О презентации книги Николая Шадрунова «Рамбовиана. Повести и рассказы»

Великая духовная энергия содержится в слове, которое нагружено широким и разнообразным объёмом, имеет свою ассоциативную ауру. После того, как уходит из жизни писатель, его слово продолжает жить среди нас и действует на наше сердце, вызывая или энергию любви и добра, или, напротив, энергию зла. Современные учёные считают, что в слове заключена волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших потомков.
Николай Шадрунов принадлежит к числу писателей, несущих в себе особую энергию слова, которая концентрирует энергию народного духа, вызывает особые ассоциации при помощи феномена неожиданности, особой сочетаемости слов. Взаимодействие слов рождает необычные смыслы и особый подтекст, а сказовая форма произведений усиливает энергию слова и делает язык произведений неповторимым, уникальным.. В сказовой прозе особенно велика роль рассказчика и его языка. Она всегда красочна, лишена рассудочной морализации, наполнена житейской правдой, в которой нет грязи, очернительства, а есть отблеск старорусской святости, которая ложится на героев, на первый взгляд, довольно странных: полуспившихся, потерявших интерес к жизни, равнодушных к природе, без всякой святости в душе. И это происходит в эпоху развитого социализма, когда легко и просто собор Михаила Архангела превращают в пожарное депо, когда подлинное имя человека заменяется придуманным, подчёркивающим трагические изменения в сознании человека и в коллективной психологии среды, где преобладают речевые формулы, отточенные афоризмы. Поэтому неудивительно, что рядом с духовной лексикой: «знамение», «некий смысл упреждающий», «мужик вещий», «неприкаянный люд», «самобичевание» – возникает в «рамбовских историях» мощный пласт просторечий: «дебильная история», «лысина задраена», «чокнутый слегка», «пришибленный».

Книга Николая Шадрунова «Рамбовиана» интересна не только содержательной стороной, но и тем, что является языковым документом эпохи, она достоверно изображает нравы современного общества, особенно среду людей, которые находятся под разрушительным воздействием алкоголя на человека. Это очень ярко отражено во фразеологизмах: «окривели на один глаз», «лицензия на отстрел пьяниц», «гремящее ничтожество», «обезьянник», «пропивать шкуру очередного козла» и в других «крепких» выражениях. Герои «Рамбовианы» — это жители небольшой замкнутой зоны, которые поневоле становятся со временем похожими друг на друга в своих чувствах, в поведении и даже — в языке. Здесь- все «свои»: и автор — рассказчик, и те , о ком он рассказывает.

Цикл рассказов Николая Шадрунова «Рамбовиана» — это малая энциклопедия народной жизни 70 -90 -х годов во всём её многоцветном многообразии. Высокую оценку творчеству Николая Шадрунова, его неповторимому художественному миру, языку его произведений давали многие писатели — современники, в том числе Борис Орлов, Валерий Попов, Глеб Горышин, Виктор Конецкий, Владимир Меньшиков, Сергей Носов, Николай Коняев, который писал: «Говорим, что нет продолжателей Шукшину, Астафьеву, Распутину, — вот перед нами их продолжатель!.. В лице Шадрунова мы имеем писателя не только одарённого (что встречается нередко), но и не приспосабливающегося, правдивого органически — и по воспитанию: он вырос в среде, где ложь не оплачивается. Он правдив всегда, а не «по разрешению». Николай Коняев отмечал, что «писатель мужественно и честно» говорил о том, что «жизнь опошлилась, огрубела, а фигура пьяного, напрягающего русскую речь, стала чуть ли не обязательной в любом общественном месте», «что «народное воспитание», полученное Шадруновым, чрезвычайно ценно» и «в писательской среде почти уникально».

Неслучайно к творчеству русского прозаика Николая Вениаминовича Шадрунова (1933 — 2007) обратились в этом году те литераторы, которые считают, что его книги необходимы для современного читателя для того, чтобы восполнить пробелы тех лет, когда его рассказы почти не печатали. Да и в настоящее время не так часто можно увидеть его книги на полках библиотек, книжных магазинов. К сожалению, пока ещё его имя не известно широкому кругу читателей, хотя за книгу «Психи», изданную в 1999 году, он получил премию Пэн Клуба «За честь и свободу». В этом же году он был внесён в новейшую энциклопедию «Лучшие люди России», а в 2004 году ему было присвоено звание Почётного гражданина города Ломоносова, где жил он в течение сорока лет и умер в 2007 году, из которого в своей книге он создал город-легенду. Жители этого города, прочитав «Рамбовиану», могут увидеть город Ломоносов глазами писателя, умного, ироничного, правдивого.

