«Литературная Евразия»

В начале сентября в Москве прошел Международный писательский форум «Литературная Евразия» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

В его работе приняли участие писатели из Китая, Ирана, Индии, Шри-Ланки, Монголии, Азербайджана, Армении, Италии, Турции, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, республики Беларусь, Таджикистана. Туркменистана, Молдовы, Российской Федерации.

В первый день работы форума на первом пленарном заседании выступил Борис Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России.

Мы публикуем текст его выступления.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОЭЗИЯ: ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ И ВНУКОВ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

В начале сделаю небольшое отступление от темы, касающееся не только петербургской поэзии, но и поэзии России вообще. У нас много говорилось в средствах массовой информации о грабительской приватизации в экономике. Приводились результаты работы счетной палаты, которую возглавлял Сергей Степашин. Но практически не говорилось о приватизации в сфере литературы. Она была не менее грабительской. Небольшие группы лиц приватизировали редакции газет, журналов и издательства, которые раньше принадлежали Союзу писателей СССР  и Союзу писателей РСФСР. Вокруг этих изданий и издательств стали складываться группы литераторов. Или как их еще называют тусовки. Для которых на первом месте была прибыль и групповые интересы, а не интересы русской литературы (я имею в виду традиционную русскую литературу Российской империи, СССР и Российской Федерации – ибо это звенья одной цепи.). В результате у Союза писателей России и у его более молодого партнера – Союза Российских писателей возможностей для публикации произведений талантливых литераторов оказалось в десятки раз меньше, чем у новообразований, возникших в результате приватизации.

На поверхность вынесло окололитературных коммерсантов, в произведениях которых на первое место выступала пропаганда греха.  Какое-то непродолжительное время их произведения пользовались интересом у читателей. Но затем наступило отравление, как от паленой водки. Бывшая в советское время самиздатом литература не заполнила место государственно-патриотической, в которой шла речь о духовности и нравственности. Кстати, в начале года Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе, расставил все точки над i, сказав, что духовно-нравственные ценности должны быть базисом, а экономика надстройкой.

Патриотическая акция, состоявшаяся 9-го мая «Бессмертный полк», объединила весь народ России. Показала, что несмотря на более чем двадцатилетнее очернение истории нашей Родины, духовность и уважение подвигов наших дедов и отцов играют важное место в современной жизни россиян.

В середине апреля этого года Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России выпустило при поддержке правительства города на Неве книгу стихов «Свет Победы». Ее составителем является известная поэтесса Ирэна Сергеева. В книгу вошли произведения поэтов, родившихся перед войной, после войны в 1950-1960 годы и тех, кому сейчас двадцать-тридцать лет. Книга поступила во все киоски петербургского метрополитена «Первая полоса» и была распродана всего за одну неделю. И это, когда говорят, что интерес к поэзии угас. К какой поэзии? Та, которая была в советское время самиздатовской, в большинстве своем народу не интересна и не нужна. Интересна она, пожалуй, только филологам. Народ интересуется современными поэтами, которые работают в традициях классической русской литературы.

Поэт Анатолий Краснов 9 мая 1992 года в Ленинградском Доме писателя имени В.В. Маяковского прочитал стихотворение, посвященное ветеранам Великой Отечественной войны. Мы его включили в сборник «Свет Победы». Оно завершается так:

 

«Измены такой не бывало,

Такие не славят бои…

Прощайте, мои генералы,

Прощайте, солдаты мои.

 

За вами дорога дымится,

За вами несут ордена…

Клянемся: она возродится

Великая наша страна».

 

Владимир Владимирович Путин  назвал распад Советского Союза катастрофой. А для многих из нас это была огромная трагедия, унижение национального достоинства.

И сейчас, видя единение нашего народа в День Победы, можно сказать, что Великая наша страна возрождается. В одном строю идут и девяностолетние ветераны, и их десятилетние правнуки и праправнуки. Об этих ветеранах поэт Ярослав Шабля, родившийся через десятилетие после Великой Победы, написал так:

 

«Шагают за пламенем стяга

От Волги, от Курской дуги!

