Писатель Вячеслав Булгаков о «растревоженном времени»

Роман «Растревоженное время» Вячеслава Булгакова я прочитала зимой. Меня поразило название. Какое точное, заставляющее задуматься о временах вообще и в частности.

«Писательские каникулы» для меня прогулки по летнему Петербургу (как же он красив в белые ночи, когда «заря встречается с зарёй»!) и прочтение, не прочитанного зимой, или  обдумывание, по каким-то причинам необдуманного, почему-то тревожащего. Коллеги дарят книги. Надо быть внимательной… Стараюсь быть: и читаю, и обдумываю, и высказываю своё мнение, не  критика, а в форме литературного эссе, без претензий на сравнение с литературными эссе классиков. За что меня могут ой-ё-ёй как покритиковать, мол, пришла в литературу, так соответствуй…

Если определить характер творчества Вячеслава Булгакова по какой-то особенности, то этой особенностью, как мне кажется, является социальная проблемность. Писатель стремиться зафиксировать очередной поворот общественной мысли, рождённых в послевоенное время, переживших в зрелые годы непростые времена «перестройку» и «контрреволюцию» 90-х годов, если можно так сказать. Некоторые смело называют эти времена контрреволюционным переворотом в государстве и в мышлении отдельных индивидуумов, её совершивших и быстро подстроившихся дабы выжить и возможно преуспеть.

Известно, что не только общественная значимость, но и художественный уровень творчества в большой степени определяются культурой и глубиной социального мышления писателя: жизненный путь героев произведения – это всегда отражение определённых тенденций в общественном развитии и вместе с тем это живой человек, нередко поступающийся принципами.

Положительный герой романа Вячеслава Булгакова «Растревоженное время»  профессор Крылов ехал е себе на дачу в уединении обдумать рукопись своей книги, которую в этот день обсуждали на кафедре: «Он старался избавиться от мыслей о заседании кафедры, успокоить расшатавшиеся нервы. Речь шла о проблемах отечественной истории, которые явились предметом его исследования. Он хотел забыть тот вздор, который пришлось выслушать от заведующего кафедрой Кудряшова». Известный приём руководителя-авторитара Кудряшова, пытающегося подстроиться под обстоятельства текущего времени: «Он решил сразу изложить своё мнение, заведомо отрицательное, и тем самым задать нужный тон обсуждению.

– Что ж? Теперь многие пишут о нашей истории. И пишут, слава богу, смело, стараясь по-новому оценить многие её страницы. Пытаясь взглянуть на них не столько отстранённым взглядом наблюдателя, сколько в первую очередь глазами пристрастного учёного, растревоженного напором реформ, напором времени. Не простого, а переломного времени, переживаемого страной. Но вот такого, пристрастного, взгляда на отечественную историю в этой книге нет. И, по-моему, не случайно.»  А вот один из наводящих вопросов, одному из выступающих, заданный заведующим кафедрой Кудряшовым: «А не находите ли вы, Дмитрий Кузьмич, что автор увлекается цитатами Ленина и совсем мало цитирует Ельцина и других руководителей нашего правительства? А ведь книга посвящена рассмотрению современного исторического периода. Да и использует он труды нашего президента в весьма сомнительных случаях».

Так начинается роман.

Если посмотреть на сюжет романа претенциозно, начитавшись романов с похожими сюжетами, он может показаться банальным: это «мышиная возня» на кафедре; поздняя любовь вдовца профессора к замужней молодой аспирантке ( хоть и чаще наоборот – она юна и свободна, он не молод и женат – суть та же). И из этих двух обстоятельств разворачиваются все остальные события.

Герой романа профессор Крылов – не совсем обыкновенный человек. Осознание того, что его труд историка очень нужен людям, даёт ему истинно моральное удовлетворение. Он переживает творческий подъём, много успешно работает и книгу его, несмотря на все перипетии, принимают к изданию. Он рвётся в бой с Кудряшовым бесчестным человеком и беспринципным руководителем кафедры.

Всё это понятно и автору, хорошо знакомому с этим закулисьем кафедральной жизни из века в век не меняющимся, как в театре: он сам кандидат исторических наук, доцент.

Но ведь писатель решил, что именно через эти банальные жизненные ситуации он поговорит с читателем о «растревоженном времени», как именно это время повлияло на судьбу страны и судьбы людей.

