Глотово и Петербург в жизни писателя Евгения Дёмкина

«… пассионарный подвижник <…>
русский офицер, писатель, краевед
и патриот своего Отечества –
Евгений Николаевич Дёмкин»
Геннадий Манчук —
член-корреспондент
Петровской академии наук искусств

С творчеством писателя – буниноведа Евгения Дёмкина я познакомилась в 2013 году и опубликовала отзыв на его книгу « Петербург в жизни Бунина» (Спб.:Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России, 2013. – 352 с., ил.) в своей брошюре «Мои писательские каникулы – «лето-2014)».

Позволю себе себя же процитировать: «Это книга монографического типа, где налицо титанический труд автора, перелопатившего гору книг и документов. И видишь – какой глубокий интерес у автора к писателю, его становлению. Такие книги полезны, прежде всего, самим писателям, работающим над подобными книгами и читающим их, и, конечно же, любознательным, и c особым складом ума и интересов читателям. Такие книги читать нелегко: каждый абзац – информация. Это не развлекательное чтиво с остро развивающимся сюжетом. Хотя для некоторых читателей это и остро развивающийся сюжет – как из 17 –18–летнего юноши взрастал в течении приблизительно 20-ти лет великий писатель земли русской. Патетика сама собой напросилась. А сколько вокруг великих, взрастивших его!»

Из этой книги читатель узнает, как рос и мужал писательский талант И.А Бунина, о том, кто его окружал и за какие произведения именно в Петербурге он был дважды  награждён Императорской академией наук премией имени А.С.Пушкина и о том, как Петербург чествовал самого молодого почётного академика Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности.

На сегодня в моей домашней библиотеке ёщё несколько, подаренных мне, книг Евгением Николаевичем Дёмкиным: « Простые истории» (Рассказы. – СПб.: Союз писателей Санкт-Петербург, 2014. – 240 с.); « Бунину – Благодарные Потомки». Альбом литературно-исторический. – СПб.: Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России, 2015. – 48, ил); и « Иван Бунин: «Моя отчизна; я вернулся к ней…»: (Очерки. 2009. – СПб., – 304 с.), подаренная почему-то в 2016 году, но от этого запоздания не стала мне менее интересной.

Книга «Иван Бунин: «Моя Отчизна; я вернулся к ней…» открывается очерком «Волшебник русского слова», с рассказом о волнующем времени, когда Иван Бунин, проживавший в Грассе, получил известие о присуждении ему Нобелевской премии. Для меня чтение именно  в это время очерка было очень своевременно, так как всего несколько дней прошло со времени сообщения в теле — передаче «Вести в субботу» (10. 06.17.) об открытии в Грассе памятника Бунину и эмоции, пробуждённые гордостью за очередное международное признание величия нашего классика русской литературы, ещё не утихли. В наше такое непростое время это хорошее знаковое событие.

Как прекрасен памятник!.. Низкий поклон скульптору Андрею Ковальчуку, народному художнику РФ, председателю правления Союза художников РФ и искренняя благодарность Франции. На открытии памятника выступили Жан-Пьер Леле, сенатор, почётный мэр города Грасса и Чрезвычайный и Полномочный посол РФ во Франции Александр Орлов.

В этой связи уместно обратится  к литературно-историческому альбому «Бунину – Благодарные потомки» Евгения Николаевича, в котором он кратко и в то же время ёмко рассказал о годах жизни И.А Бунина  во Франции (28 марта 1920 – 8 ноября 1953) и частности в Грассе (14 мая 1923 – 1мая 1945),  с указанием времени проживания временно (на  виллах «Мон-Ффлери», «Евелина») многие годы вилле «Бельведер»  (октябрь 1924 – сентябрь 1930) и  вилле «Жаннет» (27 сентября 1939 – 30 апреля 1945), чуть ниже которой,  на днях возле библиотеки в небольшом садике и установлен памятник.

В этом же «Альбоме» довольно подробно написано обо всех музеях, посвящённых жизни и творчеству И.А. Бунину в России. Я же остановлю внимание читателя на селе Васильевка (Глотово) Измалковского района Липецкой области, где по инициативе писателя Евгения Дёмкина (уроженца этого села) установлен в 2007 году памятный знак И.А.Бунину на территории бывшей усадьбы С.Н. Пушешниковой. Евгений Дёмкин пишет: «В доме своей сестры (двоюродной Н.П.) И.А.Бунин жил вместе с женой В.Н. Муромцевой-Буниной и создавал  свои литературные произведения в 1907 – 1917 годах. В этом  старинном доме, при посещении деревень и сёл обширной Глотовской округи осмыслялись, а затем  писались многие бунинские литературные шедевры: «Деревня», «Суходол», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Братья», «Грамматика любви», « Казимир Станиславович», «Лёгкое дыхание», «Петлистые уши», «Соотечественник» и множество стихотворений.