В «Рамбовиане» Николай Шадрунов создал свой, неповторимый художественный мир, как в своё время создали Н.В.Гоголь, Ф.М. Достоевский образ Петербурга. А М.Е. Салтыков-Щедрин, которого называли «прокурором русской общественной жизни», создал в книге «История одного города» причудливый город, которого на карте России не найдешь, с названием — город Глупов, немного похожий на город Рамбов.

Рубцовский центр Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России, по инициативе Бориса Орлова, Председателя правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, решили провести 21 декабре 2021 года в Доме писателей презентацию книги Николая Шадрунова «Рамбовиана.Повести и рассказы»».Эту инициативу поддержало и ЛИТО «Балтийский парус» (руководитель Людмила Баранова).

Презентацию открыла руководитель Рубцовского центра Любовь Федунова, которая пояснила, почему Рубцовский центр обратился к жизни и творчеству писателя Николая Шадрунова.
Николай Шадрунов, как и Николай Рубцов, родился на вологодской земле (в деревне Михалково Грязовецкого района), был знаком с другом Николая Рубцова, поэтом Глебом Горбовским, тесно общался с прозаиком Николаем Коняевым, который написал книгу о Николае Рубцове. Николай Коняев бывал на родине и Николая Рубцова, и Николая Шадрунова. Он принадлежал к числу тех писателей, которые рекомендовали принять Николая Шадрунова в Союз писателей только по рукописям (и это был уникальный случай). Познакомившись в конце 1970 года на занятии литературного кружка при газете «Балтийский луч», они не потеряли в течение всей жизни интереса друг к другу, а в 1990 году, когда выходила первая книга Николая Шадрунова «Реверс», Николай Коняев написал к ней предисловие и назвал его «Красная ворона» Николая Шадрунова».

Федунова Л.П. в своём выступлении осветила проблематику книги Н,Шадрунова «Рамбовиана» , сопоставив его художественный мир с миром героев Василия Шукшина. Великое множество героев нарисовал в своих рассказах Василий Шукшин. Они отличаются комизмом («чудики», острословы, сохранившиеся именно в глубинке, где человек ещё не раздавлен «машинной цивилизацией»). Его «чудики» — это по-своему талантливые люди, которых когда-то «переехало административным колесом», и они после этого постепенно превращаются в « перекати-поле». Иногда начинают искать сами какую-то опору, которая даёт человеку внутренний покой. Например, Алёша Бесконвойный душой «прилепился» к бане, потому что нет у него ни земли, ни любимой работы, никакой собственности… Поэтому по субботам не выходил на работу, считая, что так он сохраняет внутреннюю свободу.

Герои «Рамбовиады» — тоже люди «измельчённые» колесом жизни, но у них уже нет никакого стремления что-то отстаивать. Они — нередко отражают полную деградацию человеческой личности. В их поступках проявляется упрямство и поперечность, ёрничество и шутовство, болезненность духа, доходящего до психоза. Это люди, почти никем не понятые, кроме самого автора, нелюбимые, замученные жизнью, от которой они умышленно отстраняются. Чаще всего мы к таким людям бываем глухи, воспринимаем их судьбу как какую-то нелепость. Но Николай Шадрунов, как и Василий Шукшин в своих рассказах, ведёт борьбу за Человека, поднимая народное самосознание на новую ступень. У автора нет высокомерия по отношению к изображаемым героям, нет нравственного приговора, потому что рядом с ними присутствует сам автор, сам рассказчик, который понимает, что нарушено в жизни главное — вера в целительную силу родной земли, в святость мира и в красоту человеческой души.