Под аркой у Главного штаба

Равняют ряды старики.

 

К ним дождик торопится с неба,

И в пасмурный майский зенит

Летит в колеснице Победа,

Над их сединою летит».

 

До сих пор до конца не оценен вклад защитников Ленинграда в Великую Победу. У нас отмечают годовщины начала блокады, прорыва блокады, полного освобождения от блокады. А ведь это была битва за Ленинград – Ленинградская битва. Подчеркиваю – Ленинградская битва, самая продолжительная и кровопролитная битва Второй мировой войны. Во многом благодаря ей удалось отбросить немцев от Москвы и одержать победу под Сталинградом. Один такой факт: осенью и в начале зимы 1941 года город, находящийся в блокаде, не только оттягивал на себя фашистские войска, но на его заводах изготавливалась боевая техника, вооружение и боеприпасы, которые переправлялись защитникам Москвы.

Поэт Николай Рачков, родившийся в сентябре 1941 года, отец которого погиб на фронте, так пишет о Ленинградской битве:

 

«Где шестой батальон? Где четвертая рота?»

За спиной Ленинград. Невозможен отход.

«Только насмерть стоять! Только насмерть, пехота!»

И стоит. И уже с рубежа не сойдет!»

………………………………………………………

Кто-то тонет, не сбросив с плеча пулемета,

Кто-то легкие выхаркнул с тиной гнилой.

Вот она сорок первого года пехота –

Меж Любанью и Мгой, меж Любанью и Мгой.»

 

А родившийся после Великой Победы Николай Наливайко пишет о блокаде:

 

«С глубокими глазницами дома…

Мгла – изморозь. И солнце – как лампада…

Чем в Питере студенее зима,

Тем чаще вспоминается блокада.

 

Ей мало горя, мало было слез –

Такая память проникает в гены.

Не знал войны я, но передалось –

Не заглушить – в домах вещают стены…».

 

Вот эта генетическая память и не дает нам стать иванами, не помнящими родства.

Долгое время у нас замалчивалась роль церкви в обороне Ленинграда. А ведь во время блокады ежедневно проводилась служба в трех православных храмах Ленинграда. И после полного освобождения города на Неве перед храмами стояли огромные очереди желающих, покрестить своих выживших в блокаду детей.

Иван Стремяков написал стихотворение об облете блокадного Ленинграда в 1941 году самолетом, на котором была Икона Казанской Богоматери.

 

«В эту ночь тревожную и жуткую,

С бликами на золоте погон,

Видели задумчивого Жукова

Со свечою в храме у икон.

 

А когда, блокадники-заложники,

Мы пошли в атаку напролом,

Даже убежденные безбожники

Осенили грудь свою крестом.

 

Мы врага отбросили, попятили,

Совершили чудо из чудес.

Светлый лик Казанской Богоматери

Нам сиял с очищенных небес».

 

В цикле телепередач «Вторая мировая. Русская версия (17.10.2006)» рассказывалось, что во время боев под Сталинградом, Сталин принял одного из представителей союзного командования, который, то ли искренне, то ли с издевкой – выразил восхищение стойкостью солдат Красной Армии, приостановивших наступление немецких войск. В ответ Сталин, неожиданно для этого представителя обмолвился: «Вы думаете, они защищают советскую власть. Они защищают свою старую матушку-Русь».

 

Поэт Николай Рачков пишет:

 

«Что надо душе солдатской,

Которой в веках сиять?

У каждой могилы братской

Часовня должна стоять.

 

Судьбы роковой страница.

Забыть ее – смертный грех.

За всех зайти помолиться,

Поставить свечу за всех».

 

Именно историческая память объединяет всех нас. Нельзя разрывать историю России на части. Это звенья одной цепи. Пусть и разные, но цепляющиеся друг за друга. Именно об этом говорит внук Великой Победы Никита Андреев:

 

«Пусть о войнах на сон грядущий

Спорят сведущий и несведущий,

Сколько помним о предыдущей,

Столько Бог не допустит следующей.

