«Возлюбленные» верлибры Дюмонд

В Санкт-Петербургском Доме Композиторов (на Большой Морской, дом 45) 23 октября 2015 года состоялся творческий вечер известной петербургской поэтессы Галины Артамоновны Дюмонд, презентация её новой книги «После полуночи» – это композиция радиопередач Санкт-Петербургского радио, стихи поэтессы, исполненные в 2007-2011 годы. Галина Дюмонд  наделена артистическим дарованием, читает наизусть монологи  произведений классиков, неоднократно была организатором и ведущей многих поэтических вечеров на представительных сценах Санкт-Петербурга, организатором чтений циклов лекций «Самая печальная радость быть поэтом» в музее «Серебряного века».  Дюмонд имеет знаки отличия администрации СПб, СП России, решением Главы Княжеского Собора Руси возведена в достоинство Кавалер-дамы Ордена «Святая Русь».

000qНесмотря на рабочий день, зал Дома Композиторов был заполнен поклонниками её творчества, собрались друзья и приглашённые гости известной поэтессы. Прозвучало много выступлений, поздравлений и аплодисментов. Вечер открыл композитор и давний друг Галины Дюмонд – Андрей Андерсен. Для презентации он подготовил аудио книгу поэтессы. Во время концерта Андерсен представил слушателям новую музыкальную видео композицию, Сон АТА, за которую был награждён престижной премией. На музыку Андерсена поставлен спектакль «Маленький принц», создано много известных произведений.

Галина Дюмонд рассказала историю создания новой книги «После полуночи». Книга издана по инициативе мужа поэтессы, Ю.Ю.Дмитриева, известного российского учёного мирового класса в области физики. Супруги познакомились в годы учёбы в Ленинградском университете в 1960 году и на всю жизнь сохранили многолетний круг студенческих друзей. К великому сожалению, Юрий Юрьевич трагически погиб три года назад, но осталось ощущение его присутствия на презентации  – он выбирал ткань для будущего платья и ожерелье. Галина Дюмонд предстала на вечере в новом блестящем платье, которое, как и все праздничные наряды, она сшила своими руками. Любимому мужу посвящено много стихов, прочитанных на вечере:

Где-то – там…

«Люблю…»
Наливное, благоуханное,
яблоко словно,
на губах моих вызревает.
Обволакиваемое дыханием влажным
срывается нежное,
летит потихонечку, тает
сумерками ультрамариновыми
где-то – там
мотыльком легкокрылым,
лепестком ароматным
ко губам, ко твоим приникает,
где-то – там…

Вместе с любимыми верлибрами Дюмонд прочла известное стихотворение «Александр».

000qС поздравительным словом выступила Людмила Фёдорова – составитель, оформитель и издатель новой книги и других книг Галины Артамоновны, давний друг поэтессы.   Редактор новой книги – С.М.Виноградова, профессор СПб университета, зав. кафедрой истории и теории международных отношений. Предисловие книги написано писателями-критиками А.Михайловым и Г.Муриковым, дана основная оценка творчества поэтессы.

Дюмонд Галина Артамоновна (урождённая Аншукова, по мужу Дмитриева) – поэт, прозаик, драматург, переводчик.  Родилась 19.10.1937 года в с.Усть-Цильма Коми АССР в русской семье, отец – шкипер, мать – школьная учительница. С 1955 года Галина живёт в Ленинграде. В 1963 году закончила физический факультет ЛГУ и одновременно курсы по теории стихосложения при ф-те журналистики.  Не все знают, что поэтесса работала по специальности физик-спектроскопист в СКБ «Буревесник», НИИ ВСЕГЕИ и МНТК «Механобр», имеет научные труды. Галина Дюмонд  член СП России с 1998 г. (лит. псевдоним с франц. означает: «Та, которая из мира сего»). Писать стихи начала в университете, первая публикация в 1986 году. Много выступала со стихами, в том числе в Стокгольмском и Лундском университетах (Швеция), публиковалась в журналах «Русский мир», «История Петербурга», в альманахах «Медный всадник», «День русской поэзии», «Невский Парнас» и многих других.

