«Сказки про жизнь мы сочиняем сами…»

«Колокольная горка» – четвертая книга стихов известного петербургского поэта Галины Илюхиной. Уже в самом названии спрятана некая тайна. Колокольная горка или по-фински Келломяки – так когда-то назывался дачный поселок Комарово.

О книге

Поэт Галина Илюхина хорошо известна не только петербургским любителям поэзии. Ее стихи публикуются в российских и зарубежных журналах, в Интернете, выходят в виде книг и с каждым годом обретают все больше поклонников. Вышедшая в этом году книга «Колокольная горка» — уже четвертая в творческой биографии автора. Она написана в последние годы и позволяет, с одной стороны, опознать традиционные для Галины Илюхиной темы, с другой – уловить новые веяния в ее творчестве. И это очень ценно: автор остается верным себе, продолжает следовать высокой петербургской традиции и в то же время не стоит на месте, развивается, впускает в стих современность, как и положено настоящему поэту. Тональность помещенных в книгу стихов сильно различается – от созерцания безмятежных дачных пейзажей до трагического мироощущения, порожденного событиями современной эпохи. Если раздел «Колокольная горка» настраивает читателя по преимуществу на лирический лад, заставляет вместе с автором вспомнить детские годы, жизнь в летнем пригороде, то стихи из раздела «Герой Сизифова труда» тревожны, трагичны – даже те, которые написаны со свойственной автору иронией.

Галина Илюхина, как и любой настоящий поэт, преодолевает трагизм жизни стремлением к гармонии – поиском золотого сечения между формой и содержанием. Вот что пишет о ее творчестве поэт и литературный критик Елена Елагина. «Чем разрешать трагические состояния современного человека? Утешает и лечит людей, способных к восприятию литературы и искусства, гармоничная форма, ее совершенство. А в поэзии по-прежнему действенна знаменитая формула — лучшие слова в лучшем порядке».

Лирика Илюхиной очень кинематографична, в ней много картин и видимых деталей. Но это вовсе не описательность. Поэт обладает даром замедлять и останавливать время, чтобы в этом стоп-кадре выявить болевые точки эпохи и заставить сопереживать читателя. Цепкая память поэта хранит не только мелкие детали давно ушедшего времени, но и тончайшие оттенки чувств, которые большинство из нас забыло, но по прочтению стихов эти эмоции тут же оживают.

Галина Илюхина – автор истинно петербургский, и не географически, а прежде всего по духу творчества. Её Петербург – очень предметный, подробный, и, вместе с тем, таинственный и мистический город. Или «космический», как назвала образ Петербурга в лирике Илюхиной литературовед Наталья Романова.

Галина Илюхина – лауреат литературной премии «Молодой Петербург» в номинации «Поэзия» (2009), обладатель специального приза Союза российских писателей в рамках Международной Волошинской премии (2013). Она одна из основателей Международного литературного фестиваля «Петербургские мосты», на который более 10 лет ежегодно приезжают поэты со всего мира. Она же – редактор литературного объединения «Пиитер», составитель поэтических антологий и сборников, куратор множества проектов. Галина Илюхина – человек, в котором удивительным образом уживаются яркие способности организатора и настоящий литературный талант.

Валерий Попов


Маленькие муки

сказки про жизнь мы сочиняем сами
в детстве мне подарили тапки с загнутыми носами
расшитые золотом как у эмира или халифа
в доме пахло красками хлебом теплом олифой
столбики пыли вились в солнечном волокне
вспыхивали оранжевые настурции на окне
тополиные волны вздымались и опадали
шумно дышали и обещали такие дали
что домашние дети распахивали окошки детских
и вылетали на волю в тапках своих турецких
видите вон я аки посуху бегущая по волнам
как маленький мук потеряна счастлива и вольна
не кричите мне «стой» не щурьтесь не делайте ваши ставки
на каком вираже упадут с этих смуглых ножек чудные тапки
над какой марианской впадиной над каким болотом
я сама придумала эту сказку я знаю что там

Невская губа

Ты, наверно, и не вспомнил сам бы,
как в Кронштадт мы ездили с тобой,
где Нева, ощерив дёсны дамбы,
шлёпала обветренной губой.

Там «БелАЗ» угрюмым великаном
сумерки ворочал, рокоча.
Эта жизнь казалась велика нам —
как с чужого снятая плеча.

Поодаль, теряясь в снежной крупке,
тарахтел заржавленный баркас;
реял снег, рассеянный и хрупкий,
бесприютных осеняя нас…

Нам безбожно врут, что время лечит.
В невозвратно дальней тишине
лишний засыпает человечек,
в не свою укутавшись шинель.

Что теперь мести снега подолом?
Лишь во сне, как в собственном гробу,
плыть туда — доверчивым и голым, —
где Нева до Угольного мола
раскатала влажную губу.

Лето

Блещет луковка часовни.
Лебеда, осот.
Отпустили бы часов мне
тысяч восемьсот!

Гул пчелиный, дух полынный,
речка — что стекло.
А ведь больше половины
мимо утекло.

Что же мне все мало, мало,
жадине такой?
Но сегодня время встало
сонною рекой.

Человечек — божья рыбка,
мелочь, ерунда.
Пусть меня качает зыбко
тёплая вода,

где сверкает купол древний
поплавком в реке,
и рыбарь на солнце дремлет
с удочкой в руке.

 


Галина Илюхина родилась в Ленинграде. По образованию юрист.  Автор четырех сборников стихов. Лауреат многих литературных премий, в том числе премии «Молодой Петербург» и журнала «Дети Ра». Она – один из основателей и организаторов ежегодного международного литературного фестиваля «Петербургские мосты». Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.