«Приют, сияньем муз одетый…»

О 50-м Всероссийском Пушкинском празднике поэзии, прошедшем на Псковщине.

В своих воспоминаниях Владимир Даль пишет, что, когда Пушкин умирал, он говорил ему: «Подымай же, подымай выше, идем выше, идем выше». «И действительно, — замечал Анатолий Кони в своей речи на торжественном заседании в Доме литераторов в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина 11 февраля 1921 г., — с тех пор Пушкин начал подниматься все выше и выше, и в настоящее время он поднялся в нашем сознании на огромную высоту».

День же рождения А.С. Пушкина справедливо празднуется Россией как день современного русского языка, русской литературы. К этому дню — 26 мая по старому стилю и 6 июня по новому — во псковские Пушкинские горы, издревле называемые Святыми, притекают любители русской словесности всего мира. Теперь эти слова нерасчленимы: Святые Пушкинские горы.

«Мемориальный пушкинский памятник имеет особую власть над людьми. Он в известной мере сердечное святилище и алтарь», — точно заметил многолетний хранитель Пушкиногорья Семен Гейченко.

«Мы стремимся попасть в те места, с которыми был связан Пушкин. Поместья, квартиры, где поэт жил и гостил, церковь, в которой венчался, место дуэли и т. д. — непременно вызывают ощущение исключительности… Можно не читать Пушкинские стихи, не обливаться слезами над книжкой, но ощущение его близости и родственности, тем не менее, отчего-то остается. Для характеристики этого явления есть замечательный термин — “социально-космическая интимность”», — считает представитель молодого поколения, поэт из Харькова Анна Минакова.

Приезжий обязательно начнет отсчет от пушкиногорского перекрестка, на котором с 1959 г. стоит памятнику Александру Пушкину (скульптор Е.Ф. Белашова), чуть наискосок от ворот Свято-Успенского Святогорского монастыря, где на горке, с алтарной стороны храма, покоится прах поэта.

В этом году в юбилейном Пушкинском празднике поэзии приняло участие более 12 тыс. человек. Да, это, конечно, не те времена полувековой давности, когда на праздничной поляне села Михайловского большое выступление поэтов разных народов СССР вел Ираклий Андроников, а слушало стихотворцев около 70 тысяч (!) любителей стихов и почитателей «солнца русской поэзии».

Но нынешний Пушкинский праздник прошел в «обновленном формате», как масштабный фестиваль, в рамках которого объединились разные виды искусств — литература, живопись, театр, кино, музыка; использовались современные информационные технологии, в частности, онлайн-трансляции праздничных мероприятий на интернет-ресурсах.

Состоялся и международный научный форум «Наследие Пушкина в современном мире».

Официальный старт празднику поэзии дал 3 июня губернатор Псковской области Андрей Турчак — в Научно-культурном центре музея-заповедника «Михайловское». Хотя праздничные мероприятия начались еще накануне, с Международного фестиваля молодежных театров. И на протяжении пяти дней свои спектакли представили 11 коллективов: студенческие, любительские, профессиональные театры из Пскова, Пушкинских Гор, Ижевска, Набережных Челнов и других городов. В частности, русская театральная школа из Таллина показала спектакль «Онегин. Глава VIII. Объяснение в любви», а Санкт-Петербургский кукольный театр сказки представил «Сказку о царе Салтане».

Ключевым днем праздника в этом году стала суббота 4 июня. Утро в Пушкинских горах началось с заупокойной литии на могиле поэта в Святогорском Свято-Успенском монастыре, возложения венков и цветов. Президент России Владимир Путин направил приветственный адрес гостям и участникам Пушкинского праздника поэзии, и с большой сцены на поляне у села Михайловское его зачитал Владимир Толстой, советник президента РФ по культуре и искусству, председатель оргкомитета празднования, праправнук Л.Н. Толстого.

* * *

История Пушкинского праздника насчитывает уже более ста лет. Первые народные гуляния состоялись в Михайловском в 1899 г., в дни празднования 100-летия со дня рождения Пушкина. С 1967 г. ежегодный народный праздник в Михайловском приобрел официальный статус Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Отпраздновать день рождения Пушкина в Михайловское всегда приезжали известные поэты, прозаики, певцы. Большой театр однажды привозил сюда оперу Мусорского «Борис Годунов». В этот раз Пушкиногорье «накрыла» концертная версия оперы Сергея Рахманинова «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Оперу дважды в эти дни замечательно исполнили оркестр Псковской филармонии, Государственная академическая хоровая капеллы им. А.А. Юрлова, а сольные партии — артисты «Новой оперы».

