«Искорке» – 60!

«В этом году той, старой «Искорке», которую придумали и создали в 1957 году молодые ленинградские поэты Вольт Суслов и Лев Гаврилов, должно было бы исполниться шестьдесят лет. Но просуществовав немногим более тридцати лет, в трудные годы перестройки журнал закрылся, успев, однако, стараниями многих писателей, поэтов, редакторов, художников, партийных и комсомольских работников тех времён, стать знаменитым и любимым ленинградским литературным брендом. Больше половины этого короткого срока руководил журналом замечательный поэт Вольт Николаевич Суслов». Этими словами и подборкой стихов Вольта Николаевича в рубрике «Ленинградская классика» открывается очередной, осенний номер журнала «Искорка».

Его, кстати, можно считать трижды юбилейным: шестьдесят лет старой «Искорке», пять лет возрождённому в 2012 году журналу, и пятнадцатый номер возрождённой «Искорки». Кажется, можно сравнивать и даже попробовать подводить какие-то итоги. Но когда пытаешься это делать, понимаешь, что это смешно — старая «Искорка» и новый журнал, ни в какое сравнение не идут.

Прежняя «Искорка» — известный и уважаемый в городе детский литературный журнал. Тираж в восьмидесятые годы пятьдесят-шестьдесят тысяч, а при Суслове в шестидесятые доходил и до ста шестидесяти тысяч экземпляров в месяц. Офис в Доме печати на Фонтанке, штат работников, гонорары авторам и художникам, подписка, распространение в киосках Союзпечати, государственная поддержка, которая, кстати, оборачивалась большой выгодой для государства – журнал был очень прибыльным, возможность планировать публикации и выпуски номеров на многие месяцы вперёд, безоговорочная, активная и действенная поддержка издания Ленинградским отделением Союза писателей СССР.

Новая «Искорка», как и раньше, пытается ставить перед собой задачу «воспитывать подрастающего поколения в духе…», «сеять разумное, доброе, вечное». Но это уже совсем другое издание – без денег, без штата, без офиса, без подписки, с мизерным тиражом. Слово «гонорар» напрочь исключено из лексикона авторов и художников. Журнал, существует только благодаря спонсору, оплачивающему полиграфию. И двум работникам – главному редактору и главному дизайнеру — вот уже много лет работающим «за спасибо», которое они так ни разу, ни от кого и не услышали.

Вспоминается такая история. В Сербии, на презентации своей книжки в одной из гимназий я долго размахивал «Искоркой», распинался, раздувал щёки и рассказывал, что этот невзрачный, серенький, на офсетной бумаге журнальчик на самом деле — петербургский бренд, очень известное издание писателей нашего города, что его читали и воспитывались на его произведениях Путин, Медведев. Когда сербским детишкам надоели мои разглагольствования, они вытолкнули вперёд маленькую девочку по имени Дуня, чтобы она подарила дяденьке настоящий журнал. И малышка утёрла-таки нос дяденьке-писателю, вручив ему номера своих школьных журналов – форматных, прекрасно изданных, на глянцевой бумаге, цветных.

В рубрике «Уроки мужества» журнал заканчивает знакомство читателей с новой документальной повестью «Партизанка с косичками» писательницы Нины Ефремовой о ленинградской пионерке, Герое Советского Союза Зине Портновой, боровшейся с фашистскими оккупантами в рядах подпольной организации «Юные мстители» и совершившей свои подвиги в далёкой Белоруссии.

Также в этом номере заканчивается публикация детектива для детей одного из мэтров ленинградской и петербургской литературы Александра Петровича Гостомыслова «Бриллиант «Корона Африки». Детектив лихо закручен: тут тебе и погони, и стрельба, и карате, и Эрмитаж, и засасывающее героев болото, и ночёвки главной героини с крысами в лесной, холодной охотничьей избушке. И её верные и смелые друзья, конечно же, спасающие девочку. Тут тебе и засада на кладбище, и квартира с таинственным невидимкой, и наш славный ОМОН, и даже ИНТЕРПОЛ. И сражающийся с грабителями пёс Розенкранц, и даже, тоже сражающийся, кот Шлагбаум. Ну, а в развязке, конечно же, победа юных сыщиков, арест шайки грабителей во главе со злобным и опасным предводителем профессором Нещадимом, и возвращение украденного огромного алмаза в коллекцию Эрмитажа. В общем, в детективе есть всё, чтобы увлечь юного читателя. Однако вряд ли это талантливое и редкое по жанру (детектив для подростков) произведение найдёт своего издателя. Сами они никого не ищут, автор ушёл от нас, а ситуация такая, что и живым-то писателям пробиться в издательства не имея подходов, без неких хитростей и приёмов практически невозможно. Но к счастью повесть не осталась в столе — разлетится по интернету вместе с журналом.

Поэзия представлена в номере интересными стихами и загадками петербуржцев Яны Воронец, Василия Толчина, Владимира Гончарова, а также Елены Теедемаа из Бердска Новосибирской области, Татьяны Сычёвой из Пензы и Юлии Маркос из Москвы. В рубрике «Времена года» печатаются стихи нашей  читательницы, школьницы из Уфы Эммы Ганеевой.

