«…Дайте Родину мою…»

Под руководством Бориса Александровича Орлова, председателя Санкт-Петербургского отделения СП России, 12 октября 2015 года в Доме Писателя (на ул. Заенигородской, дом 22) состоялся очередной семинар студии «Метафора». На семинаре обсудили заданную тему: «Творчество Сергея Есенина и современность»,  —  в честь 120-летия со дня рождения выдающегося, поистине народного, всеми любимого поэта России.  Сергей Александрович  Есенин (3.10.1895-28.12.1925) —  широко известный русский поэт ХХ века, тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и богатым оттенкам русской природы. Его поэтически ёмкие и ошеломляюще свежие образы являлись настоящим художественным открытием. Главным в поэзии поэт считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления Есенин находил в фольклоре, в русском народном языке, в красоте природы родной рязанской земли:

***

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Есенин у г.Черновцы. 1916.
Есенин у г.Черновцы. 1916.

Борис Орлов выразил общее мнение, что поэзия Сергея Есенина остаётся всегда современной, она настолько удивительно земная и близкая каждому человеку, насколько открыта и чиста душа русского поэта. Во всех лирико-философских стихах Есенина   — «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль, равнина дорогая…», «Жизнь — обман с чарующей тоскою…», «Цветы мне говорят — прощай…» и многих-многих других, —  сквозит общечеловеческая доброта и душевное тепло, стихи пронизаны любовью к Руси, к русской природе, к каждой рябинке и берёзке. Трогательно-нежная лирика Сергея Есенина ярко раскрывает истинный патриотизм, духовную красоту русского человека:

***

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах весёлый пляс.

Побегу по мятой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне навстречу, как серёжки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою!”

1910

Б.Орлов отметил, что Сергей Есенин взрослел и жил в трудные годы перелома на рубеже веков, в годы революционного переворота, раскола и борьбы за общественные преобразования в стране. Он видел окружающий его мир в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы, богатства и нищеты, его до глубины души нераздельно волновала и красота родных рязанских раздолий, и судьба Руси крестьянской в суровые годы революции. Поэт постоянно находился в тревожных раздумьях о будущем своей Родины:

…………………………….

«Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,

В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несёт нас рок событий?»

 

С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэт был верным сыном своей Родины, и в то же время  постоянно испытывал жизненные противоречия:

 

«Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси»

 

С.Есенин с Шершеневичем. Сверху Мариенгоф и Грузинов.
С.Есенин с Шершеневичем. Сверху Мариенгоф и Грузинов.

Борис Орлов, как многие литераторы, считает, что образ Сергея Есенина искажённо представлен в современном кинопрокате, где поэт постоянно представлен  нетрезвым дебоширом. Есенину довелось испытать все трудности социальных перемен,  разлуку с матерью в ранние детские годы. Он учился в церковно-приходской школе, получил христианское воспитание и мировоззрение. Бабка водила его по разным монастырям, как вспоминал сам поэт, а дед любил выпить и пошутить, устраивал невенчанные свадьбы. Все эти впечатления позже отразились в его стихах. Поэт был закалён бытовыми трудностями в годы отрочества и юности. Есенин прожил яркую и бурную жизнь, но в душе оставался верен своим русским, православным и крестьянским корням. К великому сожалению, судьба поэта трагически оборвалась в тридцать лет. По официальной версии, поэт покончил жизнь самоубийством. Но для многих почитателей творчества Есенина и его родственников эта версия кажется неубедительной. Тема смерти поэта в кругах общественности остаётся открытой. В биографии поэта и в его родственных связях остаются белые страницы. О трудной судьбе матери и младшего брата Есенина, незаконнорождённого Александра Разгуляева пишет Владимир Крылов в книге «Мать и сын» (2011, «Литера М»).

На семинаре присутствовали поэты: Владимир Гуд, Ольга Мальцева, Галина Уфимцева, Игорь Константинов, Татьяна Никольская, Ирина Катченкова, Ирина Киселёва, Константин Шатров. Участники семинара пересказали подробности из биографии поэта и прочитали избранные стихи. Константин Шатров исполнил под гитару несколько известных песен Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново на Рязанщине в крестьянской семье. Отец — Александр Никитич Есенин (1873—1931), мать — Татьяна Фёдоровна Титова (1875—1955), крестьянка, русская женщина трудной судьбы, свободолюбивая и гордая, не грамотная, но очень одарённая по природе, воспета во многих стихах знаменитого сына, и сама написала сыну посмертное стихотворение.  Сёстры — Екатерина (1905—1977), Александра (1911—1981). Два брата, Пётр и Леонид, умерли в детстве. Ещё у поэта был сводный брат Александр Разгуляев (1902-1961) незаконнорожденный сын матери, страдалец, выросший в чужой семье (мать испытывала гнёт свекрови, уходила от мужа, но он не дал ей развода). Впервые братья встретились в родном селе в 1924 году. Сергей оказывал помощь младшему брату.

По окончании школы, осенью 1912 года, семнадцатилетний Сергей Есенин прибыл в Москву, работал в мясной лавке,  потом — в типографии И. Д. Сытина. В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, был дружен с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка. Первое стихотворение  было опубликовано в журнале «Мирок» (1914, №1).

В марте 1915 года Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые», хотя и «многословные» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. В письме к Николаю Клюеву Есенин сообщал: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51». В том же году Есенин вошёл в группу «крестьянских» поэтов «Краса». Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей» (слова С.Ценского), любви ко всему живому в мире и милосердии…»

В январе 1916 года Есенина призвали на войну, он получил назначение санитара в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе. В это время он сблизился с группой «новокрестьянских поэтов».  С первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер русского пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души.