Организаторы были намерены «создать атмосферу первых Пушкинских праздников поэзии, стилистики 1960-х, но с современным звучанием». За проведение праздника отвечал известный кинорежиссер студии «Ленфильм» Дмитрий Месхиев, который с 2015 г. является руководителем театрально-концертной дирекции Псковской области.

В результате Михайловская поляна превратилась в литературную гостиную под открытым небом, здесь общались, спорили, читали стихи, пели романсы, танцевали под музыку XIX века.

Тут можно было увидеть фотовыставку, рассказывающую об истории этого места, покататься в конной упряжке, попробовать блюда исторической кухни, популярные в пушкинские времена.

А можно было и запустить змея или создать своими руками поделку в городке народных ремесел, например, тряпичную куклу, наполненную травами лугов Михайловского.

Гости и участники юбилейного праздника стали и свидетелями торжественной церемонии специального гашения посвященных этому событию знаков оплаты Почты России. Марки на памятных конвертах специальными штемпелями гасили губернатор Турчак, советник президента РФ Толстой и директор музея Пушкиногорья Василевич.

Время и место в этот день на «пушкинской» поляне близ Михайловского было всему и всем. Кроме собственно гостей-поэтов. Неожиданно выяснилось, что время, отведенное в программе дня уважаемым гостям, преодолевшим многие тысячи километров, чтобы обнародовать свои приношения А.С. Пушкину, — сжалось, словно шагреневая кожа.

Назовем наследников пушкинского поэтического слова, литераторов-лауреатов разных поколений и народов, собравшихся из дальних далей. Из Москвы прибыли известный поэт Владимир Костров (председатель Международного Пушкинского комитета, лауреат Государственной премии РСФСР, в свои 84 года участвующий в здешнем Пушкинском празднике 34-й раз!), составитель резонансных антологий Геннадий Красников, первый секретарь Союза писателей России (СПР) Геннадий Иванов, Константин Скворцов и Василий Попов. Санкт-Петербург представляли редакторы журнала «Родная Ладога» Андрей Ребров и Валентина Ефимовская, Калугу — глава местной писательской организации Вадим Терехин. Из Махачкалы прилетели два народных поэта Дагестана — председатель Союза писателей республики Магомед Ахмедов и Сибирбек Касумов. В составе делегации были также балкарский поэт, историк фольклора и литературы Абдуллах Бегинов, народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги; народный поэт Республики Саха (Якутия), председатель правления Союза писателей Якутии Наталья Харлампьева. Нередким гостем Пушкинского праздника является глава Ханты-Мансийского Банка поэт Дмитрий Мизгулин. Белоруссию представлял минчанин Андрей Скоринкин, Сербию — известный поэт и переводчик, почетный член СПР Зоран Костич, а за города Слобожанщины Харьков и Белгород представительствовал автор этих строк.

В делегации были и псковские поэты Андрей Бениаминов, Игорь Исаев, Наталья Лаврецова, Ларина Федотова, Надежда Камянчук, а также не только стихотворцы — в частности, преподаватель русской словесности МГУ Анна Евтихиева и руководитель Русской писательской организации Эстонии, известный прозаик, культуролог и переводчик Владимир Илляшевич.

Руководил многонациональной командой литераторов в Пушкинские дни глава псковской региональной писательской организации СПР прозаик Игорь Смолькин, который вместе с ведущим запланированного выступления Г. Красниковым пытался на большой поляне Михайловского разобраться в ситуации. В странное положение попали семь-восемь сотен поклонников русской поэзии, приехавшие послушать известных поэтов в указанное в программке время. Однако поэтов почему-то «подпирал» грандиозный «Алеко» и следовавшие за ним творческие коллективы, включая известный питерский мим-театр «Лицедеи», который позже «оторвался», буквально в исподнем и простынях, — как нынче принято говорить, «не по-детски», что вызвало удивление людей, прибывших, вообще-то, к Пушкину.

Кто-то даже высказал осторожное опасение, что, если сегодня на празднике поэзии не нашлось места поэтам, то впоследствии «интерактивный тотальный креатив» и «лицедейство» вполне могут привести к тому, что на Пушкинском празднике не нужен будет и сам Пушкин.

