Вышла новая книга Александра Гиневского

 

Отзывы на книгу А.Гиневского «Мост, пролётка и Нева…» (издательство Союза писателей Санкт-Петербурга, 2015)

 

МАРИНА ДЕМИЧЕВА

…Когда появляются новые книги таких авторов, как Александр Гиневский, читателя берет легкая оторопь: это еще бывает? Бывает не «короткая строка» информации, прямая – кратчайшее расстояние между двумя невыразительными сконструированными эпизодами, а вот это волшебное пиршество чувств и мыслей, обуревающих автора и захлестывающих всех, кто заглянет в его мир. Мир щедрый, многокрасочный, безграничный.

По одному из определений, искусство – это способность заражать своими эмоциями. Так хочется найти что-то выше холодного мастеровитого повествования, выстроенного в соответствии со всеми законами маркетинга и рассчитанного исключительно на массовые продажи. Так мечтается обрести в чтении возможность этого дивного энергетического обмена, на это взаимодействие, на это слияние читателя и автора, когда читающему кажется, что это он, он написал, потому что не бывает так, невозможно поверить, что вот кто-то так угадал, ведь это все-все про меня… Заметьте, при этом читателем может быть сугубо питерская благополучная пожилая женщина, а героем книги – молодой парень из провинции, щенок, которому кружат голову упоительные запахи, и он восторженно кружит на месте, не в силах выбрать направление. Ему хочется всего, и ему удается все, хотя он голоден, бездомен и почти нищ («Мост, пролетка и Нева…»).

Рассказ, давший название книге, наверное, из любимых у автора. И мне он показался одним из самых лучших. Честно говоря, я вообще люблю у Гиневского больше всего те сюжеты, где события увидены глазами мальчишки («Куинджи и хлеб сорок шестого») или юнца. Такие рассказы удаются автору лучше всего. Потому что Гиневский, по-моему, не стал окончательно взрослым, и в этом его обаяние. Да, он умница, мудрец, философ, но при этом остается ребенком, вроде Маленького Принца, тоскующего по покинутой планете детства. Когда его герой пьет коньяк или привычно соблазняет чужую жену, мне кажется, автор просто притворяется своим в мужской компании, хочет выглядеть таким мужчинистым мужчиной просто для приличия: все-таки, годы, умудренность разнообразным опытом, да и в бороде уже давно. Я предполагаю, что на самом деле Гиневскому интереснее «чудики», как отец кочегара-срочника Дорофеева, по-детски, несмотря на всю свою внешнюю солидность, лелеявший детскую дурацкую мечту о выигрыше в лотерее и сломавшийся от первого же столкновения с беспощадной  грубостью, развеявшей грезы и навсегда согнувшей его спину.

Конечно, я придумываю своего Гиневского, не без того, но такова моя профессия читателя, мое читательское преимущество – выдумывать автора, додумывать сюжет. Особенно, когда этот сюжет заключает в себе некую тайну, оставляет шлейф неповторимой, необъяснимой магии, как в том же рассказе «Мост, пролётка…».

Для меня Александр Гиневский – лирик Божьей милостью, хотя идет ему и ирония, и добродушная усмешка, а вот когда в своих очерках он иногда не может сдержать досады, хочется, отлично понимая его боль, все же остановить его и увести из сегодняшней суеты,  как из дурной компании.

Радостно, что эта книга вышла. И дело не только в ее литературных достоинствах. Подкупает интеллигентность, культура авторского стиля, авторского мировоззрения в самом широком смысле – в смысле отношения к себе, к миру и его обитателям, в осознании и своего масштаба, своего места в этом мире, и своей ответственности за него.

 

ТАТЬЯНА ФЕДЯЕВА (доктор филол. наук, член СП России)

Петербургский писатель А.М.Гиневский (1936) известен прежде всего как детский автор, лауреат престижной премии им.С.М.Маршака (2011).  Но пишет он всю жизнь как для детей, так и для взрослых с той разницей, что его «взрослая» проза издавалась не так часто. Писатели, работающие на обоих полях литературы, обычно отличаются философским складом мысли и особым, трепетно-уважительным подходом к слову. Почти всегда это «люди с биографией», не кривящие душой, каждая мысль и слово которых оплачены знанием и пониманием жизни. Согласитесь, что это редкое качество в современной литературе, занятой в основном играми разума и экспериментами с формой. Детская и взрослая проза А.М.Гиневского удивительно близки друг другу. Пожалуй, лучше всего отразила природу этого единства великолепный поэт и опытный редактор, много лет проработавший в журнале «Костер» Н. Ю. Жуланова: «Проза Гиневского – крепкая, мужественная, лаконичная, отточенная, в ней нет ничего лишнего, ненастоящего, ничего, что бы не соответствовало заявленной автором теме о силе человеческого Духа. Герои Гиневского – обычные, чрезвычайно живые, осмысленные и одухотворенные люди, которые страдают, мучаются, не боятся спотыкаться, мечтать, жить. О них автор говорит с любовью, нежностью, пониманием и человеческой теплотой, с подкупающей детской искренностью и простотой. И в этой простоте – большая писательская и человеческая мудрость».

