Триста бесед о Правде

Вышел в свет 300-ый номер газеты «Православный Санкт-Петербург»…

А вы слышали про нашу газету?

Если вы верующий, церковный человек, — то да, несомненно, слышали. Много лет мы выходим к православным читателям, заводим с ним разговор о вере, о Церкви, о Боге. Мы стараемся говорить с вами простым русским языком, стараемся даже сложные богословские вопросы излагать так, чтобы они затронули ум ваш, а главное — ваше сердце. Сердце у нас всегда более понятливо, чем голова, — так уж заложено в человеке: что запало в сердце, то и ум со временем одолеет!

Мы не боимся говорить с вами о вещах тяжёлых, не всем понятных, порою вызывающих всеобщее недоумение или неодобрение. Мы — такие же православные миряне, как и вы, нас волнуют те же вопросы, мы страдаем от тех же бед, — и мы честно пытается разобраться в том, что происходит в окружающем мире.

Если же вы в храм заходите редко, церковным человеком себя не считаете, но в Бога всё-таки верите, — тогда наша газета тоже предназначена вам. Уверяем вас: вам не будет скучно читать наши материалы, — перед вами откроется удивительный мир современного Православия, — честное слово, он стоит того, чтобы с ним познакомиться! Какие батюшки служат в нашем городе!.. С каждым из них вы сможете познакомиться через нашу газету, — а они, пусть и не святые, но говорят порою такие вещи — и мудрые, и необходимые, именно вам нужные! — что просто жаль будет не выслушать их. А какие батюшки служат в наших деревнях! Мы с ними тоже встречаемся. Среди общего развала и запустения они из последних сил стараются донести свет в души человеческие, и в этом труде обретают порою такую мудрость, такой ясный чистый взгляд, что просто нельзя не восхититься ими. Наши корреспонденты умеют беседовать с этими священниками, разговорить их так, что батюшки откроют перед вами всю свою душу, — а это дорогого стоит.

Наша газета никогда и никого не поучает свысока, она не «учительская», не «архиерейская» — она народная, просветительская.

Если же вы и вовсе далеки от религии, если вам кажется, что Церковь — это не ваше, — всё равно читайте нашу газету! Потому что мы не только о вере говорим. Мы говорим прежде всего о жизни. О нашей, нынешней, такой непростой жизни. Есть ли такие темы, которые мы бы не поднимали? Образование? Мы всегда о нём говорим. У нас всегда выступают и рядовые учителя, и крупные учёные. Здравоохранение? Это наша постоянная тема. У нас вы найдёте и рассказы о замечательных врачах, и общий взгляд на здоровье современного общества и даже конкретные медицинские советы по лечению того или иного недуга. Армия? Мы часто говорим о наших солдатах, мы даём слово и офицерам, и армейским священникам, и ветеранам войны. Ветераны — это наша особая любовь: мы старательно отыскиваем солдат Великой Отечественной и бережно записываем их рассказы, — последние, драгоценные свидетельства ушедшей эпохи. Какие ещё назовёте темы? Наука? Да, мы говорим о науке, ибо вера и знание должны идти рука об руку, постигая мир. История России? У нас выступают крупнейшие историки Петербурга, — достаточно назвать одного только профессора И.Я. Фроянова, — он частый гость нашей редакции, но и не он один: мы любим говорить о русской истории.

И, конечно, литература. Да, литература, это, наверное, самая большая наша любовь, и после Церкви мы отводим ей особое место. Мы изо всех сил пытаемся вернуть нашему обществу тягу к великой русской словесности, мы обсуждаем творчество классиков и встречаемся с писателями-современниками. Мы постоянно даём подборки стихов лучших петербургских поэтов сегодняшнего дня. Мы открыты для сотрудничества с каждым из членов Союза писателей России, — лишь бы только нам почувствовать в нём родственную душу. Да что там говорить: ведь из троих пишущих сотрудников редакции двое — члены СП России!

Кстати, позвольте же нам представиться.

Во-первых, собственный корреспондент «Православного Санкт-Петербурга» Ирина Рубцова: журналист по образованию, по призванию и по судьбе. В газетой работе с 17 лет. Её главная тема — социальная. Врачи и больные, учителя и школьники, пенсионеры и молодёжь, — в этом Ирина Николаевна настоящий ас пера.

Во-вторых, Алексей Бакулин, специальный корреспондент газеты. Выпускник факультета журналистики ЛГУ, в газетной работе с 15 лет. Он член Союза Писателей России, автор трёх книг. Его главная тема — история Церкви, история России, богословие и историософия.

И наконец, капитан редакционного корабля, главный редактор «Православного Санкт-Петербурга» Александр Григорьевич Раков, — личность легендарная в нашем православном сообществе. Это именно создал нашу газету и вывел её на всероссийский простор. Он — член СП России, лауреат нескольких литературных премий, автор более чем десятка полновесных, любимых читателями книг.