В общем, как бы это помягче сказать, удивленные литераторы развернулись, сели в автобус и отправились в Пушкинские горы, на круглый стол, который интересно и живо провел известный критик Валентин Курбатов, предложивший незаурядную и весьма горячую тему беседы: «Моцарт и Сальери или фигляр и Алигьери (Вызовы русской культуре)».

Уважаемых гостей-стихотворцев потом, к вечеру, все-таки вернули на большую поляну Михайловского, где их, полтора часа читавших сочинения со сцены, выслушали около сотни мужественных поклонников отечественной словесности…

Досадные накладки были частично компенсированы в другие дни — на двух больших поэтических вечерах в Пушкинских горах и Пскове, где изобильные и отзывчивые слушатели тепло, сердечно принимали гостей, читавших стихи — пушкинские и свои — на русском и своих родных языках.

* * *

Гостям-писателям посчастливилось и погулять по Михайловскому. У дверей пушкинского дома, который при приближении оказывается совсем небольшим, стоит на подставочке мортирка длиною сантиметров тридцать, калибр выходного отверстия, на скоротечный взгляд, — около 2 дюймов. Поэт считал это орудие непременным именным атрибутом: какой Пушкин — без пушки!

Усадьба не раз в истории разрушалась, однако есть, есть здесь подлинное — сам Пушкин, гений места. И пейзажи, дали — те же, что увидел Пушкин, приехав сюда впервые в 1817 г. В Михайловском поэт написал трагедию «Борис Годунов», центральные главы «Евгения Онегина», поэму «Граф Нулин» (всего около ста произведений), провел здесь два года ссылки.

В гостиной пушкинского дома — предполагаемый портрет матери поэта Надежды Осиповны, рядом — Петра Абрамовича. Это ей поэт писал из ссылки: «Не плачь, мама! Царь, куда ни пошлет, все хлеба даст!».

Поистине народным достоянием поэтическая родина Александра Пушкина, находящаяся в сотне километров от Пскова, стала уже в 1899 г., к 100-летию со дня рождения поэта.

Деньги на выкуп усадьбы и земли у потомков Пушкина, собирались всем миром — по копеечке, что называется, кружечным сбором. Михайловское стало первым в России литературным музеем-заповедником. И лишь потом стали появляться толстовская, тургеневская, блоковская и другие мемориальные усадьбы.

В 1918 г. крестьяне окрестных деревень разграбили и сожгли пушкинские усадьбы. В 1937 г., к столетию со дня гибели поэта, Дом-музей Пушкина в сельце Михайловском был восстановлен. Но с июля 1941-го территория музея-заповедника была оккупирована фашистскими войсками, и в 1944-м немцы, отступая, тоже сожгли все. Родовое имение матери поэта Михайловское, Святогорский монастырь и все Пушкиногорье снова возродились под руководством пушкиниста Гейченко в 1947–1949 гг. Были восстановлены в 1962 г. Тригорское, имение друзей Пушкина Осиповых-Вульф, а в 1977-м — Петровское, имение предков поэта Ганнибалов.

Сегодня музей-заповедник «Михайловское» — это комплекс из трех усадеб, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии.

Поэты-гости посетили в эти дни и Петровское, и Тригорское — «приют, сияньем муз одетый…». Напрямую, «по воздуху», от Михайловского до Тригорского — менее трех километров. Пушкин, кстати, любил хаживать по здешним холмам-дорогам пешком.

003

И. Смолькин в заключительный день праздника на вечере в большом зале Псковской филармонии произнес прочувствованные слова, объединившие общие впечатления участников торжеств и прогулок: «Три незабываемых дня провели мы в Святых Горах, читали стихи, поднимались на Синичью гору к могиле поэта, молились вместе с братией Свято-Успенского Святогорского монастыря, слушали трогательные, уготованные и каждому из нас слова: “Боже духов и всякия плоти… упокой душу усопшего раба Твоего, убиенного болярина Александра, в месте светле, в месте злачне, в месте покойне…”».

Автор: Станислав Минаков, поэт, прозаик, эссеист, переводчик, публицист. Член экспертного совета Литературного конкурса Международного форума славянских искусств “Золотой Витязь”, член редколлегии журнала “Бийский вестник”, журнала “Человек на Земле” (Москва). Член Национального союза писателей Украины (1994-2014), Всемирной организации писателей «Международный PEN-Club», Союза писателей России (2006).