Всё остаётся людям

К 90-летию со дня рождения Народного артиста СССР Игоря Горбачёва

20 октября 2017 г. исполнилось бы 90 лет Игорю Олеговичу Горбачёву, Герою Социалистического Труда, Народному артисту СССР, лауреату Государственных премий, профессору. Он был человеком яркой и удивительной судьбы, одним из тех немногих людей, которые считали себя счастливыми. Свою книгу он так и назвал: «Я – счастливый человек». В ней он рассказывает о специфики профессии артиста и режиссёра, проблемах творчества, о своих учителях, коллегах по сцене.

Но сейчас мне хотелось бы начать с воспоминания о первой встрече с этим удивительным артистом и человеком. Это было двадцать лет тому назад. Мы беседовали в кафе общежития Военно-механического института на Обводном канале Санкт-Петербурга. Здесь он арендовал помещения для своей Школы русской драмы. Я брал у него интервью. Он был прост, лицо его сияло добротой и обаянием. На плечи накинут пиджак, на груди звезда Героя. В те годы, когда многое из советского прошлого было предано забвению, Игорь Олегович с гордостью, даже в будничной обстановке, носил Золотую звезду Героя Социалистического Труда. Он рассказывал о театре и кино, о том, что теперь происходит на сцене, телевидении, о падении нравственных устоев, на которых традиционно держалась отечественная культура. Конечно, говорил о Школе русской драмы (полное название: «Театральный институт «Школа русской драмы»).

– Нам удалось в 1992 году возродить это старейшее высшее учебное заведение, основанное двести лет тому назад выдающимся нашим артистом Дмитриевским, – рассказывал Игорь Олегович. – К занятиям привлекли лучших профессоров, преподавателей, театроведов, музыкантов и искусствоведов. Студенты у нас хорошие. Мы ни копейки с них не берём. Они живут бесплатно в общежитии. А существуем мы на спонсорские пожертвования, мир не без добрых людей…

К Школе русской драмы мы ещё вернёмся. А сейчас, слушая его и уже много лет зная Игоря Горбачёва, я всё больше проникался любовью к этому талантливому человеку и артисту. Позже не раз встречался с ним, брал у него интервью, был на спектаклях с его участием в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина (Александринке), конечно, смотрел кинофильмы, в которых снимался Горбачёв.

В театр и кино он ворвался как-то неожиданно и радостно. Первая роль на киноэкране – Хлестаков по пьесе «Ревизор» Н. В. Гоголя. Яркий, незабываемый образ! Думаю, что ни до И. Горбачёва ни после него в кино и театре не было столь яркого, убедительного, темпераментного, запоминающегося образа Хлестакова, который создал Игорь Олегович.

Начало пути в самостоятельную жизнь как будто не предвещало ему актёрской судьбы. Но вскоре, после Лениградского университета, он становится студентом Театрального института на Моховой, д. 34 – курс профессора Леонида Фёдоровича Макарьева. Начало актёрской биографии пришлось на БДТ им. М. Горького, где его первой ролью в 1952 году был Дон Цезар де Базан по пьесе В. Гюго «Рюи Блаз». Затем последовали другие роли. Вскоре артистические шаги молодого Горбачёва заметили и по достоинству оценили критики и видные деятели культуры. Советский историк театра и критик Б. Ростоцкий писал в те годы: «И. Горбачёв приносит с собой то верное жизненное самочувствие, с которой только и начинается ощущение правды в искусстве актёра, и это самочувствие передаётся зрителю».

Горбачёв был актёром-художником, именно художником, с ясной и понятной зрителям позицией. Он нёс им добро, любовь, правду, счастье. Верил, что счастье есть истинное предназначение человека на земле. Спустя много лет, устами главного героя в спектакле В. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов» он скажет: «Что такое счастье? Счастье – это гармония человека со своей совестью и с окружающей действительностью. Но если действительность плохая, то не изменяйте своей совести, а попробуйте изменить действительность». Не правда ли? Актуально – и тогда, и сегодня. Вспомним А. С. Пушкина: «Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному…».

А своё счастье И. Горбачёв нашёл в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина. Ему он посвятил полвека своей артистической деятельности. Начинал тогда вместе с такими прославленными артистами театра и кино, как Василий Меркурьев, Николай Симонов, Юрий Толубеев, Николай Черкасов, Владимир Честноков, Александр Борисов. Ему было у кого учиться, брать пример в актёрском мастерстве, в гражданственности. А ведь они были учениками и последователями выдающихся артистов, деятелей культуры – Ивана Дмитриевского, Леонида Вивьена, Юрия Юрьева, Марии Савиной, Екатерины Корчагиной-Александровской.

