Ох, уж эти весёлые колядушки…

Колядование  – древний языческий обычай, свойственный в основном, славянским народам.
Изначально в стародавние времена колядование начиналось в конце декабря. Потом традиции менялись, и время колядок перенесли.

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число.
Колядовать любили все, как дети, так и взрослые.
Группы колядующих рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И, конечно же, люди приветствовали Коляду.
Чаще всего люди примеряли на себя образы: нечистой силы, животных – козы, медведя, журавля, различных существ.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, лучше всего жутковато. Важно было украсить свой костюм рогами, желательно козы.
Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи, не только добрые, в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали свои лица.
Это были красочные нарядные представления.

Прежде чем начать петь песенки-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило, пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

С такими же песенками – колядушками пришли к нам в канун Старого Нового года в Союз писателей России наши гости из областного Дома дружбы.

Татьяна Гусева председатель русского землячества сначала поздравила нас с наступившим Рождеством Христовым, а затем повела хоровод с песней:

Ангел с неба к нам спустился,
И сказал: «Христос родился!»
Мы Христа пришли прославить,
А вас с праздником поздравить.

На кануне Рождества
Идет коляда.
Кто не даст пирога,
Тому  от куры нога.
А кто даст пирога,
Тому тонну зерна.
Жеребца с хвостом,
И камаз   с углем.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

А наши колядующие подтягивали:
Коляда – моляда.
Зашла в новы ворота!
А за ней и мороз,
Через тын перерос!
Принес он холод,
Так, что дед Архип
Стал молод!
Мороз не велик,
Да стоять невелит!
Не велит мороз стоять,
Нам пора коледовать.
Игривая Коза то пыталась кого-то боднуть, поочерёдно выбирала себе партнеров и подтанцовывала.
Татьяна Каменева под гусли исполнила   «Рождение Христа в Вифлееме».
Ансамбль «Чародеюшки» исполнили «Кадриль» и песню «Уральская Рябинушка».
Вячислав Волков из старейшего в России клуба военно-исторической реконструкции исполнил одну из старейших языческих колядок. Людмила  Авакумова зажигала нас задорными русскими песнями, а Юрий Захаров ей посвистывал и отбивал такт своими чечётками.

Светлана Смирнова, руководитель ансамбля «Тридевятое царство» представила авторскую программу  «Зимние святки». Рождественские колядки, виноградии, аксени, щедровки, органично соединились со стихами из её поэтического цикла «Святки». Особенный интерес зрителей вызвала реконструкция святочных гаданий с подблюдными песнями-предсказаниями. Закончилось представление новогодними поздравительными припевками.
Евгений Небов прочёл новогоднее поздравление. Сергей Тимофеевич Алексеенко прочёл Святочные пожелания на удачу в Новом году.

Ольга Озерова рассказала нам, как и где колядовали в нашем городе до революции.
На огонёк Колядок заглянул и Андрей Грунтовский руководитель «Театра народной драмы», как и мы, понимающий необходимость выхода народной удали в эти зимние святочные праздники и прочёл нам Северную сказку из репертуара Бориса Шергина.
С поздравлениями и подарками пришёл и Дедушка Мороз, которого мы ни как не могли разгадать. Нашим очередным гостем оказался режиссер знаменитого в Санкт – Петербурге театра «Маска» Сергей Овсяников.
Мы все вместе, как и в детстве, поплыли в хороводе под нашу любимую новогоднюю песню.
Гости подходили, колядки продолжались. Светлана Смирнова под балалайку продолжала радовать нас своими и народными песнями.

Баранова Людмила Александровна, член Союза писателей России, руководитель ЛИТо «Балтийский парус» им. Н.Н. Альтовской, председатель Ярославского землячества.