«Я родился в России в сорок пятом году…»

(Встреча с поэтом из Татарстана Николаем Алешковым в Доме писателей)

Правда, любовь, чувство непостижимости жизни, тонкое понимание русского бытия и способность самого строя поэтической речи, говорящего об умении поэта говорить с самим собой и с современным читателем, — вот что отличает поэзию Николая Алешкова, члена Союза российских писателей, главного редактора литературного журнала «Аргамак.Татарстан», встреча с которым, по приглашению Рубцовского центра Санкт — Петербурга, состоялась 20 августа 2021 года в Доме писателей.

Все те читатели, которые ранее открывали поэтические сборники Николая Алешкова, с большим воодушевлением ждали встречи с ним, с его встревоженной человеческой душой, которая постоянно чувствует своё присутствие в мире, противостояние добра и зла, правды и лжи, и ведёт за собой в мир житейских и философских истин тихим, сердечным, насыщенным словом, открывая для каждого из нас самый главный образ поэзии — образ Родины:

Будь негромким, слово о России.
О любви не принято кричать.
Вот опять рассветы оросили
землю, что добра ко мне, как мать.
Здесь травинка каждая и ветка
прозвенеть готова, как струна:
родина одна у человека,
словно сердце -родина одна.

В своей автобиографии Николай Алешков называет себя «ровесником Победы», потому что родился будущий поэт через два дня после великого парада, 26 июня 1945 год. Может быть, поэтому, свою поэтическую встречу в Доме писателей он начал с чтения поэмы «Отец», сказав перед этим: « Мы то поколение, которое знает правду о войне из первых рук». Правдиво и сурово звучали строки из этой поэмы:

Меня могло на свете и не быть —
Хотели до рождения убить.
Летела пуля в голову отца.
Случайный взмах! И капелька свинца
Попала в руку, в локтевой сустав,
Навеки быть смертельной перестав.
Был госпиталь. Блокадный Ленинград…
Я не хочу об этом невпопад!
Я ничего не знаю о войне!
Но дух отца тревожит память мне.

А до войны семья Алешковых была большой крестьянской семьёй: мать, простая колхозница, отец, потомственный сельский кузнец, и пятеро детей, среди которых Николай был предпоследним. Судьба Николая Алешкова во многом похожа на судьбы многих поэтов, рождённых после Великой Отечественной войны. Деревенское детство поэта прошло в родной Орловке – в одном из сёл Татарской АССР, где он родился, где познавал окружающую природу и крестьянский мир, где закончил среднюю школу, мечтая стать журналистом. Потом были армия, работа корреспондентом различных газет в Казани, на Южном Урале, в Москве.

В 1972 году Николай Алешков вернулся в Набережные Челны, а через несколько лет была учёба на заочном отделении Литературного института им.Горького, где занимался он в поэтическом семинаре Н.Н.Сидоренко, у которого ранее учились поэзии Рубцов, Шкляревский, Ольга Фокина.

Николай Алешков принадлежит к тому поколению, которое возводило город Набережные Челны (он десять лет работал диспетчером на стройке) . Здесь началась и его литературная жизнь. Более двадцати лет он руководил городским литературным объединением «Орфей», работал председателем Татарского отделения Союза российских писателей, которое было создано в Набережных Челнах в 1999 году. В настоящее время Николай Алешков — автор 16 поэтических сборников, главный редактор литературного журнала « Аргамак. Татарстан», лауреат республиканской премии им. Г. Р. Державина, Всероссийской литературной премии им. Александра Прокофьева «Ладога» и премии им. Н.Рыленкова.
В начале поэтической встречи с гостями из Набережных Челнов, среди которых были родные, близкие и друзья Николая Алешкова: его жена Екатерина Владимировна, сын Сергей и внучка Настя, автор — исполнитель песен Елена Елматынова, Александр Иванович Василенко — талантливый музыкант, руководитель ансамбля «Контрасты», председатель клуба авторской песни имени Высоцкого, составитель аудиокниги по стихам Николая Алешкова «Дальние луга», а также автор — исполнитель Наталья Коренева, которая переехала из Набережных Челнов в Петербург, выступил Председатель правления Санкт- Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов со своим приветствием.