Вот и вся редакция. «Как? Всего три человека?» Да, всего трое, и эти трое вот уже много лет, номер за номером выпускают в свет одну из самых известных в России православных газет, поддерживают её весьма высокий уровень и стараются быть полезными Церкви и России.

А теперь вкратце познакомим вас с юбилейным 300-тым номером «Православного Санкт-Петербурга».

С чего он начинается? Конечно же с разговора о великом сокровище нашего народа — о русской литературе. С нами беседует мудрый учёный, профессор-филолог, Ю.К. Руденко. Он говорит о Льве Толстом, — о том, что основу творчества этого великого писателя всё-таки, несмотря на все его поздние заблуждения, составляет именно Православие; говорит о Достоевском, — о его провидении, о его глубокой духовности… «Если бы Достоевский узнал, что сейчас некоторые горячие головы хотят объявить его святым, — он бурно протестовал бы! Бурно и насмешливо!» И завершает Юрий Константинович свою беседу такими словами:

— И современная русская молодёжь — с одной стороны, она безконечно более прагматична, чем раньше… Печально? Да. Но с другой стороны, когда наблюдаешь за прихожанами наших храмов, — видишь, насколько за эти 25 лет помолодел каждый приход. И в особенности, когда начинается причастие: откуда ни возьмись, является огромное число молодых мамаш с младенцами. И думаешь: ведь эти младенцы скоро вырастут! Они, от рождения православные, через 20-30 лет станут ведущей общественной силой. Зато те, кто сейчас прожигает жизнь, — они через 20-30 лет будут уже никем! Они просто себя убивают! Их не будет. Это страшно сознавать, а с другой стороны видишь, что это неизбежно, потому что всё последнее 25-летие шло к тому, что именно таких прожигателей и наплодить! Плодила их для своих целей мировая закулиса, чтобы наши дети, уйдя, очистили место для новых хозяев! Но Россия выживет. Она, как мы видим, не подвержена современным «постхристианским ценностям». Эти «ценности» — пустой звук для наших людей, даже если они и далеки пока от Церкви. Зато Запад идёт в направлении «постхристианства» семимильными шагами! Политические обострения последних лет говорят о том, что мы подошли к той грани, когда, либо Россия найдёт в себе силы победить, возродиться… А тогда она неизбежно выйдет в авангард мирового процесса! Либо начнётся война, которая будет уже последней для человечества. Как дело повернётся — я не знаю, и не берусь предсказывать. Одно знаю наверняка: всё в руках Господних. Будем верить Ему, и вера не посрамит.

(Интервью с Ю.К. Руденко — «ДОСТОЕВСКИЙ БУДЕТ ПРОТИВ!»)

И ещё одно интервью в трёхсотом номере начинается с обсуждения русской словесности, а завершается разговором о судьбах России. Это интервью с известным петербургским писателем Анатолием Юрьевичем Козловым. Он говорит о своей новой книге «Закваска фарисейская», посвящённой событиям начала ХХ века — Первой мировой войне, русской революции и гражданской войне. Был задан вопрос о мемориальной доске адмиралу Колчаку, установленной в нашем городе. А.Ю Козлов ответил на него так:

— Сразу хочется спросить у тех, кто её устанавливал: а почему именно Колчаку? Зачем? У меня, как у человека, изучавшего историю тех лет, отношение к адмиралу двоякое. С одной стороны — да, замечательный полярный исследователь, учёный, герой Русско-Японской войны. Всё это верно… Но какую роль он сыграл в Гражданской войне? Он, объявив себя «Верховным правителем России», был всего лишь ставленником Антанты, то есть западных держав. Запад его руками пытался воевать с Россией. Колчак трижды изменил присяге: в первый раз присяге царской, ибо знал о том, что против царя готовится заговор, но, как минимум, ничего не сделал, чтобы его предотвратить. Потом он изменил присяге Временному правительству… И наконец, изменил собственным войскам в Сибири. Трижды предатель! Да ведь и одного раза достаточно… Прежде, чем вешать кому-то мемориальную доску, неплохо было бы изучить общественное мнение: как народ-то воспринимает этого деятеля? Мемориальная доска вешается обычно в честь человека, стяжавшего добрую славу в народе. И судят человека по последним делам его; Господь говорит: в чём застану, в том и сужу.

Корреспондент спросил Анатолия Юрьевича: «Как вы думаете, если бы в Гражданскую войну белые победили…» Ответ был такой:

— А они победили! Да, да. Правда, не в Гражданскую войну, а позже — в 1991 году. Ведь цели Белого движения и цели наших либералов во всём практически совпадали… Вот теперь посмотрите вокруг и решайте сами: хороша ли для России победа белых или все-таки, не очень. У меня, кстати, есть документы, в которых Антанта ставит условия Колчаку: ни в коем случае после взятия Москвы не восстанавливать самодержавие. И он должен был дать в том клятву! Этот факт очень хорошо говорят о характере Белого движения.