Виктор Астафьев писал в рассказе «Чёрное перо»: «Крестьянин — он не только кормилец, он человек оседлый, он — якорь жизни». И хотя в «Рамбовиане» деревенская тема не является главной, как у Шукшина, но в подтексте, особенно в главе «Балясы», звучит этот мотив, в сказово-сатирическом аспекте. В деревне Балясовке как раз и живут те, кто сорвался с «якоря» крестьянской жизни, и, конечно, не по своей воле, так как деревня уже стала частью города в те мрачные времена, «когда любили строить бараки, а шуток шутить не любили». Еще какое-то время «на улицах Балясовки гуляли козы, на дворах мычали коровы, горланил на рассвете петух», но после «категорического указа» сломали заборы, «коров от хозяев оторвали, а петуха внесли в жареную книгу». Стала после этого деревня «ни селом, ни городом», в которой остались «одни немощные старухи да брошенные кошки в несметном количестве». Вообще, Рамбов — это не только порт, но и перевалочная база, где «обязательно оседает неприкаянный люд, сорванный с других мест волей обстоятельств». Так в небольшом рассказе даны целые пласты нашей истории, наши беды, наши муки, через которые пришлось пройти трудовому человеку, человеку земли. Голод выгонял людей из деревни, но в городе они превращаются в «архаровцев», которые ничем не дорожат, для которых земля перестала быть землёй, а стала просто территорией, местом временного проживания.

Писатель Николай Шадрунов очень глубоко понимал процессы народной жизни, прочитывал их не со стороны, а в контексте самой жизни. А изучать тончайшие сплетения жизненной ткани помогало ему то, что он сам был не только писателем, а рабочим человеком. Именно в этом была уникальность его писательского опыта.

Любовь Федунова сделала краткий обзор биографии Николая Шадрунова… Детство его пришлось на военные годы. Приписав себе два года, в 1947 году, он поступает в Вологодское железнодорожное училище, где получает специальность слесаря-паровозника и восстанавливает заводы железнодорожного профиля. Работает в Прибалтике, а в 1953 году был призван в армию. После некоторого пребывания в Ленинградском флотском экипаже был отправлен в город Ломоносов в полковую школу, доучивался в Кронштадте, служил в специальном инженерном батальоне. Демобилизовавшись, остался работать в инженерной службе в качестве вольнонаёмного, стал электриком по обслуживанию кораблей. В Ломоносове жил с 1956 года.

Без отрыва от производства стал писателем. По воспоминаниям его современников, Николай Шадрунов был очень скромным человеком :много лет прожил в неблагоустроенном жилье, уступив свою очередь на получение квартиры другому человеку, по просьбе начальника, в результате — 20 лет прожил в общежитии.

В презентации «Рамбовианы» участвовал член Союза писателей России, литературный критик, публицист А.Г.Скоков, который дал оценку тому, какой огромный вклад внёс в русскую литературу Николай Шадрунов. Александр Георгиевич Скоков подробно охарактеризовал общественную и литературную атмосферу в стране в 70-90 е годы. Литература этих лет отличалась колоссальным вниманием общества и каждого отдельного человека к проблеме духовных и нравственных ценностей. Среди тех писателей, которые глубоко понимали потенциал русского народа, можно назвать и писателя Николая Шадрунова, погрузившего в своих рассказах читателя в огромные неизведанные пласты русской жизни. Шёл он своей тропой в литературе, которая опиралась на плодотворную почву русской классики, но, вместе с тем, и отличался стремлением к художественному поиску в изображении современной жизни. Ему не удалось попасть в своё время на конференцию писателей Северо -Запада, что позволила бы ему издавать свои рассказы в одном из сборников. Его почти не печатали. Но сказовая форма его произведений позволила ему вступить в широкий диалог с действительностью, поднять многие нравственные проблемы современного общества и найти своих читателей.

А.Г.Скоков отметил, что в «Рамбовиане» проявилось внимание писателя к народным судьбам, к слову народному, к сознанию людей и их жизненной философии. Книга основана на глубоком знании жизни народа, его языка, его философии, этики, то есть наполнена художественным богатством, мудростью народного бытия. Может быть, поэтому писатель, которого почти не публиковали, был принят в Союз писателей России в 1988 году по рукописям своих произведений. И это происходило на фоне других событий, когда ряд писателей, стали уезжать в Европу, в Америку (их называли «невозвращенцами»). Среди них были и Сергей Довлатов, Александр Солженицын, которые включились в волну третьей эмиграции.