И вот в театре заявил о себе молодой Игорь Горбачёв – простодушный, обаятельный, симпатичный, с ямочками на щеках. Довольно быстро он осознал свою миссию – именно ту, которую возлагает прославленный театр на своего актёра. Это осознание началось, пожалуй, с таких ролей, как самоотверженный и неистовый Александр Ведерников в пьесе А. Арбузова «Годы странствий», Алексей в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского,  обаятельный и лишённый лукавства Швандя в кинофильме «Любовь Яровая». Постепенно, шаг за шагом он углублялся в постижение сути, предназначения искусства. Он говорил, что актёру важно повести публику за собой, внушить ей те идеалы, которые исповедует он сам и которые составляют сокровищницу национальной мудрости. На всю жизнь запомнил наставление идеолога Александринского театра Ю. Юрьева: «Истинное значение театра – давать обществу такие устои, на основе которых могли бы вырасти лучшие его стремления».

Произведения сценического творчества только тогда значимы, когда они проникнуты социальным оптимизмом, желанием сделать жизнь лучше, интересней, радостней. А это даётся актёрам и их героям не просто, часто в борьбе, страданиях, а порой и в самоотречении. Именно таковы многие персонажи Горбачёва. Один из них – хирург Устименко в пьесе «Дело, которому ты служишь» по трилогии Ю. Германа «Дорогой мой человек». Владимир Устименко отказывается от научной карьеры, уходит в небольшую клинику, отвергает любовь во имя общественно полезного дела. Шутливо, однако точно заметила преданная ему Варя: «Слишком ты у меня принципиальный!». В образе Устименко показан характер, позиция не только конкретного человека, это образ целого поколения. На сцене театра им. А. С. Пушкина Горбачёв сыграл десятки ролей, не меньше в кино и на телевидении. Вот некоторые из них (кроме упомянутых):  Морозов «Всё остаётся людям» С. Алёшина, Левин «Второе дыхание» А. Крона, Платон «Платон Кречет» А. Корнейчука, Малахов «Справедливость – моё ремесло» Л. Жуховицкого, Чичиков «Мёртвые души» по Н. Гоголю, Протасов «Дети солнца» М. Горького, Крымов «Пока бьётся сердце» Д. Храбровицкого, Ремез «Предел возможного» по И. Герасимову.  Игорь Горбачёв поставил немало спектаклей как режиссёр, прежде всего в годы, когда он возглавлял театр, был его художественным руководителем (1975 – 1991).

Важно заметить, что герои Горбачёва это не только положительные персонажи. Передать зрителю «лучшие качества», безусловно, хорошо и это главное, но полезно показать и отрицательный тип, о поступках которого можно было бы сказать: это плохо, аморально, недостойно человека, не поступай так. Вот один из них – Ермил Зотыч Ахов в пьесе А. Островского «Не всё коту масленица». Я дважды смотрел этот спектакль, где партнёршей Горбачёва была Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Кулиш, которая являлась и его помощницей по Школе русской драмы. Врезались в память дорогие мне мгновения из прошлого. В Александринке аншлаг! Зал в золотисто-красном наряде! Партер, ложи и балконы заполнены зрителями – с хорошим настроением, праздничных, весёлых. Драматург написал свою пьесу более ста лет тому назад, но как она современна! Престарелый купец Ахов кичится своим богатством, твёрдо верит, что деньги – это всё, что на них можно взять в жёны, а вернее сказать: купить, приглянувшуюся ему молоденькую Агнию (Т. Кулиш). Но ни деньги, ни хитрость, ни изворотливость старика не приносят ему желаемого результата. И. Горбачёв своим талантом актёра и гражданина узнал в Ахове современного толстосума и мастерски показал хищное нутро этого паразита, для которого свято лишь одно – деньги и богатство. Когда Ермил Ахов говорит, что надо набивать карманы – время такое, зрителям становится ясно, что его устами говорит нынешний шкурник.

С горечью и болью в сердце говорил Горбачёв о том, что произошло с театром и искусством в 90-е годы:

– Искусство должно точно знать, что такое добро и что такое зло. А многие люди сейчас этого не знают, нет идеалов. Что воспевать и против чего негодовать?.. Весь ужас в том, что искусство отражает жизнь, а мы в этой жизни сидим, как в грязном непроточном болоте.

