Малоизвестное об истоках славянской письменности

24 мая отмечается День Славянской письменности и культуры. Действительно, наша письменность и культура достойны такого праздника. Ведь не зря русскую культуру, а это ствол всей славянской культуры, называют восьмым чудом света.

Современное славянрусское письмо называют кириллицей, по имени одного из реформаторов нашей письменности Кирилла. И, по мнению ряда учёных, славянская письменность появилась в середине 9 века.
Но стоит обратить внимание на некоторые факты, которые, на мой взгляд, заслуживают самого пристального внимания, но не находят сегодня, считаю, должного освещения ни в исторической науке, ни в научно-популярной литературе.

К примеру, как описывает Житие св. Кирилла, в Херсонесе Кирилл «нашел Евангелие и Псалтырь, написанные русскими буквами, и человека нашел, говорящего на этом языке, и беседовал с ним, и понял смысл этой речи, и, сравнив ее со своим языком, различил буквы гласные и согласные, и, творя молитву Богу, вскоре начал читать и излагать их, и многие удивились ему, славя Бога».

Кирилл так быстро освоил русское письмо, потому что в Солуни, где он родился, значительную часть населения составляли славяне, разговаривавшие на древнеболгарском, славянском языке. А как говорит наша «Начальная летопись», «славянский же язык и русский един есть».
В 18 веке императрица Екатерина II утверждала: «…что они (славяне – прим. А. Антонов) древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены или ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».

А русский историк 18 века Егор Классен в своей замечательной книги «Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности, с лёгким очерком истории Руссов до Рождества Христова» констатировал: «Греки и Римляне заимствовали своё образование и учились грамоте у Славян…» и далее: «…все древние племена Славян имели свои рунические письмена, есть уже теперь дело несомненное, осознанное даже и Германцами, оспаривающими каждый шаг просвещения Славянского.

… вследствие свидетельства Геродота и других греческих писателей, что многие скифские племена знали грамоту и что сами Греки приняли алфавит от Пеласгов – народа также скифского, или, что всё равно, славянорусского происхождения.

Из всего, здесь выведенного, явствует, что Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков, и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним».

Утверждения Е. Классена неудивительны, если учесть, что древнейшее население Греции – пеласги, были, как пишет тот же Классен, да и ряд древнеримских и древнегреческих учёных, славянорусского происхождения.

Приведу ещё высказывания Е. И. Классена: «Что славяне имели уже письмена задолго до Кирилла и Мефодия, свидетельствуется весьма старыми славянскими письменами, находящимися в Мюнхенской библиотеке.

В 6-м веке Византийцы говорят уже о северных Славянах как о народе образованном, имеющем свои собственные письмена, называющиеся буквицею. Корень этого слова сохранился по сие время в словах: буква, букварь, буквально и даже во второй букве алфавита (буки).

Co 2-го по 7-й век мы часто находим у Скандинавов и Византийцев намеки, что Славяне были образованный народ, обладали многими знаниями и имели свои собственные письмена.

Царь Скифов вызывал Дария ругательным письмом на бой еще в 513 году до Рождества Христова.

Что жрецы и мудрые между славян писали народные законы на деревянных дощечках; что употреблялись у них руны для предсказаний».
Греческий писатель Гелланик (5 в. до н. э.) утверждал, что ответвлением пеласгов являются этруски, поселившиеся на севере Апеннинского полуострова. Этруски создали на рубеже 2-1 тыс. до н. э. развитую цивилизацию и оказали определяющее влияние на Древний Рим и римское общество. Согласно автору «Римских древностей» Диониссию Галикарнасскому (1 в. до н. э.) этруски называли себя «расена». На их славянское происхождение указывают Ливий Тит (1 в. до н. э.), древнегреческие учёные Страбон (1 в. до н. э.), Птоломей (1-2 века) и иные мыслители древности.

Но римляне постарались вычеркнуть из истории своих учителей – этрусков и их культуру. И говорили: «Этрускан нон легатур» – этрусское не читается. Однако были успешные расшифровки этрусской письменности нашими соотечественниками Г. С. Гриневичем и П. П. Орешкиным на основе русского алфавита. К сожалению, эти работы малоизвестны.

В 19 веке поляк Фадей Воланский также пытался расшифровывать этрусские письмена. Он утверждал: «…в древние времена Славянское племя рассеяно было по всем частям старого света, следовательно везде могло оставить памятники по себе.

Мы находим в древней истории это сильно разветвлённое семейство народов под разнообразнейшими наименованиями,…большей частью обозначали их под общими именами Скифов и Сарматов».

Стоит упомянуть древние памятники славянской письменности, названные «славянской руницей» и обнаруженные в посёлке Тертерия в Румынии, 5 тыс. до н. э., в селении Турдаши Винча в Югославии, 6-5 тыс. до н. э.

Так что есть, что целесообразно исследовать, проанализировать и осмыслить современным учёным и донести свои выводы до широкой общественности. Только эти исследования должны быть добросовестными, без какой-либо коньюктурщины и попыток унижения нашего прошлого.

В этой связи можно вспомнить недавнее заявление Президента России В. В. Путина о сомнительности норманнской теории создания Древнерусского государства. А ведь эта «теория» немецких историков 18 века уже на протяжении почти 300 лет туманит головы наших соотечественников.

Кстати, в Старославянском алфавите, Старославянской буквице, как пишут некоторые исследователи, мы находим буквы «Z» и «V», которые сегодня являются символами спецоперации Вооружённых сил России на Украине. И они имеют, видимо, определённый сакральный смысл. Возможно, ответственные лица, планировавшие данную спецоперацию, не зря выбрали их в качестве символов нашей борьбы с нацизмом.
Нам необходимо познавать свою историю, подлинные достижения далёких и не очень далёких пращуров. И здесь, полагаю, своё слово ещё скажут Союз писателей России и Петровская академия наук и искусств во главе со своими руководителями.

член Правления ЛОО Союза писателей России, руководитель Славянского отделения Петровской академии наук и искусств, заместитель МОО «Российско-Белорусское братство». Жизненное кредо – в словах А. В. Суворова «Я – русский! Какой восторг» и И. В. Северянина (Лотарева) «Родиться русским слишком мало, // Им надо быть, им надо стать».