Николай Шадрунов был подлинным сыном своей страны, поэтому оказался среди тех писателей, кто нашёл применение своему таланту на Родине, потому что нашёл в творчестве свою форму для выражения таланта, Для Николая Шадрунова такой формой стал сказ. По мысли А.Г.Скокова, сказовая форма произведений Николая Шадрунова сближает его творчество с фольклоризмом прозаика Андрея Платонова, лучшие произведения которого передают народное мироощущение писателя. Для Николая Шадрунова, как и для Андрея Платонова, обращение к сказовой форме — это не уход от современности, а подключение к способу понимания и изображения современного мира. Андрей Платонов принадлежал к числу писателей, для которых человек из социальных низов очень важен, с его желанием понять «вещество существования». По этому поводу Андрей Платонов писал:

«Народ, именно благодаря своему практическому и массовому познанию действительности, находится всегда наиболее близко к реальной и наиболее глубокой, объективной истине жизни». Поэтому сказовая форма произведений Николая Шадрунова и Андрея Платонова, в которой воплощено народное представление о мире и человеке, стало краеугольным камнем их художественного мира, и стиль их произведений ещё раз подчеркнул их нерасторжимую связь с народом и оказался единственно возможным в раскрытии богатства кладовой народной речи.

В ходе презентации были прочитаны и пересказаны присутствующими поэтами, прозаиками с большим воодушевлением некоторые рассказы из «Рамбовианы» : «Рамбовская история», «Афоня — шут гороховый», «Обезьянник», «Блатная старуха», «Люди и звери», «Балясы», «Молочная линия», повесть «Похождения полковника в гробу», и рассказ из цикла «Литературные байки» – «Репрессированный пёс», повествующий о пребывании автора в Доме творчества в Комарово рядом с поэтом Глебом Горбовским. Рассказ проникнут большой теплотой и сердечностью самого автора по отношению ко всем персонажам этого рассказа.

В обсуждении рассказов принимали участие Людмила Баранова, Марианна Листентертен, Евгений Небов, Людмила Аввакумова, Вера Скоробогатова, Сергей Алексеенко, Владимир Бесперстов, Евгений Макаров и другие. Особенно глубокую и эмоциональную оценку дала рассказам Людмила Аввакумова, восхищаясь языком писателя, открывая для себя впервые его художественный мир.

На презентации присутствовал сын Николая Шадрунова, Сергей Баранов-Шадрунов, который принимал активное участие в работе над изданием «Рамбовианы». Он внимательно, с большим интересом слушал выступающих, отвечал на вопросы, дополнял и корректировал некоторые выступления.

Когда возник вопрос о памятнике Николаю Шадрунову в городе Ломоносове, он объяснил, какую смысловую и художественную нагрузку несёт композиция памятника, как относятся к нему жители Ломоносова.

Автором памятника является скульптор Николай Александрович Карлыханов. Поставили памятник перед 80-летним юбилеем Николая Шадрунова – 1 октября 2015 года на углу Еленинской улицы и Манежного спуска. Скульптурная композиция представляет собой сидящего на скамейке писателя, наблюдающего за всем происходящим. В правой руке он держит блокнот, в который записывает свои впечатления и наблюдает за неразумными воробьями, которые «влипли» в пролитую сметану. Рядом с ним на скамейке восседает ворона на книжке писателя и тоже внимательно наблюдает за происходящим. Памятник носит название «Наблюдатель», но ещё называют эту скульптурную композицию «Красная ворона». Скульптура пользуется большой популярностью у ломоносовцев. Сергей Баранов-Шадрунов рассказал о том, что несколько раз памятник подвергался нападкам вандалов и о принятых мерах по его восстановлению.

Память о писателе живёт в городе Ломоносове не только в созданном памятнике А.Карлыханова, но и в Шадруновских чтениях, которые проводятся в библиотеке города а также , в школе № 430 Петродворцового района города Санкт-Петербурга, на базе которой в 2013 году прошла городская конференция школьников «Мир в зеркале культуры», где ученики рассказывали о судьбе Николая Шадрунова и его «Рамбовианы».

В заключение презентации Любовь Федунова прочитала авторское стихотворение, посвящённое Николаю Шадрунову, где есть такие строки:

«Рамбовиана — не ларец историй,
А сердца русского заветный уголок,
Где жизни круг, без всяких бутафорий,
Дарует людям нравственный урок

Нашлось в ней место и вороньим стаям,
Надгробным плитам, с надписью простой.
Мы постоим у них, вздохнём устало
И путь продолжим с думой верстовой.

Поедем в город с «Красною вороной»,
Где жил писатель в мире суеты.
Рванём, дружок, от шумного перрона
К причалу Мудрости и Вечной Красоты!

И ночью белой, если небо дышит
Весенним светом и теплом полей,
«Рамбовиана» сказ сердец услышит
И сделает мир лучше и добрей.

