«Как буря будет голос мой…»

(о творчестве Михаила Эпштейна-Голодного)

000014 марта в Доме писателя СПб (на ул.Звенигородской, д.22) под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя правления СПб отделения Союза писателей России, состоялся рабочий семинар студии «Метафора» — обсуждение творчества известного советского поэта Михаила Эпштейна-Голодного (1903-1949).  Центральное место в творчестве Михаила Семёновича Голодного занимает тема воспевания героики комсомола, героических событий в годы гражданской войны. Песни на слова М.Голодного, написанные М.И.Блантером,  были широко известны  в советские годы: «Песня чапаевца», «Песня о Щорсе», «Партизан Железняк». Известные баллады «Верка вольная», «Судья ревтрибунала» и пропагандистские стихи Михаила Голодного послужили созданию исторического мифа о советской эпохе 20-30 годов XX века.

Борис Орлов отметил высокую популярность песен и баллад Михаила Голодного. Поэт воспевал новые идеи, пафос рабочего труда, советские символы достижений технического прогресса. Но в творчестве Михаила Голодного не было Бога и христианских понятий. Его поколение, живущее идеалами революционных перемен, отрекалось от религии, от родительских традиций. В сложные годы периода гражданской войны многие молодые комсомольские поэты, как и М.Голодный, выражая патриотические настроения новой власти, воспевали работу чекистов, и фактически в своём творчестве создавали культ личности, а со временем сами же становились заложниками и жертвами этой идеологии. Но в то же время, были и такие талантливые поэты, которые не стремились приспосабливаться к новой власти (Павел Васильев, Борис Корнилов и др.), известно, что очень многие из них пострадали в годы сталинских репрессий.

Б.А.Орлов подчеркнул, что Михаил Голодный, как молодой поэт, жаждущий новых перемен, чутко чувствовал ритм своего времени и свои задачи в творчестве (стихотворение «Поэтам-формалистам»):

Я мог бы тоже рифмой ловкой
На вздохи снова отвечать,
Я б тоже мог инструментовкой,
Как музыка сама, звучать.
……………………………………………………
Но миллионы ждут иного, –
И яростно, день ото дня,
Кую для них стальное слово
У ненасытного огня.

Первые стихи Михаил Голодный напечатал в 1920 году в московском журнале «Юный коммунист» и екатеринославском журнале «Юный пролетарий». В них звучало пафосно-отвлечённое воспевание советского труда и революции. В годы гражданской войны, когда «пушки музыкой звучали», поэт чувствовал подъём творчества, а после войны им овладело упадочническое настроение, жизнь представлялась серой и будничной. Первый сборник стихов «Сваи» вышел в 1922 в Харькове. В последующие годы в творчестве М.Голодного преобладают любовно-лирические мотивы:

Люби до смерти…

Люби до смерти. Мне в любви
Конца не увидать.
Ты оттолкни, и позови,
И обними опять.
С тобою просидим вдвоём
С зари и до зари.
Люби до смерти, а потом,
Коль можно… повтори!
1925

Михаил Голодный также занимался переводами. Перевел на русский язык ряд произведений Т. Шевченко, М. Рыльского, А. Мицкевича и др.

В Москве были изданы его стихотворные сборники: «Земное» (1924, 1926), «Дороги» (1925), «Стихи и песни» (1930), «Избранные стихи» (1934), «Слово пристрастных» (1934, 1936). Михаил Голодный был автором многих известных пропагандистских стихов и баллад о героях революции
и гражданской войны:

Баллада о дезертире Осоке Кудель и командире Тернике

Николаю Островскому
…………………………………….
Говорит щербатый:
«Мне начхать на мир.
Я Кудель Осока,
Вольный дезертир.
У меня в деревне
Мельница и дом.
Брат мой при хозяйстве.
Хорошо живём.
Ну, а ты, товарищ?
Кто ты есть такой?
Почему качаешь
Рыжею башкой?..»