Найдётся, что почитать в номере и любителям сказок. Представлены они переводными, с сербского, Милана Тешича из Белграда, и «Семейными сказками» журналистки из Великого Новгорода Светланы Потаповой, оформленными её землячкой Еленой Дель.

В номере даётся информация и фоторепортаж о вручении наград, проходившего в Сербии VII Международного фестиваля поэзии, юным авторам «Искорки», учащимся интерната им. К.К. Грота для слепых и слабовидящих детей. На эту церемонию «Искорка» пригласила в наш город из сербской Сремска Митровицы председателя жюри конкурса Неделько Терзича.

О замечательном нашем земляке в рубрике «Они прославили наш город», рассказывает детям писатель Вениамин Пастухов. В номере начинается публикация его очерка «Три брата» об известном на весь мир физиологе, академике Л.А. Орбели. Основанные учёным в нашем городе научно-исследовательские институты им. И.П. Павлова и им. И.М. Сеченова работают и сейчас.

Детское творчество представлено в журнале информациями и эссе Андрея Клёнова «На северном архипелаге – Соловки», Игоря Завгороднего «Кисловодский москвич, он же Рыжик», Марии Журиной «Как не превратить свободное время в каторгу». Студентка Мелине Малхасян пишет о её родном и любимом Ереване. О Павловске и организованном в этом пригороде Санкт-Петербурга литературном конкурсе имени Великого князя Константина Романова рассказывается в информации Ольги Лысовой.

Материалы рубрики «Благотворительность» посвящены деятельности мецената юбиляра Г.М. Погосяна. Он не только помогает «Искорке» выжить в наше непростое для детской периодической печати время, но и организовывает множество благотворительных акций и мероприятий. Поэтесса Алия Хасанова рассказывает об этом в своём стихотворении. Журналистка Дина Никифорова публикует информацию о праздновании 200-летия со дня рождения русского и армянского мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Юлия Михайлова пишет о фотовыставке, организованной для Российских военнослужащих в Сирии. Гоар Мартиросян рассказывает о снятом на средства мецената фильме «Поезд в вечность», повествующим о трагедии на железнодорожной станции Тихвина, где фашистами был уничтожен состав с эвакуируемыми из Ленинграда детьми.

Журнал приступил к печати сразу двух повестей писателей «Школы авторов»: сказочной Юлии Пучковой «Две кошки – Лида и Беж» и фантастической Михаила Клыкова «Ростик – семечко со звёзд». Кроме повестей, «Искорка» публикует и прекрасные стихи поэтов этой же «Школы» Марии Мухи из английского города Татчхем и Ирины Касаткиной из Ростова-на-Дону.

Когда-то в девяностые годы и в начале двухтысячных в детской литературе не было новых авторов и казалось, что русская поэзия и проза для детей медленно и верно умирает. Однако сейчас можно с уверенностью сказать, что она не только не умерла, а наоборот, расцвела новым ярким цветом.

Советская детская литература была интересной, талантливой, очень гуманистичной и на редкость профессиональной – государство заботилось о писателях и поэтах, им не приходилось писать в ночи, зарабатывая день-деньской в поте лица в другой профессии на хлеб насущный. Но, всё же, она варилась в собственном соку, произведения зарубежных авторов не были широко доступны, подражание им, если оно вдруг замечалось, осуждалось критикой и редакторами, надо всем гласно и негласно довлела цензура. И вот сейчас на наших глазах появилась новая постсоветская детская литература, впитавшая в себя весь гуманизм русской и советской литературы, знакомая с лучшими образцами литературы мировой, работающая без пресса цензуры – свободная и талантливая.

Когда-то, так и не увидев опубликованным свой роман «Мастер и Маргарита», Булгаков, упрашивая «великого вождя всех времён и народов» выпустить его за рубеж, писал, что невозможность печататься для писателя есть смерть, причём смерть физическая. Нынешним авторам это не грозит, с появлением интернета ситуация изменилась в корне – множество литературных сайтов, выпускаются и продаются электронные книги, отрабатываются технологии выпуска через интернет бумажных книг любыми тиражами, различной сложности. И пока наши «бумажные», «традиционные» издатели традиционно и старательно гоняются за длинным рублём, который у большинства из них всё равно в результате оказывается коротким, в стороне от них вызрела незнакомая им новая талантливая детская литература. И это можно увидеть и по почте «Искорки» и по «Школе авторов», многих одарённых писателей и поэтов собравшей под своё крыло на своём сайте.

«Искорка» стремится постоянно увеличивать своё присутствие в интернете, где в основном знакомятся теперь с литературой юные читатели. Электронный вариант «Санкт-Петербургской Искорки» можно прочесть во многих интернет-библиотеках, а также на страницах сайта журнала iskorka.bibliowiki.ru, созданного в рамках Всероссийского интернет-проекта «Библио Вики». На этом сайте редакция размещает электронные выпуски журнала и материалы писателей, поэтов, не попавшие в номер, а также письма, стихи, рисунки и прозу наших читателей.

Юрий Буковский

Главный редактор журнала «Искорка»