Особенностью творчества поэтессы является внутренняя цельность, – отмечают критики. В каком бы жанре она не выступала (стихи, проза, драматургия) – неизменно сохраняет постоянство духовного содержания, которое раскрывается по-новому в каждом произведении, обнаруживая прежде скрытые грани. Эту особенность Виктор Соснора назвал «парадоксом Дюмонд». Единство и многоплановость позволили Галине обрести максимальную свободу самовыражения, необычную лёгкость, включая развитую и раскованную систему интонаций, метафор, инверсий и т.д. (стих-е «Гвоздика на снегу»):

Видно, я проклята Богом
И мне уготован ад,
Кто же подаст мне руку
Пропастью самой над?»

1992

На новом витке исповедания Галина закономерно пришла к жанру верлибра, который она называет «возлюбленным», к созданию сложной и изысканной формы, как венок сонетов («Венок Айседоры» переиздан в сб. «Звезда-подранок», 2004). Литературные критики отмечали своеобразную «игровую» природу поэзии Дюмонд (М.Яркова) – её любовь к театрализованным формам даже в исповедальных стихах («Гардемарин»):

Я хотела бы присесть на гнилую корягу,
Чтоб туман меня скрыл с головой,
И, давнишнюю рану на сердце лелея
Поскулить на высокую в небе,
Повыть на луну,
Пока сквозь туман
Горизонт не пробьётся, алея.

В своей рецензии Надежда Полякова отметила у Дюмонд необычайное сочетание русского речитатива с европейским верлибром. Поэтесса входит в тайники народной души. Её прихотливые верлибры по духу напоминают разнообразные фольклорные жанры, близость к народному мироощущению чувствуется и в прозе: в сборнике «Красною кистью рябина зажглась» (1993) небольшие рассказы и зарисовки, изображение людей «из народа» можно отнести к «деревенской» прозе. Но Галина Дюмонд делает героев неожиданно фантастическими, отстранёнными от традиционного реализма, и это – один из путей раскрытия подлинной действительности, её потаённый мистический смысл.

Поэзия Дюмонд полна оттенков художественного импрессионизма, исполнена постоянного присутствия какой-то загадки, подспудных движений мысли и чувства. В своих произведениях Дюмонд сочетает остроту драматического конфликта, элементы сатиры и трагического начала. Жизнь вне её трагических основ, невозможна, подчёркивает автор.

С 1992-2006 г.г.  Галина Дюмонд издала 13 книг. Кроме того, в области переводов с английского, немецкого и французского совмещает деятельность издателя и редактора (главный составитель и редактор сборника переводов «От Гёте до Калау», 1999 и  «Стихи Петра принца Ольденбургского, 2002).

На вечере прозвучали песни Галины Дюмонд в исполнении давнего друга поэтессы Дмитрия Пантина – поэта и певца, руководителя группы «Бродячий оркестр». С танцевальной композицией в стиле танцев Дункан с монологами стихов выступила танцовщица Юлия Тагали, руководитель студии «Музыка, образ, танец», коллективу исполнилось 10 лет творчества. Несколько песен на слова Г.Дюмонд исполнила известная певица Ирина Скорик – исполнительница русских романсов и духовных песен.

000q

Многожанровым выступлением запомнился Андрей Ефремов – певец, пианист, танцовщик, известный на эстраде СПб как «Белый принц».  Он исполнил танец под любимую мелодию Галины Дюмонд «Маленький цветок» С.Буше и классическое итальянское танго. В его исполнении прозвучал известный романс Г.Дюмонд «Не возвращайся…». В репертуаре Ефремова  – шедевры мировой эстрадной музыки, он исполняет на 12 языках, поёт сонеты Шекспира на музыку Таривердиева, был ведущим певцом и танцором в оркестре Лунгстрема.

С поздравительным словом выступили друзья поэтессы: научные сотрудники НИИ О.Раевский, И.Ю.Горина (в книге представлена её графика), А.Богданович – доктор технических наук, также члены СП России Екатерина Шантгай, писатель И.Данилов-Ивушкин, Марина Ермошкина, Алина Мальцева, Юрий Баладжаров, и многие другие.

В новой книге поэтессы Галины Дюмонд «После полуночи» собраны её любимые произведения, в которых, как и во всём её творчестве, отражается любовь и трепетная сопричастность ко всему живому в этой жизни.

000

Присоединяясь к пожеланиям всех гостей, желаем поэтессе здоровья и вдохновения, новых выступлений и поэтических встреч!