(Интервью с А.Ю. Козловым «БЕРЕГИТЕСЬ ЗАКВАСКИ ФАРИСЕЙСКОЙ»).

Разумеется, в трёхсотом номере газеты читатель встретится не только с писателями. «Православный Санкт-Петербург» изменил бы себе, если бы не продолжил знакомить читателей с нашими чудесными батюшками. Сегодня у нас в гостях настоятель маленького храма во имя  Прп. Сергия Радонежского отец Анатолий Щербатюк. Его храм стоит на территории воинской части. Интересно, как солдаты молятся Богу? Как они отмечают церковные праздники, например, Рождество? Отец Анатолий говорит так:

— Если вы о гусе в яблоках, то его нет. Но кормят бойцов вкусно и питательно, причём каждый день, а не только по праздникам. На Пасху одариваем бойцов освящёнными куличиками и крашеными яйцами. А вот храм обязательно украшаем ёлочками — вон их на полигоне сколько. В 8 часов утра служу краткую обедницу. Приезжаю уже со святыми Дарами, которые заготавливаются в Чистый четверг, и причащаю ребят после службы. Рождественская служба красивая, много народу приходит, даже в храм все не вмещаются, причастники на улице стоят. Ночной службы, конечно, нет. Кто ж ребят ночью отпустит? Устав есть Устав. Бывает, тревогу в части объявят — и никого в храме, один служу, молюсь. Но и в церкви во время богослужения попробуй отступить от Устава, даже слово заменить нельзя. Или возьмём 19 января — Крещение Господне. В этот день на реках, озёрах рубят иордань, освящают воду, и верующие трижды окунаются. Здесь я этого не делаю, хотя вот оно озеро — под боком, и ребята просятся окунуться в прорубь. Я отвечаю: «Хотите, чтобы у начальника медслужбы инфаркт был? Он же за вас ответственность несёт. Будете на гражданке — будет вам прорубь». Зато уж в храме я их кроплю как следует, не жалею святой воды.

(Интервью с о. Анатолием Щербатюком «НЕ ГУСЬ В ЯБЛОКАХ, А МОЛИТВА»)

В декабре весь православный мир отмечает день памяти великого нашего святого — Чудотворца Николая Мирликийского. У нас в гостях протоиерей Андрей Боцов, настоятель патриаршего подворья в иатльянском городе Бари, где покоятся мощи великого Святителя. О. Андрей рассказывает:

— Вы знаете, с чем я в первую очередь столкнулся, когда приехал в Италию? Как ни странно, с украинским национализмом. Оказывается, русских здесь не так много, большинство православного населения Италии — это украинцы. Когда я ехал в Неаполь, я не видел тут никакой проблемы: ведь великоросс не воспринимает украинцев как что-то чуждое, враждебное, — скорее наоборот. А вот многие украинцы считают иначе, и мне пришлось с этим столкнуться. «Что там за москаль к нам приехал? Не станем в его храм ходить!» — так решила часть моей паствы. Впрочем, большинство украинцев в Италии всё же понимало и понимает, что только РПЦ даёт им гарантию неповрежённости Православия. Надо вот что ещё понимать: русские эмигранты в Италии — это, как правило, интеллигенция, деятели науки, культуры; а украинская, молдавская эмиграция — это люди простые, неквалифицированные рабочие, те, кто приехал сюда на заработки. Так что разговор с выходцами из России и из Украины приходится вести по-разному.

И ещё один рассказ о. Андрея:

— Однажды, ещё в начале моего служения в Италии, я в очередной раз зашёл в крипту базилики. Никого рядом со мной не было — ни священников, ни паломников. Я задумался о чём-то и некоторое время пребывал в молчании. Вдруг в крипту влетел некто взъерошенный, подозрительно озирающийся и сказал мне по-русски: «Слушай, отец!.. Давай воспользуемся моментом! Нас никто не видит, а у меня тут рядом грузовик стоит! Выломаем вдвоём решётку, схватим мощи, и айда! На грузовик — и в Россию! А что? Итальянцам можно мощи воровать, а нам нельзя, что ли? Пусть Святитель в православной стране лежит, а не среди католиков».

— Насилу мне удалось его отговорить! — смеётся о. Андрей.

(Интервью с о. Андреем Бойцовым «КАК СПАСЛИ СВЯТИТЕЛЯ»)

Конечно, это не все материалы номера, — даже не все лучшие его материалы, но, надеюсь мы дали вам представление и о нашем юбилейном выпуске, и, может быть, о газете в целом.

Будем рады видеть вас среди наших читателей — и среди наших авторов!

Редакция газеты «Православный Санкт-Петербург»