Дух дышит, где хочет

Книга «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ – начала ХХ1 века», изданная под редакцией Александра Казина, является талантливым художественным исследованием русской литературы и искусства минувшего столетия.

О книге

Перед нами текст уникального научного и вместе с тем художественного исследования русской литературы и искусства  ХХ века. Книга тем более ценная, что это сборник научных статей, хотя и пронизанных единой идеей – показать внутреннее, по выражению Станиславского, «сквозное действие» отечественной культуры и истории на совершенно разном поэтическом материале. Представляются особо удавшимися главы, написанные докторами филологических наук А.В. Моториным и Ю.В. Зобниным о Горьком и Гумилеве соответственно. Кроме того, самостоятельный научный интерес являет раздел о советском театре после Октября. В каждом из этих разделов есть своя содержательная логика, органично вписанная авторами в «большую логику» эпохи – эпохи построения коммунистического «рая» без Бога.

Вместе с тем, что при всем многообразии затрагиваемого в статьях материала, весь  он выстроен  достаточно строго. С разных точек зрения авторы достигают поставленной цели – проследить судьбу восходящей к православию русской духовной традиции в условиях жесткого социального эксперимента в России ХХ века, будь то поэзия, проза, музыка или кино. К достоинствам книги, несомненно, принадлежит также тщательно разработанный научный аппарат, система ссылок на первоисточники и т.п. Сборник читается на одном дыхании, сочетая в себе научность с ясностью и увлекательностью изложения.

Профессор Герман Ионин


Цветущая сложность России

История вообще, в том числе и история культуры, обладает своего рода «хитростью». Немного, вероятно, было людей, видевших, как воо­руженные красноармейцы в январе 1918 года входили в Александро-Невскую Лавру, и надеявшихся при этом, что христианство когда-либо возродится в Рос­сии. Правда, ещё в январе того же 1918 года Александр Блок написал свою поэму «Двенад­цать» – своего рода «русский апокалипсис», где во главе красногвардейского от­ряда шел сам Иисус Христос. Многие не поняли его тогда, не понимали и позже. Не понимал, например, Никита Хрущев, обещавший показать по телевизору последнего попа. Од­нако уже в 1988 году – ещё при советской власти – 1000-летие Крещения Руси отмечалось как государственный праздник. Так или иначе, в сентябре 2013 года Президент России В.В.Путин заявил на Валдайском форуме, что Россия всег­да развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скре­пленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Право­славной Церковью и другими традиционными религиями России.

Бог, как известно, поругаем не бывает. Дух дышит, где хочет, и это проис­ходит независимо от воли политических партий, и тем более отдельных людей, даже самых безбожных. История слишком серьёзное дело, чтобы доверять её только человеку. Вопреки радикалам разного толка отечественная религиозная и художественно-культурная жизнь не закончилась ни в 1917, ни в 1937 году. Более того, она продолжается и сейчас, чего, по сути, нельзя сказать о некоторых весьма цивилизованных странах, где ставится на один уровень вера в Бога и вера в сатану.

Основная мысль книги заключается в том, что пра­вославная вера не исчезла из русской культуры после Октябрьского переворота, но продолжала жить в ней на всем протяжении советского периода, и продолжает жить в ней до сих пор. Вопреки жестоким репрессиям и запретам, вопреки инославной и иноязычной культуре в странах рас­сеяния, вопреки антихристианским тенденциям совре­менной постмодернистской цивилизации – те или иные формы христианской духовной энергетики неизменно служили источником творческого вдохновения многих русских писателей, композиторов, художников. Часто это происходило скрыто, в под­тексте, в символике, в иносказании. Более того, порой это происходило бессоз­нательно для самого художника, так что исследователю стоит немалого труда обнаружить вероисповедную подоплеку вполне светского, на первый взгляд, романа или кинофильма, и квалифицировать её так, как она того заслуживает.

Таким образом, впервые в научной литературе в настоящем издании ставится цель концептуального эстетико-искусствоведческого исследования судеб русской религиозной традиции в отечественной литературе и искусстве за минувшее столетие. История искусства рассматривается как история духа. Необходимо подчер­кнуть при этом авторский характер предпринятого труда. Нельзя, как известно, объять необъятного – однако можно выделить ключевые идеи, образы и имена, позволяющие ответить на вопросы о символе веры русской культуры последнего столетия.


Александр Леонидович Казин – философ, писатель, искусствовед. Родился в 1945 году в Смоленске. Окончил философский факультет Ленинградского университета. Доктор философских наук, профессор, директор Российского института истории искусств, зав. кафедрой Санкт-Петербургского института кино и телевидения. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей и Союза кинематографистов России. Автор многих  книг и статей  по философии культуры, а  также нескольких  книг художественной прозы.


Евгений Лукин

Директор Санкт-Петербургского Дома писателя, член Союза писателей России.