“Я не рождён в альбомы дам писать в лирическом припадке…”

(«Метафора» о творчестве Дмитрия Минаева)

Под руководством Бориса Орлова, председателя Правления Санкт-Петербургского отделения СП России, 1 февраля  2016 в Доме писателя СПб прошёл очередной семинар студии «Метафора». Участники  познакомились с оригинальным творчеством известного русского поэта-сатирика и переводчика Дмитрия Дмитриевича Минаева (1835-1889).

Борис Орлов отметил, что лучшая часть наследия Дмитрия Минаева составляет большой интерес и для современного читателя. Минаевские каламбуры давно стали крылатыми («…Даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром»). Исследователи считают, что в области каламбурной рифмы («Гимназии» – «гимн Азии» и т.п.) Минаев был одним из предшественников Маяковского. Интересен факт, что Дмитрий Минаев постоянно менял свои псевдонимы («Словарь псевдонимов» Карцева и Мазаева насчитывает их более 29), Минаев был особенно популярен как «Д. Свияжский», «Обличительный поэт», «Темный человек» и «Майор Бурбонов», «Михаил Розенгейм» и др.

Борис Александрович Орлов, анализируя словарный запас произведений М.Ю.Лермонтова и Д.Д.Минаева, обратил внимание на ряд словосочетаний, которые используются в стихотворении «Прощай, немытая Россия» и в результате сделал вывод, что это стихотворение было написано не М.Ю.Лермонтовым, а именно Д.Д.Минаевым.  Этот же факт ранее в своих исследованиях утверждал академик Н.Н.Скатов.

Наряду с эпиграммами Минаев занимался рифмованием известных сюжетов прозы:

ПРОВИНЦИАЛЬНЫМ ФАМУСОВЫМ
………………………..
Нынче — травля славная,
Завтра — скачка тройками
То обед, где — главное
Угостят настойками.
То к родне отправишься,
С дворнею — мучение…
Ясно, что умаешься.
Тут уж не до чтения.
Пусть зубрят приказные
Те статьи ученые,
Где идеи разные
Очень развращенные.
Мы ж, допив шампанское,
Спросим с удивлением:
Дело ли дворянское
Заниматься чтением?
(1861)

На семинаре Игорь Константинов рассказал основные факты из биографии поэта.

Дмитрий Минаев родился 21 октября (2. ноября)1835 в Симбирске, в небогатой семье строевого офицера (позднее – военного чиновника) и литератора Д.И. Минаева. Его отец писал стихи, о которых сохранился отзыв В.Г.Белинского (1839), и опубликовал свою обработку «Слова о полку Игореве» (1846). Мать Д.Минаева – симбирская дворянка Е. В. Зимнинская, получившая хорошее образование, владевшая иностранными языками. По свидетельству домашнего учителя Минаева, в будущем заметного беллетриста Г. Н. Потанина, он еще ребенком знал много стихов, «чутко их понимал и временами силился так же торжественно читать их, как читал его отец». В 1847 г. родители Минаева на время переселились из Симбирска в Петербург, где его отдали в военно-учебное заведение – «Дворянский полк». В эти годы на него оказали значительное влияние преподаватель словесности, известный переводчик И. И. Введенский и будущий поэт В. С. Курочкин, тоже учившийся в Дворянском полку).

В 1852 году, закончив обучение и вернувшись в Симбирск, Минаев определился на службу в губернскую казенную палату, затем недолго служил в земском отделе министерства внутренних дел. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой. Курочкин пригласил его сотрудничать журнал «Искра», где развернулось дарование Минаева как поэта-сатирика.  В 1859 году вышел сборник пародий Минаева «Перепевы» (под псевдонимом Обличительный поэт), получивший суровую оценку Н.А. Добролюбова. Минаев сотрудничал также в других демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове». С начала 60-х годов в «Современнике» появляются его переводы из французской и английской поэзии; в «Русском слове» он ведет литературно-сатирический фельетон в прозе под названием «Дневник Темного человека» (1861-1864). В 1862 г. он делается редактором «Гудка», в объявлении о котором он указывал, что программой нового журнала будет «преследование грубого произвола и неправды в нашей русской жизни», но вскоре он снимает свою подпись, не переставая сотрудничать с журналом. С 1865 года Минаев сотрудничал в сатирическом журнале «Будильник», позднее был близок к «Отечественным запискам».

