Писатели и поэты в интернате

В середине ноября писатели и поэты Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России побывали в школе-интернате № 1 им. К.К. Грота для незрячих и слабовидящих детей. В уютном сквере этого первого, старейшего в России учебного заведения для слепых детей, основанного ещё в позапрошлом веке, в далёком 1881 году, гостей встретил памятник основателю школы Константину Карловичу Гроту. Бюст этому политическому и общественному деятелю венчает гранитную колонну, но центром композиции считается символическое скульптурное изображение слепой ученицы с книгой.

Таким небольшим коллективом: председатель СПб отделения Союза писателей России Борис Орлов, поэтесса Елена Евсеева и автор этих строк, мы много раз выступали перед детьми в школах, интернатах, реабилитационных центрах. Везде нас встречали радостные, в предвкушении встречи с «живыми писателями», детские лица. Так было и на этот раз: полный зал, оживлённые, шумные, пока мы не начали выступать, учащиеся. Но была и огромная разница между теми, прошлыми залами и нынешним – дети не видели или почти не видели нас.

Мы надеялись, конечно, что реакция на наши выступления, на чтение стихов, загадок, на рассказы о работе писателей, о журнале «Искорка» будет такой же, как и везде – весёлой, оживлённой, по-детски непосредственной, искренней. Но с первых минут встречи, убедились, что действительность превосходит все наши ожидания. Казалось, что дети, лишённые зрения слышат в наших словах, в произведениях, которые мы читали, намного больше, чем слышали их здоровые сверстники. Зал, затаив дыхание, с огромным удовольствием откликался на лирику. А услышав шутку, юмористическое стихотворение или рассказ, дети смеялись, хохотали так, что приходилось их успокаивать. И также дружно, наперебой, всем залом, на слух отгадывали загадки и кроссворды.

001

Все детские аудитории очень непосредственны и, послушав гостей, всегда радуются предложению почитать свои произведения. И когда Б.А. Орлов, рассказав о своём творческом пути, о том, как сам в детстве начал писать стихи, предложил затем присутствующим почитать свои произведения, вверх взметнулось множество рук. С трудом, самостоятельно, на ощупь, или с учительницей за руку, пробирались юные сочинители через переполненный зал и с удовольствием, с выражением представляли на наш суд и на суд сверстников свои стихи, сказки, рассказы. Очень, кстати, талантливые, написанные с фантазией, выдумкой. Читали дети и любимые произведения русских классиков и современных авторов. Прочли даже стихотворение, выступавшей в нашей команде поэтессы Елены Евсеевой. Её слушатели не отпускали со сцены дольше всех. Дело в том, что ещё недавно Елена работала в этом интернате и дети и преподаватели очень хорошо знали и помнили её.

Сорок пять минут, отведённые на встречу, пролетели быстро, прозвенел звонок на перемену, затем на новый урок, а собравшиеся всё никак не хотели расходиться.

На главной странице сайта школы-интерната № 1 написано: «Учащиеся нашей школы уникальны. Да, нарушенное зрение не дает им возможности видеть мир во всем богатстве красок, но этот недостаток они компенсируют ярким проявлением иных способностей: феноменальной памятью, фантазией, музыкальностью, интуицией, богатством внутреннего мира и человеческой чуткостью». И мы убедились, что действительно всё так и есть: у этих детей богатый внутренний мир, память, чуткость, фантазия, музыкальность. Но хотелось бы добавить к этим качествам ещё одно: удивительное понимание литературы и любовь к ней.