По ту сторону тишины…

29 марта на очередном занятии ЛИТо “Балтийский парус” им. Н.Н.Альтовской мы решили познакомиться со стихами поэтессы Людмилы Гонтарёвой из Донбасса. Год назад она приезжала к нам в Петербург и выступала в Доме писателей. Людмила прислала нам свою новую книгу стихов «По ту сторону Тишины…».

Донецк – столица Донецкой Народной Республики. Это важнейший промышленный и политический центр, в котором и вокруг которого сосредоточена масса предприятий, административно политических структур и т.д.

Три года постоянных обстрелов: разрушенные жилые дома, школы и административные здания, люди, живущие без тепла, света  и воды. Как они выживают в таких условиях? О чем думают и мечтают?

Все, кого интересовала эта тема, пришли окунуться в ту страшную и такую непонятную жизнь этих мужественных людей.

Добровольцем ухожу – смотрите –
в регулярные войска санчасти.
Занимай места в партере, зритель:
я спасаю раненое счастье,

извлекаю день из-под обломков.
…Красный мак и белые одежды…
Бинтовать разлуку так неловко,
так туга повязка    – струны режет.

Приручив дыханье тёплых пальцев,
ощущаю боль как неизбежность.
В организме убывает кальций.
В перестрелке убивают нежность.

После взрыва – гулкое затишье,
крика своего уже не слышу.
Вспоминаю лето: вишни, вишни,
и закат багровым соком вышит.

Пусть зима забьёт крест накрест ставни,
осень взглядом мой состав проводит.
Я уйду внезапно, но оставлю
для тебя записку на комоде.

Война ворвалась в их дом неожиданно, но сразу отрезвила своей жестокостью:

Бесполезно латать этот мир, что так
хрупок, наивен и шаток:
мои робкие швы кровоточат –
смотрите, смотрите, смотри…

И от этого отчаяния у Людмилы проявляются только новые и новые вопросы:

-Где указатель, куда повернуть?
Где та вершина, с которой падать?

И уже в другом стихотворении:

Где справедливость, брат?
Снова заводим танки?
Из-за своих баррикад
граждане и гражданки
давно не слышат луны,
как она плачет ночами.
Очи тоской полны.

Боль за судьбу своего народа проходит через всё книгу поэтессы «сквозным образом» и как стрела влетает  в самое больное место нашей души:

Боль подковой в груди согнута,
На полоски кроит меня.

И вот она уже просит прощение за страдание и боль, которая пришла с незваной любовью:

Господи, приди же откровенье
и прости незваную любовь.
За отчаянье прости и вдохновенье,
за печаль страдание и боль.

И на высоком градусе поэтической взволнованности Людмила скажет:

О, головная женщин боль,
Столь ненавистная мужчинам:
опять они играют роль
без уважения к морщинам.

Исповедная в своей основе, поэзия Людмилы, подкупает нас своей откровенностью:

…Супружества тугая сеть
пленит, окрутит. А пророчество
велит все тяготы терпеть
и захлебнуться в одиночестве.

И, несмотря на то, что идёт война, женщины должны рожать и воспитывать детей,  этого требует жизнь. Людмила с сожалением напишет:

Город мой контужен, город мой устал…
Кто бы нам страницы эти пролистал…

Но писать спокойно мы обречены
хронику ненужной непростой войны.

И снова строки о войне жестокой и несправедливой:

А в полях окопы – шрамом на лицо…
Не послать любимому письмецо.
Сколько километров путь из рая в ад?
Во степи солдаты без имен лежат.
Людмила тонкий лирик со своим набором свежих, неожиданных образов.

Чёрно-белая слеза –
на цветных очках удачи:
кто-то землю привязал
к небу ленточками плача.

Людмила Гонтарёва член союза писателей России и Союза писателей Луганской Народной Республики, лауреат премии им. “Молодой Гвардии”  и литературной премии им. Владимира Гринчукова. Как прозаик и публицист  она даёт оценку событиям и людям окружающим её.

Загляни в мясорубку жизни. Тебе охота?
Тебе это нужно? Футболы, борщи, тапочки?
здесь всё понятно  и как у всех:
ВСЁ – до лампочки!

И это ещё одна драма поэтессы, почему она хочет докричаться до своих соотечественников:

Я избавлюсь от боли
лишь касанием рук,

…А спасители новые
не родились.

Историческая трагедия помогла поэтессе выработать свою манеру подачи текста броско и точно:

Но там «В Контакте» контакта нету –
есть беспросветность и бездорожье.
Там бродят призраки Интернета.
Будь осторожен! Будь осторожен!
И уже обращаясь к нам, смело скажет:
Нас расстреляют уже на рассвете.

…в этом квадрате, на этой планете.

Людмила очень рискованно пользуется понятиями и явлениями, находящимися в разных, далёких друг от друга и даже подчас несовместимых рядах.

И не поверив, что всё случилось,
что бесконечность в зрачок просочилась,
примем объятья листвы, словно милость,
падая в осень, что детству приснилась.

Крылья к вискам тишиной прикоснутся,
звоном тяжёлым разбитого блюдца.
…Надо успеть на шаги обернуться,
чтобы проснуться, проснуться, проснуться…

Книгу Людмилы Гонтаревой нам передал член союза писателей России А.В.Антонов, который неоднократно бывал на Донбассе, выступал перед краснодонцами в музее «Молодой гвардии» и в других коллективах на разных встречах. Через него в Донбасс мы посылали книги наших авторов.

Андрей Витальевич рассказал нам, что там дети в школах продолжали учиться всегда, хотя учителя не получали денег. Выживают они за счёт приусадебных участков. Внутренне народ не может смириться с тем, что происходит, поэтому твёрдо стоит на своём. Народ там очень мужественный, а шахтеры, вообще – люди привыкшие к опасности, поэтому они так жестко отстаивают свои интересы. Там проживает 85% русских, конечно, они очень нуждаются в нашей с вами помощи о поддержке. Мы получили ответы на все наши вопросы. Андрей Витальевич рассказал нам о музее Новороссии, который в ближайшее время откроется на Васильевском острове.

На этом занятии присутствовали поэты с Балтийского судостроительного завода. Леонид Баженов уроженец Удмурдии работал в 13 цехе вместе с Сергеем Сорокиным, который создал «Рубцовский центр» и долго им руководил. Леонид неоднократно ездили с Сергеем Анатольевичем по обмену опытом в Николаев на судостроительный завод, который имел раньше самый мощный в стране стапель.

Леонид Баженов исполнил  под гитару удмурдскую песню «Чеганда, Мыргында, Быргында» и «Город Глазов я к тебе вернусь».

Лайма Токарева посещает клуб «Каравелла» при Балтийском заводе прочитала свои стихи при поддержке своей дочки, которая уже исполняет песни своей мамы.