В образе  же Кудряшова писатель изобличил отрицательное общественное явление, имеющее глубокие корни в психологии определённого типа людей.

Роман  о городской интеллигенции, в котором изображены и будничная жизнь его героев. Писатель, не боясь мелкотемья, явно убеждён, что поведение в быту раскрывает не только характер человека, но и его гражданский облик. Может показаться неправомерным, что по любовной линии романа автор предлагает судить о целом поколении этого «растревоженного времени». Но, оказывается, этого вполне достаточно, чтобы целостно представить внутренний облик персонажей. Мир их любви полно характеризует их духовные возможности, определяющие во многом и общественные позиции человека.

В романе нет непосредственно авторских философских размышлений  – они вложены в уста или размышления героя. Вот о чём, например задумался Крылов после диалога с другом: «А каков же человек, рождённый нынешней властью, нашим временем? Разве он лучше, честнее, благороднее? Это – прежде всего человек-одиночка, человек, мысли и поступки которого устремлены к деньгам, корысти. Честность и благородство от него на почтительном расстоянии. Он не стал свободнее, хотя думает, что свободный, гордый и значительный, как орёл  – всем птицам птица, или как лев – всем зверям царь. Крылов вспомнил рассказ Горького «Человек»: «Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую голову, он медленно, но твёрдым шагом идёт по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений…»

По ходу романа в общении с коллегами друзьями и Крылова, и его возлюбленной обсуждается много самых различных злободневных вопросов: может ли предпринимательство быть честным; судебная система быть не коррупционной; фермерство  не убыточным, способным кормить население; медицина бесплатной; образовательная система высшей школы без взяточничества?..

И в конце романа. Крылов и Ольга возвращались домой и обратили внимание на толпу на Невском около Гостиного Двора и стали свидетелями спора ветеранов и молодёжи. Отрывок из диалога:

«– Мы отечество защищали, кровь проливали, – горячился седой мужчина в орденах, отвечая двум молодым людям в кожаных куртках, упрекавших

старшее поколение.  – А что сделали вы? что сделали демократы? Этот ваш любимец бывший? Развалили страну, всё разворовали, пустили по ветру национальное добро…Горстка олигархов – и миллионы нищих…

– Нечего было защищать эту страну, – не менее горячо отвечал один из них.

– Не защитили, давно бы страна была демократической, и жили бы мы, как на Западе…»

Вот как «растревожено время»! в романе Вячеслава Ильича Булгакова.

Но не смотря ни на что, жизнь продолжается.

Из «Эпилога» романа: «Более четырёх лет профессор Крылов возглавляет кафедру. Много воды утекло в Неве за это время. Многое изменилось в его семье, в семьях близких, родственников, друзей и знакомых. Да, он маститый и уважаемый учёный, которого хорошо знают историки не только Петербурга, но и России, и других стран. <…> Он не подурнел и не похорошел.

И уж совсем не изменилась Ольга. Видать, диссертация (она защитила её успешно – лишь два «чёрных шара») и звание доцента, и её новое место работы – другой университет, и удачная семейная жизнь ( наши герои-любовники поженились – Н.П.) – всё пошло ей на пользу».

Писатель совершенно точный делает вывод: мужчине, несомненно, нужна успешная карьера – в другом случае его ни что не будет радовать, современной же женщине и то и другое, так считает и мужчина, это и позиция автора, высказанная косвенно ( и я имею в виду  категорию интеллигенции, о которой идёт речь в романе). Два романа Каверина «Открыта книга» и «Зеркало»   перечитывала в молодости неоднократно. Устремлённость и одержимость героинь книг, несмотря ни на какие превратности жизни, меня восхищала.

*  *  *

В январе этого года Вячеслав Ильич подарил мне сборник рассказов «Незабываемые встречи». Эти рассказы тоже об этом же «растревоженном времени». На меня произвёл впечатление рассказ «Поезд идет на восток»: Герой рассказа писатель Степанов, решивший по примеру советских писателей посмотреть на просторы России и на то как живут соотечественники, пришёл в отчаянье: « И всё, что знаю о нынешней жизни, что видел и слышал в  пути, в поезде, на станциях, навевает тяжёлые мысли: разруха во всём и везде <…> Когда-то писатели ездили на строительство заводов, электростанций, каналов, железных дрог, писали о судьбах людей, которые по зову сердца отправлялись в далёкие края, чтобы приносить стране пользу…»

И писатель Степанов справился у проводницы: когда следующая станция и с полпути вернулся в Петербург!

