Слепухинские Чтения – 2016

Мне посчастливилось в очередной раз участвовать в Международной научной конференции, организованной Благотворительным Фондом имени Юрия Григорьевича Слепухина прошедшей с 13 по 15 октября. Что это за Фонд и чем он занимается, спасибо интернету, сейчас узнать легко. Кто такой Юрий Слепухин объяснять (особенно молодёжи) всё-таки приходится. К понятным причинам добавлю ещё: человек достойный, писатель достойный, жизнь прожил достойную, дело делал достойное и сделал – достойно. А вот, что касается «не совсем молодёжи», показательный штрих. Возвращаюсь с одного из заседаний через Петербургский Дом писателя и делюсь впечатлениями. Буквально сразу получаю бурю восторженных эмоций от Юрия Туйска и даже ссылку: «…Особенно запомнилось выступление в 60-е годы писателя Юрия Слепухина – автора прекрасного романа «У черты заката». Когда он выступал перед членами Дома ученых, люди стояли даже в проходах…» (Юрий Викторович Туйск «Воспоминание о городе моей юности» – журнал «Невская перспектива» № 2). Говорить и писать о Слепухине хочется, и не мне одному.

002

 

Но сначала о нынешних СЧ-2016. Длилась Конференция три дня, соответственно: в Пушкинском Доме, музее Державина и музее «Приютино» во Всеволожске. Доклады «живые» и стендовые. Темы желающие без труда найдут в том же интернете или могут представить по названию нынешней Конференции – Культурное наследие Русского Зарубежья ХХ века и творчество репатриантов. Плюс сообщения о самих эмигрантах, в связи с ними, их судьбами, параллельные проекты. Принято говорить, что доклады были выслушаны со вниманием, но здесь действительно кривить душой не приходится. Интерес коллег и гостей был неподдельным. Обратили на себя внимание серьёзные изыскания той самой молодёжи, что всё-таки тоже «вышла» на Слепухина. По мудрой подсказке, случайно (хочется думать всё же – закономерно), неким своим путём молодые учёные, аспиранты, студенты занимаются Слепухиным, читают его, увлекаются им, находят свои темы. Юрий Слепухин оказался, точнее, стал неким центром кристаллизации исторического, научного, культурного явления или Русской неотъемлемой его частью. Юрию Григорьевичу было о чём писать, и он Умел писать. Его творчество – органическое сочетание ЧТО и КАК.

004

Опять не могу не вспомнить Арсения Тарковского: «Писать стихи – не сложно, надо только не лгать». Может быть, в этом ключ обаяния Слепухина, притягательности самого Писателя и его наследия? В докладе московского коллеги Владимира Агеносова сопоставлялись «Молодая гвардия» Фадеева и «Тьма в полдень» Слепухина. При одинаковости ЧТО и ощутимой разнице КАК в патриотическом ключе всё-таки прослеживается некая своевременность Фадеева и (опять-таки некая) всевременность Слепухина, хотя автор доклада и остерегал сравнивать их концепции. И всё же любой читатель берёт в руки книги, держа наготове персональную «рулетку». Мой Слепухин живёт на полке, украшенной заветом Тарковского, рядом с Виктором Курочкиным, Виктором Некрасовым, Борисом Васильевым, Владимиром Богомоловым, Юрием Власовым, конечно, не всех перечислю, хотя их не много, но тут же Ремарк и т.д. И ещё один пробный камень – в плане ответственности за слово – Достоевский. Читая Юрия Слепухина, проникаешься спокойствием за судьбу Русского языка. Отмечал у Курочкина поразительную поэтическую плотность текста, весомость пробелов между слов, интервалов между строк удивительные и редкие для прозы (тем более военной), хочется обратить на это внимание и у Слепухина.

03634Само повествование, сюжет представляет собой двойную ценность: информативную, историческую, и в то же время философскую и нравственную концепцию самого автора, последняя на этом фоне легко находит благодатную почву в душе читателя. Читать Слепухина увлекательно и (без назидания) поучительно. Фраза получилась казённой, но боюсь упустить мысль. Юрия Слепухина НАДО читать. И Конференция, даже её представительность (Петербург, Всеволожск,  Москва, Екатеринбург, Ханты-Мансийск, Ставрополь, Хельсинки, Буэнос-Айрес, Франкфурт,  Лондон, Милан) это подтверждает. На Флоте есть такой девиз или призыв: «Делай как я». Он наиболее действен в критической ситуации, на аврале, когда нет времени на объяснения. Смотри, перенимай, действуй. Участники Конференции призывают читать Первоисточники: читайте – увидите, что увидели мы, и ещё СВОЁ: этот Родник неисчерпаем.

Пользуясь случаем, хочу выразить глубокую признательность Наталье Александровне Слепухиной – душе самого Фонда и каждой Конференции. Низкий поклон! Очень хочется рассказать о ней самой, о каждом члене замечательной семьи Шапарнёвых, но это уже, как говорится, другая история и даже, пожалуй, История.

005

 

Так что же это за явление такое – Гражданин Слепухин? Опять обращусь к Фёдору Михайловичу, к его неувядающему «Красота спасёт мир». Красота – это интуитивное мерило любой ценности на Земле. Эквивалент высшей целесообразности. Я вдруг осознал, что Юрий Григорьевич Слепухин – КРАСИВ. Его книги – КРАСИВЫ. Читайте их. Читайте Юрия Слепухина, точнее – ЧИТАЙТЕ ЮРИЯ СЛЕПУХИНА – и сами будете КРАСИВЫ, и Земля станет КРАСИВЕЕ.

Балашов Михаил Павлович - поэт - родился 06.08.1948 в Уфе. Ряд стихов переведен на китайский язык. Основные публикации: Последняя четверть луны, 1999, СПб; Бикфордов шнур, 2004, СПб. Член ЛИТО «Путь на моря» им. Вс. Азарова. Член Международной писательской ассоциации баталистов и маринистов. Член литературной мастерской Юрия Шестакова. Руководитель философского дискуссионно-поэтического клуба "Кафедра". Руководитель поэтического клуба Курортного района "Лукоморье".