Книга А.М.Гиневского «Мост, пролетка и Нева…» (2015) вобрала в себя произведения разных лет – рассказы, повести, очерки. Многими нитями она связана с автобиографическим романом писателя «Жисть моя – жестянка!…» (1913), в которой он в строгой фактографической манере через описание множества событий и портретные зарисовки огромного количества людей, встретившихся ему на жизненном пути, как бы цитируя время, дает широкую историческую панораму советской действительности.  «Мост, пролетка и Нева…» также охватывает весь период творчества писателя, показывает этапы его становления, но уже через собранные в ней  произведения разных жанров, которые по праву можно отнести к  знаменитому петербургскому тексту, начиная с названия и оформления книги (на обложке использована прекрасная акварель О.Е.Ильдюкова, на которой дождь, решетка Летнего сада и виднеющийся в дали Троицкий мост задают петербургское звучание всему тексту книги) и заканчивая литературными портретами знаменитых петербургских личностей во главе с К.Кузьминским, с которым писатель многие десятилетия дружил.

Книга начинается с блока рассказов, каждый из которых несет в себе мощнейший лирический заряд – будь то описание соловьиного пения («Соловьиная река») или игры хариусов на сибирской реке поздней осенью («Последняя рыбалка»), отношений отца и сына («Приезд отца»), воспоминаний о несбывшейся любви и непрожитой вместе жизни двух стариков («Весенняя ночь»), рассказ о потребности в красоте детской души, пережившей войну («Куинджи и хлеб сорок шестого»).

Автобиографические  рассказы «Грачиков», «Мост, пролетка и Нева», «Орудийные номера» тематически дополняют  повести «Друзья мои – армейские радисты” и «Лабас ритас, Берт Ланкастер!..», в которых великолепно передан дух и атмосфера времени – 50-х – 70-х годов прошлого века. Советские реалии легко растворяются при этом в вечных проблемах бытия, одинаковых во все времена –   вопросах любви и дружбы, никак (слава Богу!) не омраченных в прозе  Александра Михайловича уходом в привычные нам теперь чернуху и гламур. При всей сложности описанных в них человеческих взаимоотношений читателя наверняка не оставит вопрос о том, неужели еще недавно люди могли  так чисто жить? Терапевтический эффект прозы Гиневского подкрепляет помещенная в этот повествовательный блок книги детская повесть «Полет бумеранга», в которой юный герой учится понимать  хитросплетения жизни и преодолевать свой юношеский максимализм через поступок, с одной стороны, и чувство юмора, с другой. Пафос и морализоторство чужды мудрой прозе А.Гиневского – как взрослой, так и детской.

Заканчивают книгу путевые очерки о послеперестроечных поездках писателя в Европу, в Америку – очерки «В гостях у «Голубой кастрюли», «Брайтон Бич глазами папуаса», в Израиль («Пыль дорог земли обетованной»),  очерки о жизни литературного Петербурга 60-90-х годов ушедшего века – «Так кому достаются плоды победы?…», «Мой милый Боренька Тайгин».  В них писатель  поднимает целые пласты советской и перестроечной эпох – от военных лет до нынешних дней – которые необыкновенно живо и правдиво  представлены в самых разнообразных лицах реальных людей, описанных с огромной любовью, теплотой и неизменным чувством юмора.  В историческом очерке о Петре Кропоткине «Его душа возвысилась до строю…» и статье «Фанаберии бывшего двоечника», посвященного преподаванию литературы в школе, автор предстал как подлинный гражданин своего Отечества, остро чувствующий и его историю, и современные проблемы.

Несмотря на разножанровость, «Мост, пролетка и Нева…» отличается удивительной цельностью, которая обеспечена проходящей через всю книгу мыслью писателя о нравственных проблемах, актуальных во все времена и глубоким интересом автора ко всему происходящему в нашей стране и за ее пределами и, самое главное –  его интересом к человеку в  разных жизненных ситуациях.

Нет сомнения в том, что книга А.Гиневского не оставит никого равнодушным  и откроет каждому читателю простор для размышлений о смысле жизни, о своем месте в ней.