Примыкая к некрасовской школе, в своих стихах занимал левые радикально-демократические позиции, выражал сочувствие угнетённой деревне, «обличал» либералов, бюрократов, консервативную печать и цензуру; высмеивал и пародировал поэтов-сторонников «чистого искусства» (Фета, Майкова, Щербину, Крестовского и других). Минаев славился как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, каламбура фельетона в стихах – жанра, именно им утвержденного в русской поэзии. Приобрёл репутацию поэта-гражданина, умеющего откликаться на злобу дня:

ДУЭТ
Если дурен народ, если падает край,
Зло проникло в него глубоко,
Легкомысленно в том не тотчас обвиняй
Учрежденья, законы его.
Осторожно вглядись, обсуди и тогда
К убежденью, быть может, придешь,
Что в народе самом затаилась беда,
Что закон сам собою хорош!.
Михаил Розенгейм. 1865

Все темы передовой журналистики 60-х годов были представлены в его поэтическом творчестве:  об угнетенных мужиках, о нищете русской деревни говорит «Сказка о восточных послах» (1862) с ее известным рефреном: «Это ли русский прогресс?» – «Это, родимые, это!…». Либеральные болтуны, на словах пекущиеся о «бедном брате» («Насущный вопрос», 1868), поклонники «полупрогресса, полусвободы, полумер» («Ренегат», 1868), реакционные поэты, защитники «чистого искусства» («Лирические песни без гражданского отлива», 1863), деятели рептильной печати, бюрократы и чиновные мошенники, царская цензура, преследующая сатириков («В кабинете цензора», «Юмористам», 1862-1863), – таковы объекты сатирических разоблачений Минаева. Он язвительно критиковал славянофилов, воспевающих долготерпение народа, и, подобно Н.А. Некрасову, выражал скорбь по поводу пассивности крестьянской массы («Старые сказки на новый лад», 1871; «Сон великана», 1873). Расцвета литературной деятельности Минаев достигает в конце 60-х и начале 70-х годов:

ОДИН ИЗ МНОГИХ

На чужбине каждый жаден
С земляком пробыть хоть час:
Прискакал я в Баден-Баден,
Но, увы! не встретил вас.
Что ж! в любви я безвозмезден,
Как верблюд я терпелив
И по рельсам в милый Дрезден
Мчал меня локомотив.
Но на Брюлевской террасе
Обманулся вновь поэт:
Там гулял лишь автор “Аси”,
А от вас простыл и след.
Где вы? В Риме, в Ницце? или…
На судьбу свою злюсь я:
Мне и рифмы изменили,
И старинные друзья…

 Кн. Вяземский 1865

Но критики упрекали в излишней плодовитости, ослабленной требовательности поэта к себе,  считали неудачными его сказки в стихах для детей. Минаев много выступал и с переводами, как из европейских поэтов-сатириков, так и из серьёзной поэзии. Хорошо зная только по-французски, немного по-немецки и пользуясь подстрочными переводами других лиц с английского и итальянского, Минаев переделывал такие переводы (из Байрона, Шелли, Мольера, Гюго, Гейне, Данте) в гладкую стихотворную форму, но часто далекую от подлинника. Настоящий поэт растворился в море острословия; талант его, дал ему имя, но вскоре поблек. Минаев пережил свою славу и умер у себя дома в Симбирске забытым и одиноким 10 (22) июля 1889.

Дмитрий Минаев издал более десятка сборников стихотворений:
«Перепевы» (Санкт-Петербург, 1859)
«Думы и песни», 2 части (Санкт-Петербург, 1863 – 1864)
«Здравия желаю» (Санкт-Петербург, 1867)
«В сумерках» (Санкт-Петербург, 1868)
«Песни и поэмы» (Санкт-Петербург, 1870)
«Чем хата богата» (Санкт-Петербург, 1880)
«Всем сестрам по серьгам» (Санкт-Петербург, 1881)
«Не в бровь, а в глаз» (Санкт-Петербург, 1882; 2-е изд., 1898)

«Проказы черта на железной дороге» (Санкт-Петербург, 1862)
«Евгений Онегин» (Санкт-Петербург, 3-е изд. 1877)
«Людоеды, или Люди шестидесятых годов» (Санкт-Петербург, 1881)
и мн. др.