Первый в России музей  И.А Бунину был открыт в 1983 году в Глотове. Старый  домик-музей, пришедший в аварийное состояние, снесён в 2007 году. В настоящее время (с1999г.) в Глотове действует пока только школьный музей в классе русского языка и литературы.

В рассказе «Эпизод из жизни писателя» в книге «Простые истории»  Евгений Николаевич интересно, талантливо, с явным удовольствием, словно при сём присутствовал, рассказывает как ружьё, привезённое Буниным из Франции, было подарено самим Буниным деревенскому парню С.С. Дёмкину – деду писателя Евгения Дёмкина. Бережно хранила эту реликвию семья Дёмкиных. Став наследником раритета Евгений Николаевич, 23 марта 2005 года  передал это ружьё музею И.А.Бунина в Ельце. 22 октября 2010 года (по очередной инициативе Е.Дёмкина) выпустили почтовую открытку в честь 140-летия И.А. Бунина.

Немного о самом Евгении Николаевиче Дёмкине. Родился он 28 января 1949 года в селе Глотово Орловской области в учительской семье, окончил с золотой медалью глотовскую среднюю школу и поступил в Зенитно-ракетное училище ПВО в г. Горьком. В 1979 году Евгений Николаевич окончил Ленинградскую Военно-инженерную Краснознамённую космическую  Академию имени А.Ф. Можайского, пять лет служил в Улан-Удэ, c 1984 года продолжил службу в Ленинграде на разных инженерно-командных должностях космических войск, с 1995 года офицер запаса. Е.Н. Дёмкин член Федерации космонавтики СССР, с  2010 года член Союза писателей России, дипломант премий И.А. Бунина и А.К. Толстого.

Писатель Евгений Николаевич Дёмкин активно занимается общественной деятельностью и является инициатором многих начинаний по увековечиванию памяти своего земляка писателя с мировым именем Ивана Алексеевича Бунина (кроме уже выше сказанного): 18 апреля 2011 было присвоено имя И.А. Бунина старейшей петербургской школе № 27 и создан школьный музей; 28 декабря 2016 года был открыт Бунинский сквер на Бородинской улице в Санкт- Петербурге; 24 марта 2017 года состоялся Круглый стол в Аннинской библиотеке (Ломоносовский район, Лен. обл.) в преддверии присвоения библиотеке имени И.А. Бунина. В работе Круглого стола приняли участие писатели Е. Дёмкин, М. Зарубин (построивший эту библиотеку) и В. Булгаков.

Восторгаюсь непрерывностью деятельности Евгения Николаевича, как кропотливо писательской, так и общественной. В настоящее время (с 7 апреля 2015 года) он является председателем Бунинского Общества Петербурга.

Евгений Дёмкин пишет статьи о Бунине, переписывается с музеями Бунина в Орле, Ельце, Ефремове, Глотове и Озёрках. Он участник многих Бунинских конференций и других городских и областных мероприятий.

В очерке «Встреча в Петербурге» Евгений Николаевич  рассказывает о встрече 25 апреля 2008 года в городе на Неве с Гавриилом Николаевичем Симоновым – потомком русских эмигрантов первой волны, известным французским учёным, кавалером французского  ордена Почётного легиона, председателем «Общества друзей Ивана Бунина» во Франции (февраль 1993).  В 2003 году Г.Н. Симонов выкупил виллу «Бельведер», и в настоящее время планируется открыть здесь музей И.А.Бунина.

В этой связи хочу подчеркнуть, что в очерке  Евгения Дёмкина «Волшебник русского слова»,  чётко сформулирована его мировоззренческая позиция о неразделимости русской культуры, литературы,  науки на отечественную и эмигрантскую, и он с удовлетворением пишет: « В.В. Путин первым из российских лидеров посетил русское кладбище под Парижем – Сент-Женевьев-де-Буа, где похоронены известные русские эмигранты <…> Вот как писала об этом историческом событии газета «Известия» (2 ноября 2000, № 208): « Когда Путина спросили, чьи могилы он хотел бы посетить, тот ответил: « Бунина»»

В очерке «Слово о Бунине» он пишет: « В современной России широкому кругу читателей начинают возвращаться забытые имена выдающихся соотечественников первой волны эмиграции, которые оказались вдали от Отечества после известных событий 1917 года. Настало время рассказать об их жизни и творчестве на чужбине, как они жили, о чём думали и мечтали. Ведь живя в эмиграции, многие эмигранты – бывшие граждане России до конца своих дней не порывали связей со своей далёкой Родиной, гордясь и радуясь возрастанию её величия».