Презентация книги Николая Шадрунова «Рамбовиана. Повести и рассказы» стала важным событием для литературной жизни Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, для Рубцовского центра Санкт- Петербурга, для семьи Николая Шадрунова: его вдовы, Татьяны Дмитриевны Барановой- Шадруновой, которая является редактором – составителем сборника «Рамбовиана», и его сына, Сергея Баранова-Шадрунова. Семья писателя Николая Шадрунова принимала активное участие в подготовке презентации «Рамбовианы»: с большим интересом следила за публикациями на сайте Дома писателей о Николае Шадрунове, обсуждала их, вносила замечания, корректировала, консультировала тех, кто готовил презентацию, по многим вопросам жизни и творчества писателя, подарила Рубцовскому центру и Союзу писателей книгу «Рамбовиана.Повести и рассказы»», изданную в Санкт — Петербурге в 2019.

Редактором-составителем книги является вдова писателя Т.Д.Баранова-Шадрунова. В качестве предисловия помещена статья недавно ушедшего из жизни писателя Николая Коняева «Красная ворона» Николая Шадрунова. В книге напечатаны рассказы из циклов: «Пузыри земли», «Рамбовские будни», «Рассказы про Петрика», «Молочная линия», «Гауптвахта», «Записки на работе». Красочно и с большим художественным вкусом оформлена обложка книги, на первой стороне которой — фрагмент скульптурной композиции «Наблюдатель», где видим мы писателя Николая Шадрунова с блокнотом в руках и ворону, которая сидит на книге. На задней стороне обложки — фотопортрет писателя и его слова: « Приехал я после двухлетнего отсутствия в родной Рамбов и первым же вечером вышел на улицу… такой уж этот город смешной, прямо как какой-нибудь Багдад, — так на свои улицы и тянет».
Хочется выразить признательность Татьяне Дмитриевне Барановой-Шадруновой и Сергею Баранову-Шадрунову за их сердечное расположение и помощь Рубцовскому центру и Санкт-Петербургскому отделению Союзу писателей и в проведении презентации книги «Рамбовиана. Повести и рассказы», и в работе над текстами статей о писателе Николае Шадрунове, и в вопросах увековечения памяти писателя в Ломоносове. Мы надеемся на дальнейшее литературное сотрудничество, которое будет способствовать расширению круга почитателей таланта Николая Шадрунова, погружению в его художественный мир, в многоцветный, яркий и выразительный язык его сказовой прозы, в его проницательную народную мудрость как писателя, который нарисовал нам не просто город Рамбов, а в его образе показал обнажённую Россию, жизнь простых людей, со всеми их бедами и горестями, нравы людей, у которых всё идёт в жизни не так, как надо, потому что всё рушится, ломается под давлением власти на человеческую личность, поэтому нет гармонии ни в мире людей, ни в мире природы.

В выстраданных, правдивых, глубоких, строках писателя — предощущение какого- то апокалипсиса, созерцание мира, стоящего на краю бездны, потому что «централизованная пропаганда и однообразие догм ведут к тому, что вся наша многоярусная страна становится похожей на большую деревню», в которой всё одинаково безобразно, а «в своём движении вперёд» люди не идут дальше шутливых фантазий о том, что мир может измениться, потому что потеряли веру во всё лучшее и справедливое по отношению к простому человеку.

Каждый художник слова вынужден заново решать важнейшие проблемы человеческого существования в своих произведениях. «Рамбовиана» Николая Шадрунова — не случайный эпизод в русской современной литературе, это особая книга, особое явление, которое наполняет души читателей новым смыслом, новым содержанием. Она очень глубоко раскрывает проблемы частного и всеобщего, личного и общественного, проблемы бытия отдельного человека и забот государства. Спектр проблем, поднятых автором книги, широк и многообразен и очень важен для современной России, в которой так много зыбкого и призрачного, но мало человечного и сострадательного.

«Рамбовиана» — это новая лампада в храме русского Слова. Важно, чтобы она не угасала, потому что её свет — свет Правды, выстраданной судьбой и сердцем замечательного русского писателя Николая Шадрунова, подлинного сына российской земли и своего народа.

Любовь Петровна Федунова – член Союза писателей России, руководитель Рубцовского центра Санкт- Петербурга. Жизненное кредо («За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью...» – Николай Рубцов)