Не знаю, имеет ли название рассказа ассоциативное  отношение к фильму «Поезд идёт на восток», я с удовольствием посмотрела его по интернету и прочувствовала состояние современного писателя Степанова (т.е. Булгакова), воспитанного на книгах и фильмах советского времени и не перестроившегося, хотя и ряды таких не перестроившихся редею и редеют. Сегодня кинематографистов захватывают сюжеты современной (чаще всего криминальной) жизни и ведь им кто-то пишет сценарии. Мне могут и отпарировать, мол, такова современная жизнь и задача писателя-сценариста её отображать.

А что делает и писатель Вячеслав Булгаков? Он не так расставляет акценты и не о тех, вероятно, пишет. Его герои рассказов больно уж обыкновенные  и в основном пожилые люди и сюжеты незамысловатые и ни кто ни кого не убивает, пытаясь заполучить наследство – у его героев, наследства просто-напросто, нет. Его герои страдают от одиночества, бессонницы, а, например, в рассказе «Поэт» –  от графоманства.  Герои рассказов не смотря на возраст путешествуют, но не по заграницам (Сочи, Ялта – это только сам писатель), отдыхают в деревне, на даче , знакомятся чаше всего с ровесниками, даже увлекаются, с ними случаются «приключения», которые и приключением назвать нельзя – они доживают  в это «растревоженное время» кто как может.

Сам писатель живёт полнокровной жизнью. Ну  а вот, например, рассказ «Неожиданное знакомство»  о «товарище по писательскому ремеслу» и его друге – «интересном и музыкальном человеке», к которому писатели отправились в гости. Встреча началась с традиционного застолья, как принято издавна на ленинградской кухне. Хозяин оказался земляком одного из приглашённых писателей… На этом сюрпризы не окончились: он пригласил писателей в другую комнату, хозяин сел за рояль и начался импровизированный концерт. Под аккомпанемент Юрия Дмитриевича один из писателей запел:

Скажите, девушки, подружке вашей…

В рассказ, который автор ведёт от лица писателя, легко узнаются два друга писателя – Вячеслав Булгаков и Владимир Король ( писательская традиция писать о себе и друзьях писателях явно сохраняется). Разгорается дискуссия,  что правильнее петь песни зарубежных авторов на языке оригинала или в переводе на русский… Юрий Дмитриевич оказался специалистом по Италии и более всего, что поразило Вячеслава Ильича, знакомым с внучкой Шаляпина Лидией Либерати.  Юрий Дмитриевич связался с ней по Скайпу ( таково наше время –  есть в ней и хорошее) . И Вячеслав Ильич даже спел для неё:

Ах, ты, зимушка-зима…

Лидия  Эрмете Либерти похвалила исполнителя и сказала, что собирается приехать в Петербург на открытие памятника деду и будет  рада встрече с собеседниками: « Минуло время. Ожидаемой встречи в связи с установкой памятника Шаляпину, о которой мы тогда говорили , не произошло».

Тут я просто не могу не написать о своей подруге Тамаре Александровне Черныш – неравнодушной петербурженке, с детства прожимающей в Петроградском районе на Кронверском проспекте  и постоянно гуляющей в старинном Александровском парке мимо всеми забытого закладного камня. Она обила пороги Администрации Петроградского района и у неё заведена папка по переписке с Комитетом по градостроительству и архитектуре  и с  другими  инстанциями, имеющими отношение к установлению памятника великому русскому певцу Фёдору Шаляпину. И благодаря её усилиям пообещали включить установку памятника в проект реконструкции Алекасандровского парка. Она подружилась с директором Музея-квартиры Фёдора Шаляпина, расположенного в Петроградском районе,  подключилась и к её хлопотам по установке памятника.

Прикосновение к прекрасному помогает неравнодушным людям выжить в это «растревоженное время», поверить в то, что даже рядовой житель города может повлиять на  сохранение истории нашего прекрасного города.

Возвращаюсь к рассказу «Неожиданное знакомство» – Вячеслав Ильич с восторгом пишет: «Мы возвращались домой поздно вечером. Душа моя ликовала, мысленно лились очаровательные звуки «Элегии» Массне – как пел её наш великий Шаляпин».  Возможно, и этот небольшой рассказ послужит напоминанием о великом певце земли русской.

Надежда Перова, член Союза писателей России