В семинаре принимали участие: Борис Орлов, Наталия Лодеева, Ольга Мальцева, Игорь Константинов, Ольга Нефедова-Грунтова, Владимир Митюк, Марина Скородумова, Авдеенко Наталья и другие.

Владимир Митюк высказал и своё, и всеобщее восхищение о поэте:

«После долгих исканий, библиотекарша нашла затертый томик, вышел давно…. Формуляр на месте, но последний раз был востребован лет десять назад!  И это понятно – некоторые авторы, увы, не в почете, да и знать их не след, дабы не прочли чего лишнего. Ни Салтыкова-Щедрина (даже улицу переименовали!), ни Джанни Родари (если вам случайно удалось сравнить два издания – советское и современное, поймете сразу – будут бедные беднеть, богатеи богатеть),  ни даже «Приключения Незнайки на Луне» Николая Носова. А Минаев забыт напрочь. Я даже не помню, чтобы когда-то кто-то говорил об этом поэте! Наверное, его проходят в Литинституте или на профильных литературоведческих факультетах. Стыдно мне, но уж лучше позже, чем никогда, это истина. Хотя Д.Д.Минаев упомянут и в БСЭ, и в энциклопедии Брокгауза и Эфрона.

Но что за поэт! Редкий случай, когда можно отрыть на любой странице, взять любое произведение, и читать хоть с конца, хоть с середины. Необыкновенная, простая и в тоже время, потрясающая рифма, умение дойти до сути. И очень современно. И «Прощай, немытая Россия» – тоже он!»

Рамки небольшой статьи не позволяют приводить много цитат, стихотворений,  но с некоторыми нельзя не познакомить потенциального читателя. Стих Минаева бойкий, точный, построенный на остроумной игре рифмами, оттого и получил наиболее полное развитие в пародиях, сатире и каламбурах.

Увлечённые сатирой поэта, участники семинара наперебой, беспрерывно читали сатирические стихи и эпиграммы Дмитрия Минаева, среди которых: «Жизнь наша вроде плац-парада», «Мотивы русских поэтов», «Шут», «Ренегат», «Альбом светской дамы, составленный из произведений русских писателей»,  «Из цикла «Лирические песни с гражданским отливом»,  «Из цикла «Лирические песни без гражданского отлива», «Природа и люди», «Неотразимая логика», «Кому на свете жить плохо», «Свой своему вовсе не брат», «Полуслова», «Золотой век», «Поэт понимает, как плачут цветы», «Похвальное слово воровству» и многие другие.

ЗАГАДКА

Для чего на небе звезды?
Много толков я слыхал.
Но верней всех заключенье
Сделал прусский генерал.
Долго он смотрел на небо —
И решил загадку сам:
“Вероятно, за отличье
Даны звезды небесам”.
(1871)

ЭКСПРОМТ

Сейчас ты истину мне горькую сказал
И все-таки прими за это благодарность.
Ты прав — на мелочи талант я разменял,
А ты по-прежнему все — крупная бездарность.
(1873)

“В РЕСТОРАНЕ ЕЛ СУП СИДЯ Я…”

В ресторане ел суп сидя я,
Суп был сладок, как субсидия,
О которой сплю и думаю,
Соблазняем круглой суммою.
(1865)

В ФИНЛЯНДИИ

Область рифм — моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром.
(1876)

В Ульяновске открыт дом-музей Дмитрия Минаева и стоит памятник на могиле поэта.

Современники отмечали, с какой удивительной лёгкостью Дмитрию Минаеву давалось стихотворство.  В литературно-артистических кругах его знали как автора ярких, колких эпиграмм на вся и всё, как автора, способного написать без помарок сатиру в несколько десятков строк. Поэт оставил большое наследие своих творений. Оригинальное творчество Дмитрия Минаева расширяет поэтический кругозор читателей. Его стихи и эпиграммы звучат современно, представляют неисчерпаемый интерес и в наши дни.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.