 

Не циничные, не сумасшедшие,

Мы клянемся Отчизне в верности.

Мы одни вглубь веков ушедшие,

И другие мы, на поверхности.

 

Кровь отцовская в нас расплавлена,

Их не чтить – нас смертельно ранить,

Не истерта и не подавлена

Поколений связь – наша память.

 

На постаменте памятника Адмиралу Степану Осиповичу Макарову, стоящем в Кронштадте, начертано – «Помни войну!»

Сын ветерана Великой Отечественной Игорь Дядченко заявляет:

 

«Мне нельзя жить теперь кое-как.

Надо честным быть до конца.

В жизни только один маяк –

Ордена моего отца».

 

Отчизна прошла путь от «Слова о полку Игореве» до «Бессмертного полка». Я со школы помню фразу из учебника Русской литературы: «За землю Русскую, за раны Игоря…»

Как известно, после Второй мировой представителям Вооруженных Сил и других силовых ведомств нашего Отечества пришлось принять участие в четырех десятках вооруженных конфликтов, большинство из которых было развязано странами НАТО. В ряде из них принимали участие и поэты нашей писательской организации.

Владимир Гуд, воевавший в Афганистане, сын фронтовика, пишет:

 

«Я фильм смотрел… И тем же днем

Мне, как в блиндаж при артналете,

Звонил отец: «Ну, как живете?

И в трубку я кричал: «Живем!»

 

Принимал участие в боевых действиях в Афганистане и Чечне поэт Сергей Зайцев. А Владимир Аксенов,обороняя небо Китайской Народной Республики, в 1950-х сбил 3 американских самолета, за что его наградили орденом Красного Знамени

Я сам 33 года прослужил на флоте (ветеран холодной войны на море). Отец сражался под Сталинградом и брал Берлин, командуя штурмовой ротой. Дед, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, в 1943 году скончался в госпитале от ран.

В 1989 году я написал стихотворение, посвященное однокурснику Вячеславу Юдину, погибшему на атомной подводной лодке «Комсомолец».

 

«В нейтральных глубинах снуют корабли –

Носители ядерной смерти.

Ушли в океан – не из жизни ушли.

Вы страхом опасность не мерьте»

 

За нашей подлодкой невидимый след.

Не будет ни криков, ни шума.

Возможно, вернемся, а, может быть, нет.

Но лучше об этом не думать!».

 

В Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России несколько раз в год проходят вечера, посвященные знаменательным датам Великой Отечественной войны. На них мы приглашаем представителей всех национальностей бывшего Советского Союза, сражавшихся плечом к плечу с фашизмом. И в сборнике «Свет Победы» напечатаны стихи члена нашей организации Автандила Бутхашвили, родившегося и выросшего в Грузии.

Поэтов моего поколения волнует политический склероз, которым страдают либералы.

Алексей Любегин чувствует себя, говоря словами Есенина, «в своей стране, как будто иностранец»:

 

«Снова холод меня пронизал до костей –

До души пронизал, до нутра…

И всего-то от взглядов заезжих гостей

Интуристов из-за бугра.

 

Сколько лет леденили вы взглядами нас,

Дружелюбных племен господа!

Узнаете тот айсберг, плывущий на вас?

Это Карбышев, весь изо льда…».

 

В сборнике «Свет Победы» опубликованы, кроме названных выше, произведения Игоря Кравченко, Ирэны Сергеевой, Зои Бобковой,  Александра Ковалёва, Владимира Меньшикова,Валентина Голубева, Владимира Морозова, Валентины Ефимовской, Андрея Реброва, Алины Мальцевой, Владимира Марухина, Алексея Ахматова, Максима Грановского, Дарьи Сакулиной, Екатерины Игнатьевой и других.

Как правило, на встречи писателей с президентом России приглашают в большинстве своем одних и тех же представителей либеральных тусовок. При этом вспоминают фразу нелюбимого ими Сталина: «У нас других писателей нет!» Позволю возразить: «Они есть в Союзе писателей России!»

Борис Орлов,
председатель Санкт-Петербургского
отделения Союза писателей России