***

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
………………………………………

Позднее, как требовало время, Есенин говорил: «Я просил бы читателей относиться ко всем моим Иисусам, Божьим матерям и Миколам, как к сказочному в поэзии». Герой лирики молится «дымящейся земле», «на алы зори», «на копны и стога», он поклоняется родине: «Моя лирика, — говорил позже Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».  В дореволюционной поэзии Есенина вставала многоликая Русь:
«задумчивая и нежная», смиренная и буйственная, нищая и весёлая, справляющая «праздники победные», полная тревог и ожиданий, неизбывной тоски и светлой надежды на будущее. Не случайно первые раскаты революционных событий поэт встретил радостной песней «О, Русь, взмахни крылами…», ожидая «преображения» России через «муки и крест» (стихотворение «тучи с ожереба…» 1916):

……………………………..

Сокройся, сгинь ты, племя
Смердящих снов и дум!
На каменное темя,
Несем мы звездный шум.

Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.

Уж повела крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Личная жизнь Сергея Есенина складывалась неустойчиво, поэт не имел постоянного жительства, в отличие от Мандельштама, не смог получить почестей при жизни, добиться и получить квартиру. В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И. Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в гражданский брак. 21 декабря 1914 года Анна Изряднова родила сына, названного Юрием (он был расстрелян по ложному обвинению в 1937 году).
В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх, русской актрисой, будущей женой режиссёра В. Э. Мейерхольда. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна (1918—1992), журналистка и писательница, и сын Константин (1920—1986) — инженер-строитель и журналист.  В феврале 1921 года поэт подал заявление о разводе, в котором обязался материально обеспечивать их. Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1920 году Есенин живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. На протяжении всей жизни неоднократно с ней встречался, иногда жил у Бениславской, вплоть до женитьбы на С. А. Толстой осенью 1925 года.

В 1921 году поэт вместе с другом Яковом Блюмкиным ездил в Среднюю Азию, посетил Урал и Оренбуржье. С 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга и поэта Александра Ширяевца. Там Есенин несколько раз выступал перед публикой, читал стихотворения на поэтических вечерах, в домах своих ташкентских друзей, совершил короткую поездку в Самарканд.

Осенью 1921 года в мастерской Г. Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу (Германия, Франция, Бельгия, Италия) и в США (4 месяца), где он находился с мая 1922 года по август 1923 года. Газета «Известия» опубликовала записи Есенина об Америке «Железный Миргород». Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы.

В начале 1920-х годов Есенин активно занимался книжно-издательской деятельностью, а также продажей книг в арендованной им книжной лавке на Большой Никитской, что занимало почти всё время поэта. Последние годы жизни Есенин много путешествовал по стране. В 1924—1925 годах Есенин посетил Азербайджан, выпустил сборник стихов в типографии «Красный восток», печатался в местном издательстве. Жил в пригороде Баку в селении Мардакян  (здесь находятся дом-музей поэта и мемориальная доска) . В эти годы написаны стихи-шедевры мировой классики «Я спросил сегодня у менялы…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» и другие.

В 1924 году Есенин решил порвать с имажинизмом из-за разногласий с А. Б. Мариенгофом. Есенин и Иван Грузинов опубликовали открытое письмо о роспуске группы. В газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках.

Осенью 1925 года третья супруга поэта, Софья Толстая, договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знали только несколько близких поэту людей. Но
21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер».  28 декабря 1925 года в этой гостинице Есенина нашли мёртвым. Последнее его стихотворение  —  «До свиданья, друг мой, до свиданья…» — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью. После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву, и в Доме печати  было устроено прощание с участием родственников и друзей покойного. Поэт похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Судя по многим стихам, поэт предчувствовал свой ранний уход:

***

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

…………………………………….

О тяжёлых личных противоречиях Есенин поведал нам в поэме «Чёрный человек».
Художественно-философское  значение этой поэмы глубоко и общезначимо, её социальное содержание раскрывается новыми гранями в новом веке. Софья Толстая опровергает заблуждения критиков: над поэмой «Чёрный человек» Есенин много и серьёзно работал, переделывал, поэт был в полном здравии и трезвом уме.  Вместе с неустроенностью личной жизни, у Есенина были глубокие душевные переживания.  Во многих стихах, написанных за последние два года: «Мой путь», «Письмо матери», «Письмо женщине», «Письмо сестре», «Письмо деду», «Собаке Качалова» и многих других, поэт как бы оглядывается на свой путь, это честная и мужественная исповедь мятежной, ищущей души. Перед читателем раскрыта чистая душа героя и самого поэта, стремящаяся к свету, и образ любимой женщины, которая не смогла его понять,  и образы сестры и деда. Особенно трогателен неповторимый образ матери поэта:

 

«Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет».
Поэзия Сергея Есенина в высшей степени драматична и правдива, полна острых социальных конфликтов и трагедийных коллизий, порой непреодолимых противоречий. Трудно представить,
что богатое разнообразие произведений Есенина написано одним автором и за такое короткое время.

***

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова.
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

1925

 

Наполненная любовью к людям, к родной земле, проникнутая душевностью, поэзия Есенина живёт и в наши дни, сплачивая людей всей земной планеты.  Искреннее, свободолюбивое, высоко патриотическое слово поэта доходит до сердец миллионов читателей во всех уголках земли, пробуждая лучшие духовные и нравственные чувства человека.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор десятка книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.