Верная жена

(О новом историческом романе Владимира Васильева
«Княгиня Долгорукова»)

«На Рождество Москву запорошило снегом. Причудливыми фигурами высились над городом кремлевские башни, купола церквей, высокие крыши дворцов. В черной ночи, одетые в белые саваны, они кружили шумный хоровод вокруг Шереметевского дворца на Воздвиженке, похожего на огромный костер из тысяч свечей, смоляных бочек, факелов.

Переулок близ Кремля давно заполнен сотнями карет, но они всё подьезжают, теснятся… Между гостей мелькает фигура Бориса Петровича Шереметева. Накануне сговора между братом и сестрой состоялся долгий, серьезный разговор. Старший брат радовался, что фаворит императора, представитель именитой фамилии выбрал в жены его сестру. Но между похвалами он то и дело хмурил брови и говорил об опасностях, обычно подстерегающих фаворитов.

«Кто около трона, тот около смерти ходит», – повторял он придворную поговорку.

Наталья так и не поняла, чего было больше в брате: радости за нее или опасений за себя»…

Наталья – это молодая княгиня Долгорукова, сложную и трагичес кую судьбу которой достаточно подробно описал в своей новой книге популярный петербургский писатель Владимир Васильев. Но одним названием и одним отрывком из произведения не обойтись, чтобы дать характеристику прочитанному, придется, хочешь – не хочешь, рассказывать об основных событиях и главных героях романа, если уж взялся за написание о нем. Приходится применять метод «скатерти-самобранки». Краткую информацию о Наталье Шереметевой-Долгорукой, о ее знатном отце, о ее муже Иване Долгоруком, являющимся фаворитом у малолетнего царя Петра 2, и других героях повествования можно найти в Интернете, но этого мало, это сухо, бумажно, фактологично. Информацию требуется развернуть, как скатерть, выставить на нее «то и это», предложить отведать гостям-читателям «литературно-историческое блюдо», а после прочтения расширенное повествование снова свертывается в информацию.

По моему мнению роман получился впечатляющим, местами изысканным и даже «вкусным». Хотя и не люблю, когда употребляют такой эпитет по отношению к произведениям культуры и считаю это дурным вкусом, но по отношению к роману Владимира Васильева можно выразиться подобным образом, поскольку при его характеристике использую слово «скатерть»…

И так, краткое, но стремящееся к полноте повествование… Семнадцатилетнюю Наталью выдают замуж за молодого и честолюбивого Ивана Долгорукого, недавнего фаворитам малолетнего царя Петра 2, который в один страшный день заболевает оспой и умирает. Начинается острая борьба за освободившийся трон между законными и самозваными претендентами. Императрицей становится племянница Петра 1 – Анна Иоанновна, которая, как водится при воцарении, одаривая одних, подвергла репрессиям людей, входивших в близкий круг предшественника. Разом сгустились тучи и над Иваном – первым другом умершего властителя. Наталье как невесте предлагали отказаться от скорого замужества с Иваном, предрекая незавидную долю жены репрессанта и предлагая других перспективных женихов, но она не пошла против своей любви, не предала ее. Судьба не заставила долго ждать, вскоре она с молодым мужем Долгоруковым и его родней отправляется в ссылку в Касимов, а позднее – при ужесточении наказания – на отдаленное поселение в Березов, где до этого под режимным надзором пребывал разжалованный вице-правитель всея Руси Александр Меншиков. В Березове Наталья родила двух сыновей, нежно воспитывала их и в то же время по-любовному и по-деловому присматривала за мужем, склонным к дружеским выпивкам и словонедержанию в пьяном виде.

За Иваном имелся большой тайный грех, он подделал подпись на фиктивном завещании Петра 2, по которому власть на Руси якобы передавалась сестре Ивана – Екатерине Долгорукой (собственно и вся фабула романа строится вокруг расследования этого подложного документа). В конце концов, уже в Березове, тайна становится явью, Ивана по-настоящему арестовывают, заточают в каземат, а через какое-то время приговаривают к казни через усекновение головы, обезглавливанию.

Наталья от произошедших невзгод даже поседела, хотя ей было всего 26 лет. В следующем 1740 году ее простили, и она с детьми Михаилом и Дмитрием, покинув Березов, уехала в Петербург, а потом в Москву, где ее в согласии с княжеским статусом ждали хорошие условия жизни…

Далее о судьбе Натальи Долгорукой читайте в книге Владимира Васильева. Роман написан увлекательно, в нем имеется, как уже обозначил, и криминальная линия, расследование по которой проводится сотрудниками канцелярии тайных розыскных дел, в частности, капитан-поручиком Федором Ушаковым. Читается на одном дыхании. Роман написан исторически достоверно, профессионально, четким и не сложным для читательского восприятия языком. Повествование насыщено запоминающимися авторскими формулировками и занимательными выкладками. Не ходульными, не мертвенно-бумажными изображены многочисленные персонажи этого многопланового художественного полотна. Главные герои произведения, о чем может только мечтать большинство современных прозаиков, показаны полнокровно и всесторонне, в логической и правдивой увязке со своим сложным временем.

Вызывает большое уважение к прозаику его своеобразные образы и мощные метафоры, например: «Вытянувшимся вперед крыльцом, похожим на морду огромного медведя, дом угрожающе смотрел глазищами маленьких черных окон на солдат, словно был готов по приказу хозяина броситься на обидчиков».

Прекрасны лирические отступления: «Задрав голову к небу, Долгорукий стоял неподвижно, отдавая себя солнечным лучам. Они не были еще горячими, обжигающими, но с легким дуновением ветерка, растекались по лицу, грели первым и нежным дыханием весны». Или «Наталья, не отрываясь, смотрела на необычное зарево. Яркий огонь сжигал все, что связывало ее с родным домом, родными братьями, памятью об отце и матери. Но она еще терпеливо верила в будущее и любила. Наперекор всему. Любовь заставляла княгиню принудить дух свой, стеснять и утаивать тоску и не плакать, а подкреплять мужа, чтобы он себя не сокрушал».

А вот и конец романа, где трогательно и в тоже время документально фиксируется: «Так умирала схимница Нектария, вдова, княгиня Долгорукова, дочь графа Шереметева. По ее желанию, Наталью Борисовну погребли при входе в Киево-Печерскую Лавру рядом с сыном, потеря которого растворила все раны душевные. Над этими останками положили две чугунные плиты с надписями».

Такова судьба главной героини увлекательного исторического романа, написанного талантливым петербургским писателем Владимиром Васильевым. Добавим существенное: Наталья Долгорукова внесена в историю России в числе образцовых, героических жен и матерей.

Владимир Петрович Меньшиков. Член СП России с 1993 года. Поэт, прозаик, критик. Лауреат всероссийских литературных премий имени Бориса Корнилова и Александра Прокофьева (Ладога).