Отвечает рыжий:
«Не чихай на мир.
Я товарищ Терник,
Красный командир.
У тебя в деревне
Мой отряд стоит.
За рекой у белых
Брат в петле висит.
Не растопишь бани,
Не поспишь с женой,
Скоро в снег уткнёшься
Мёртвой головой.
Ну, вставай, Осока,
Выходи на двор!
Кровью я отмою
Чёрный твой позор…»
1932

Михаил Эпштейн-Голодный входил в литературное объединение «Молодая гвардия», был одним из организаторов группы «Перевал».

На семинаре присутствовали петербургские поэты: Борис Орлов, Олег Юрков, Виктор Павлов, Ольга Мальцева, Владимир Митюк, Ольга Нефёдова-Грунтова, Игорь Константинов, Наталья Авдеенко, Марина Скородумова, Ольга Авдеева-Мокрак.

Ольга Мальцева представила краткую биографию поэта.
Михаил Семенович Голодный (настоящая фамилия – Эпштейн) родился 24 декабря 1903 года в г. Бахмут (ныне Артемовск) Донецкой губернии, в бедной еврейской семье разнорабочего. Детство и юность Михаила прошли в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), на улице Александровской (Артема). С двенадцати лет он работал на гребёночной фабрике. После установления советской власти в городе, вместе с комсомольским поэтом Михаилом Светловым, М.Голодный стоял у истоков молодежного рабкоровского движения. Во время гражданской войны был бойцом отряда ЧОН в Екатеринославе , позднее работал в коллегии Политпросвета ЦК КСМУ.

Писать стихи он начал в 16 лет. В 1920–1923 сотрудничал в екатеринославских и харьковских газетах и журналах: «К труду!», «Молот», «Зори грядущего», «Молодой рабочий», «Наша неделя», «Рабочая Украина», «Грядущая смена», «Молодая кузница».  В 1923 учился на рабфаке в Москве, затем в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я. Брюсова, в дальнейшем продолжал образование в Московском университете.  В 1939 вступил в ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом центральных и фронтовых газет. В 1942 году  выпустил сборник «Песни и баллады Отечественной войны».

К сожалению, жизнь поэта оборвалась трагически. Михаил Голодный погиб 20 января 1949 года при невыясненных обстоятельствах (сбит автомобилем). Поэт похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище вместе со своей женой Цюнг-Голодной Лидией Павловной.

Песни и баллады Михаила Голодного в советские годы знала вся страна, они звучали по радио, их пели и взрослые, и школьники. Хотя эти песни не отличались лексическим богатством или яркой метафоричностью (в сравнении, например, со стихами Павла Васильева), но они выражали ритм и настроение своего времени, перемены исторических событий в стране, были доступны и понятны массовому слушателю, этим и объясняется их притягательность и высокая популярность:

Песня о Щорсе

Шёл отряд по берегу, шёл издалека,
Шёл под красным знаменем командир полка.
Голова обвязана, кровь на рукаве,
След кровавый стелется по сырой траве.

«Хлопцы, чьи вы будете, кто вас в бой ведёт?
Кто под красным знаменем раненый идёт?» –
«Мы сыны батрацкие, мы за новый мир,
Щорс идёт под знаменем – красный командир.

В голоде и холоде жизнь его прошла,
Но недаром пролита кровь его была.
За кордон отбросили лютого врага,
Закалились смолоду, честь нам дорога».

Тишина у берега, смолкли голоса,
Солнце книзу клонится, падает роса.
Лихо мчится конница, слышен стук копыт,
Знамя Щорса красное на ветру шумит.
1935

003

Вспоминая знакомые песни далёкого детства, участники семинара прочитали ряд стихов Михаила Голодного: «Мой стих», «Мир поющий», «Осенняя степь», «Возвращение», «Время-пряха тянет нитку», «Не выйдет это, господа», «Партизан Железняк», «Поэтическая лихорадка», «Поэтам-формалистам», «Детство», «В Рейстаге» и другие. Стихи Михаила Эпштейна-Голодного отразили эпоху своего времени и остались незабываемыми в памяти народа.

В статье использованы данные из интернет-сайта http://golodniy.ouc.ru/
и стихи из сайта     http://ruspoeti.ru/

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.