Но с особым пристрастием изучает Евгений Николаевич историю своего  родного Глотова через судьбы односельчан и их предков с таким уважением и человеколюбием,  что читая его очерки, начинаешь считать этих людей своими дальними родственниками, и вероятнее всего, при желании, это родство можно было  бы установить. И, соответственно, с особым пристрастием он  изучает и глотовский период творчества Бунина: «Говоря о глотовских (васильевских) рассказах Бунина, нужно непременно сказать о его изумительном рассказе «Древний человек» (1911). Здесь повествуется о местном крестьянине, стовосьмилетнем Таганке, с которым любил беседовать Бунин и находить его чрезвычайно интересным народным типом. В беседах с ровесником XIX века – древним стариком Таганком (Дёмкиным Ф.Ф.) – Бунина интересовали ранее неизвестные факты их жизни старой, крепостной деревни, одновременно он вглядывался в сам облик Таганка, в его добрые и грустные глаза, стараясь понять жизнь этого удивительного человека, его душу, а значит, и душу русского человека. Или взять другой рассказ Бунина – «Весёлый двор», в котором прототипом главного героя Егора Минаева является также глотовский (васильевский) крестьянин Кутеп – печник. Этот рассказ пронизан любовью и жалостью к сельскому человеку,  состраданием к его вековой забитости, отсталости и унижению. С убедительной правдой показана деревня тех лет, её язвы и пороки».

Ещё раз хочу подчеркнуть, что Евгений Николаевич Дёмкин – потомок глотовского Таганка, замечательный краевед и буниновед.

Петербургское общество почитателей И.А.Бунина было основано 22 октября 1990 года Галиной Аркадьевной Манчук (1931 – 1997) и Геннадием Николаевичем Манчуком в целях ведения просветительской работы по увековечиванию памяти великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина на берегах Невы.  8 февраля 1996 года  в Санкт-Петербурге была установлена  первая мемориальная доска, посвящённая И.А Бунину (скульптор Ю.Г. Джибраев),  на  фасаде дома № 7(площадь Островского). В этом здании бывшего Кредитного общества, в его знаменитом концертном зале Бунин впервые выступил публично с чтением своего рассказа «На край света» о полтавских переселенцах в Приморский край.

Буниноведение  – это «одна сторона медали». А как сам Евгений Дёмкин пишет, например, в очерке «Глотовская весна: « Когда деревья в светлый майский день…»»? А вот так: «Какое всё же изумительное время года – пора весны в нашей русской средней полосе! Пора, когда не можешь наглядеться на ожившую после зимней спячки природу. Не оторвать взгляда от зазеленевших лесов, полей и лугов; выгонов и косогоров, покрывшихся первыми жёлтыми весенними цветками – мать-мачехи; раскрывающихся почек и распускающихся первых листочков на тополях, лозинках, черёмухи, сирени… < …> Но самое удивительное зрелище весенней поры – это цветение садов! Бело-розовый цвет яблонь, слив, вишен господствует в это время во всём букете весенних цветов. Сады стоят в великолепных белых одеждах, как счастливая невеста перед таинством бракосочетания. < …> И под волшебные трели природного тенора незаметно переносишься в юность, когда ты, влюблённый и счастливый, сидишь на лавочке у сельского дома с любимой девушкой-одноклассницей, что-то ей шепчешь на ухо, а она смеётся над каждым сказанным тобой словом, –  ведь так хорошо вокруг, что хочется душой и сердцем петь, радоваться первым цветкам и дышать чудесным весенним воздухом, пробуждающим в человеке самое загадочное чувство – чувство любви!»

В своих «Простых историях» Евгений Дёмкин, унаследовавший мудрость своего предка Дёмкина Ф.Ф., рассказывая о жизни простых людей, размышляет и философствует. В рассказе «Жизнь Степана Светина», например, о загадочности русской души: « Загадочности и непредсказуемости в характере русского человека хватает… <…> А русский человек просто уникален. <…>  Русский народ снимал с себя последнюю рубашку. ( Нет возможности весь «опус» процитировать – читайте рассказ) <…> В лихую годину Всевышний был всегда на стороне русских людей. Ибо Он понимал и понимает, что будущее человечества связано именно с лучшими представителями русского народа, который аккумулировал и аккумулирует лучшее и с Запада, и с Востока, потому что он находится в их окружении. Запад не понимает Восток, а Восток – Запад. А русский должен понимать и тех, и других. Каково? Вот вам и загадочность русской души».

Надежда Перова, член Союза писателей России