Актуальные уроки Достоевского

В конце октября этого года, в преддверие 195-ой годовщины со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского в Доме писателя, СПб «Собор православной интеллигенции» (общественная организация, активно работающая в городе с 2000 года) совместно с СПб отделением Союза писателей России провели Круглый стол «Ф. М. Достоевский, как патриот и православный мыслитель, и его важнейшее значение для современной России». Ведущими были председатель правления СПб отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов и сопредседатель Собора православной интеллигенции, доктор психологических наук, профессор Валентин Семёнов.

Открывая собрание, Борис Орлов подчеркнул постоянное и даже всё увеличивающееся всемирное значение творчества Достоевского, нашего русского гения и пророка, и прежде всего для народа России и особенно для её патриотов. Он подчеркнул важнейшее для нас значение не только художественного, но и публицистического творчества писателя, его почвеннической идеологии, борьбы с тогдашними либералами, которые и в наше время так же ненавидят Достоевского именно как патриота и защитника униженных и оскорбленных. Орлов вспомнил известное русофобское, полное ненависти к писателю высказывание А. Чубайса. Обращаясь к присутствующим в зале студентам Университета культуры и искусств, Борис Александрович призвал их читать и перечитывать произведения Достоевского, обладающие непреходящей художественной и социальной ценностью.

Профессор В.Семёнов сделал доклад, посвященный личности, социально-психологическому и гражданскому дару Ф.М. Достоевского. Он начал с воспоминания о том, как ещё в старших классах школы творчество Достоевского вошло в его душу и прочел своё стихотворение, написанное в 17 лет и состоящее из одних названий произведений великого писателя, отражающее тогдашнее состояние юноши.

 

О, Бедные люди!
О, Белые ночи!
А я здесь Подросток
и Идиот.
Гнетут меня Бесы
моё Наказанье!
Но в чем Преступленье
не знаю – моё!

В юности он прочёл все основные художественные произведения Фёдора Михайловича, 10-томное собрание сочинений, тома «Литературного наследия», посвященные ему, переписку с Анной Достоевской. Посмотрел многие экранизации его книг.

В ноябре 1981 года (160 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти Достоевского) В. Семёнов был гостем из Ленинграда в Министерстве культуры РСФСР в Москве на юбилейном вечере, где выступал вместе с писателем Владимиром Крупиным, живописцем Ильей Глазуновым, литературным критиком Владимиром Чалмаевым и другими деятелями русской культуры. Потом он не раз делал доклады и писал о творчестве великого писателя-мыслителя и психолога, в том числе в научных работах. Неслучайно «Братья Карамазовы» стали художественной метафорой для персонификации типологии базовых российских менталитетов в его концепции российской полиментальности.

Сам Фёдор Михайлович не жаловал современную ему психологическую науку. Он справедливо полагал, что тогдашние психологи слишком упрощённо подходят к пониманию человеческой души. Фактически сам Достоевский и был лучшим психологом своего времени. Психологический гений Достоевского обусловлен не только специфической врождённой одарённостью, особо чуткой нервно-психической организацией, но и особенностями биографии писателя, широтой жизненного опыта, уникальностью пережитых экстремальных ситуаций. В результате возник исключительный феномен психологической проницательности, эмпатии, всепонимания.

Анализ произведений Ф. М. Достоевского, проведенный Семёновым, помимо постоянной христианской целеустремлённости писателя позволяет также реконструировать социально-психологическую концепцию человека, которой он руководствовался и сознательно, и интуитивно в своем творчестве. Можно выделить следующие аспекты понимания человека Достоевским:

  • человек чрезвычайно сложен, сложнее привычных стереотипов Добра и Зла. Он воистину единство и борьба противоположностей, он диалектичен.
  • человек не только «человек разумный», но и «человек страстный» (эмоциональный ). Причем разум – это не только благо, но нередко и зло. Именно «по разуму», из логически обоснованной идеи Раскольников совершает страшное преступление. Злодеи, вроде Петра Верховенского, Смердякова, Свидригайлова, отличаются рационалистичностью. Идеалом для Достоевского является, прежде всего, сердечный, любящий, добрый, по сути глубоко православный человек (старец Зосима, князь Мышкин, Алеша Карамазов, Соня Мармеладова и др.).
  • человек – вполне общественное, коллективное существо, а «одиночество порождает чудовищ». Именно в одиночестве Раскольников выдумывает свою наполеоновскую теорию вседозволенности. Одиноки Иван Карамазов, Смердяков, Ставрогин, Свидригайлов . Зато положительные герои всегда среди людей, почти по-детски открыты, общительны (Алеша Карамазов, Мышкин, Разумихин и др.);
  • человек обладает свободной волей. Он отвечает за свои поступки, не следует абсолютизировать влияние среды. Однако существуют аффективные состояния, вызванные, например, болезнью, когда человек не может контролировать свои поступки;
  • счастье человека «не в комфорте», а в христианской любви к другим людям, которая, так или иначе, возвращается к нему (Соня и каторжные, Алеша Карамазов и дети). Люди, не способные на это, – гибнут, так как не выносят даже самих себя (самоубийства Ставрогина, Смердякова, Свидригайлова).