Мысли и слова Игоря Горбачёва актуальны и в наше время. Он до конца своей жизни боролся за идейность, народность и патриотизм в искусстве. Не изменил своему мировоззрению, своим убеждениям. Не изменил Отечеству, советской стране, в 90-е годы не стал так называемым демократом и либералом, вопреки многим артистам и деятелям культуры, которые многое получили от советской власти, а теперь дружно принялись её охаивать. Он оставался настоящим человеком и гражданином, активно, помимо творчества, занимался общественной деятельностью. Был убеждённым коммунистом, членом КПСС, с 1993 года – КПРФ.

Много внимания, начиная с 1992 года, ему пришлось уделять Школе русской драмы. Назначение этого учебного заведения, как говорил сам Игорь Олегович, в том, чтобы готовить артистов, которые бы могли играть героев Чехова, Толстого, Тургенева, Гоголя, русской и зарубежной классики, готовить таких актёров, которые бы оказались в состоянии посвятить свою жизнь возрождению глубокого, скромного, совестливого, исповедального русского драматического искусства. Но власти тогда не было дела до настоящего искусства. Государство не нуждалось в новом театральном учебном заведении. В стране правил бал рынок. Куда податься бедным артистам? Замечу, что в начале 90-х годов и сам Игорь Олегович испытывал материальные затруднения. Но нашлись добрые и отзывчивые люди, помогли ему.  В середине 90-х ему и Школе русской драмы стали помогать администрация Ленинградской области. В 1996 – 1998 годах Ленобласть возглавлял губернатор Вадим Анатольевич Густов. Вопросы культуры курировали вице-губернатор Алексей Васильевич Воронцов и помощник губернатора Елена Вячеславовна Костицына. Они-то и поддержали Школу. Нашлись спонсоры и в Санкт-Петербурге. Мир не без добрых людей. Учебное заведение выстояло, преодолев трудности с помещениями, финансами, кадрами. В те годы студенты во главе со своим ректором, его помощниками, Заслуженными артистами РСФСР Татьяной Кулиш и Семёном Сытником, были частыми гостями на предприятиях и в организациях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали перед коллективами с концертами, показывали отрывки из спектаклей, исполняли песни, читали стихи и проч. Как говорится, не оставались в долгу.

Игорь Олегович тепло отзывался об этих встречах, о молодежи:

– Хочется, чтобы молодые люди были духовно богатые, чтобы они могли судить об искусстве, тонко его чувствовать. Ведь какое это счастье: видеть молодые глаза – тревожные и радостные, задумчивые и восторженные! И как радостно слышать суждения ребят о спектаклях – меткие и острые, обстоятельные и горячие!

Вспомним слова А. С. Пушкина:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что  чувства добрые я лирой пробуждал…».

Именно такие чувства пробуждал И. Горбачёв своим творчеством и жизненной позицией. Обо всём этом он пишет в своей книге, о которой я упоминал вначале. Но со времени её выхода в свет прошло довольно много времени. Впереди будут ещё двадцать с лишним лет активной творческой деятельности. Но прошли и эти годы.

19 февраля 2003 года не стало человека, гражданина, артиста и ректора Школы русской драмы профессора И. О. Горбачёва. Эстафету от него приняла его верная сподвижница Татьяна Петровна Кулиш. Руководила Школой семь лет, вплоть до своей кончины (7 августа 2010 г.). Сегодня Школа входит в состав Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики. Является факультетом театрального искусства «Школа русской драмы имени И. О. Горбачёва». Руководит Школой (декан факультета) и преподаёт актёрское мастерство профессор Заслуженный артист РСФСР Семён Семёнович Сытник – замечательный артист, сыгравший на сцене родной Александринки свыше ста ролей. А Школе уже двадцать пять лет (с момента её возрождения). Выпускники Школы востребованы, работают в различных театрах, играют в спектаклях, снимаются на телевидении.

Родина, советская страна, высоко оценила заслуги Горбачёва, присвоив ему различные почётные звания, наградив его орденами и медалями. Самые высокие из них: «Народный артист СССР» и «Герой Социалистического Труда». И, конечно, любовь к нему миллионов. Имя и дело Игоря Олеговича навсегда с нами. Всё остаётся людям.