению с органическим единством страны и народа. Утверждение, будто решающим признаком государственности является признанность государства «мировым сообществом», было опровергнуто примерами первых лет существования большевистской РСФСР и сегодняшнего Приднестровья. Слова одного выступавшего, что Россия — несомненно европейская страна, исповедующая т.н. «европейские ценности», не встретили поддержки собравшихся, более того, один из ораторов, профессиональный политолог, назвал этот тезис «либеральной мифологемой». Таким образом, выводы были сделаны следующие: а) надо заниматься школой; б) земля, народ, страна, культура находятся в неразрывном единстве (другое дело, что их целенаправленно разрывают внешние силы) и отождествляться с государством не могут. К этому было добавлено мнение одного из докладчиков, что родина, страна и государство – в идеале – могут стремиться к своей идентичности. Однако из этого следует новый вывод: мы можем и должны  менять характер государства на своей земле — аналогично тому, как подлежит совершенствованию сама конституция (из которой нынешняя псевдоэлита делает «священную корову»).

Немало копий скрестились и по вопросу, насколько реален баснословный рейтинг президента РФ.

К этому хочется добавить, что фраза «заниматься школой» нуждается в растолковании. Заниматься школой — значит заниматься педагогической наукой и ее идеологией, руководством и методиками Минобрнауки, телевидением и факультетами журналистиками. То есть заниматься обеспечением будущего нашей страны. Но после троцкистского реванша 1991/93 годов отечественные силы к этому делу категорически не допускаются. Этим-то и объясняются результаты социологических опросов (проводимых, как правило, в городах), которые свидетельствуют, что значительная часть молодежи не готова к защите своего Отечества. Да и примеры героизма на поле брани имеют в наши дни, по большей части, деревенское происхождение. Итак, земля, народ, нерушимость границ, неразделимость родины малой и Родины большой, защита Русской Цивилизации, даже такая «мелочь», как доступность внутреннего туризма, от Калининграда до Камчатки, для простых людей и для подрастающего поколения — это принципы устойчивости самого государства. Сегодня эти принципы пребывают в небрежении у государства нефтегазовых интересов.

Фото Юлии Сизовой