Возвращаясь к творчеству Ф. М. Достоевского, можно говорить о своеобразных провидческих аспектах его произведений. Он даёт пророческий анализ актуальной для нашего времени социальной психологии экстремизма и терроризма («Бесы») или даже предвосхищает этико-психологические вопросы космических контактов с другими цивилизациями («Сон смешного человека»). Достоевский и в своих романах и особенно в публицистике показал тип российского либерала-западника, чуждого своему народу и готовому даже его уничтожить, если этот народ не желает идти по европейскому пути. И если во времена писателя подобный тип всё же не имел слишком большой силы, то в настоящее время портрет, данный так сказать на опережение, уже вполне типичен среди «элитариев». Очень этически поучителен для понимания современного искусства, перенасыщенного насилием, жестокостью, соотношение описаний ужасного преступления и мук наказания у Достоевского: например, в романе «Преступление и наказание» менее пяти страниц отведено сцене убийства и почти пятьсот – последующим душевным терзаниям убийцы. Таков художественный баланс зла и добра. Это вам не современные романы и фильмы ужасов и всевозможные триллеры о маньяках и садистах.

Печать нашего смутного, противоречивого времени нескончаемых перемен и подмен лежит на всём. Перечитайте последний законченный роман Достоевского «Подросток». Он удивительно конгениален нашим дням. Там переходный период от феодального крепостничества к капиталистическому беспределу, в чём-то аналогичный современному переходу от «развитого социализма» к «недоразвитому» капитализму. У героя романа, «подростка» Аркадия Долгорукова, есть идея: «Моя идея это – стать Ротшильдом». И в наше время сия идея снова в моде. Вообще много похожего, и такой же духовно-нравственный кризис, вызванный отказом от правды-справедливости, фарисейством и цинизмом. И вот мы снова «наступаем на те же грабли».

О, как актуален Достоевский. Ещё один пример. Он писал в 1876 году: «Я никогда не мог понять мысль, что лишь одна десятая доля людей должна получить высшее развитие, а остальные девять десятых должны лишь послужить к тому лишь материалом и средством, а сами оставаться во мраке. Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или сколько там их тогда народится) будут все, когда-нибудь, образованы, очеловечены и счастливы. Я знаю и верую твёрдо, что всеобщее просвещение никому у нас повредить не может». А в наше время, в 2016 году вице-премьер говорит о том, что у нас слишком много людей с высшим образованием(?!). А несколько лет назад глава Сбербанка России вообще проговорился на Экономическом форуме в Петербурге, что, мол, ему просто страшно, если население будет слишком информировано – как управлять такими просвещенными людьми (?!) . Так что, Федор Михайлович, Вы, конечно, правы. Поэтому либералы и через 140 лет готовы Вас разорвать на куски.

Далее в обсуждении докладов приняли участие: Глава Паломнического отдела СПб Епархии, член Русского географического общества Владимир Дервенев; доктор культурологии, профессор Галина Скотникова; член Союза художников и Союза писателей России Александр Медведев; доктор философских наук, публицист Сергей Емельянов; член Совета Собора православной интеллигенции Александр Беляков; член Союза писателей России Лаэрт Добровольский; преподаватель Томского государственного университета Андрей Немцев; студенты СПб государственного университета культуры и искусств.

В принципе все были согласны в значении и актуальности творчества Ф.М. Достоевского для современного человека, но сама личность писателя и его герои воспринимаются неоднозначно. Возникали и противоречия в суждениях о «почвенничестве» и одновременно «всемирной отзывчивости» Достоевского. В общем наш гений жив и вызывает живую разнообразную реакцию.

Валентин Семенов