Борис Орлов с большой теплотой отозвался о творчестве поэта Николая Алешкова, отмечая, что он — продолжатель классической традиции в русской поэзии, у которого свой особый поэтический стиль, а его поэзия высоко художественна .Она открывает горизонты народной жизни и в корне отличается от поэзии современных графоманов, заполняющих своими заурядными стихами страницы многих литературных изданий. Это высоко профессиональная поэзия, которая в большей степени близка поэтам, прошедшим Первую мировую и Великую Отечественную войну. Каждое слово в его стихах дышит народной правдой, потому что в его душе отражены думы о России, о человеке, о дружбе между русскими и татарами и между разными народами. Поэтому, подчеркнул Борис Орлов, так важна его деятельность как главного редактора литературного журнала «Аргамак.Татарстан», на страницах которого печатаются стихи и переводы Николая Алешкова стихов татарских поэтов и печатаются стихи многих современных поэтов из разных уголков РФ.

Выступая в ходе поэтической встречи, руководитель Рубцовского центра Санкт-Петербурга Любовь Федунова поблагодарила поэта Николая Алешкова и автора — исполнителя Елену Елматынову от имени всех, кто любит поэзию Николая Рубцова, за приезд и выступление в Рубцовском центре Санкт — Петербурга, за участие в видеопрезентации, посвящённой 85- летнему юбилею Николая Рубцова , которая проходила в январе 2021 года в онлайне на сайте Рубцовского центра. Она вручила им Почётные грамоты, памятные книги и Рубцовский календарь на 2022 год, переданный им дочерью поэта Николая Рубцова, Еленой Николаевной Рубцовой.

Она сказала, что Рубцовский центр Санкт-Петербурга высоко оценил работу Николая Алешкова как редактора литературного журнала «Аргамак. Татарстан.», где представлено творчество замечательных татарских поэтов и прозаиков, как, например, Зульфат (1947 – 2007), творчество которого очень близко поэзии Глеба Горбовского и Николая Рубцова в раскрытии многих поэтических тем своим лиризмом (например, в раскрытии мотива Тишины).

Весной однажды я во тьме проснусь
В минуту пробужденья вешних почек
И в даль уйду, исчезну, растворюсь
В той тишине, что в сны приходит ночью..

Поэзия позволяет пронзать невидимые стены и непреодолимые рубежи, раскрыть сердечные движения и лирического героя, и народа, частью которого поэт себя чувствует. Поэтому журнал «Аргамак.Татарстан» выполняет важную для нашего времени миссию по созданию многонациональной творческой аудитории среди поэтов, прозаиков, журналистов, художников, скульпторов и, самое главное, — читателей.

Любовь Федунова прочитала стихи, которые стали её поэтическим откликом на подаренный сборник Николая Алешкова «Дальние луга». Вот начальные строки из них:

Среди дальних лугов, где светло и прохладно,
Где на травах увядших всюду иней блестит,
Станет вновь на душе по- сыновьему ладно,
Когда жгучая память твой путь озарит.

В заколоченных окнах нет родимого света,
Но ведь ласточки снова сюда прилетят,
Пробуждая весь мир своим шумным приветом,
Наполняя надеждой растревоженный сад…

Материнской любви здесь святые истоки,
Что добром наполняют нашей жизни реку,
Посылая поэту сердечные строки,
Изгоняя из сердца печаль и тоску…

Выступление Николая Алешкова в Доме писателей Санкт-Петербурга открыло для нас личность поэта, который в своём мировосприятии близок к поэзии Николая Тряпкина, Анатолия Жигулина, Владимира Соколова, Анатолия Передреева, Юрия Кузнецова, Николая Рубцова, к прозе – Василия Шукшина, Василия Белова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Юрия Казакова, Виктора Лихоносова. Его стихи интересны разнообразием тематики, сюжетностью многих стихов, богатством настроений лирического героя поэзии, в которой много и суровой правды жизни, и светлой печали, и грусти любящей души, и ощущения бесконечной широты духовного простора. Они близки своим универсализмом стихам Александра Сергеевича Пушкина. Но главное заключается в том, что стихи его очень искренни и открыты для мира:

Вымучиваю заполночь стихи.
Застопорилось дело, рвутся строчки.
Уже видны в окошко лопухи.
Орут по всей деревне петухи.
И мне пора сворачивать листочки.

Поэту тоже надо отдохнуть
Полынью пахнут бабушкины сенцы.
Но мне и тут, пожалуй, не уснуть.
Пока в стихах не завершится путь
От сердца к сердцу.

Пожалуй, последние две строчки этого отрывка из стихотворения «Поэт в деревне» можно поставить эпиграфом ко всей поэзии Николая Алешкова: действительно, для него самое главное, чтобы его стихи находили путь к каждому сердцу. Поэтому на поэтической встрече в Доме писателей он читал стихи, в которых отражён его жизненный и творческий путь, начиная с деревенского детства, в которых он пишет о тепле материнских рук, о природе своего края, о людях родного села, которые нередко поили его, мальца, тёплым молоком.

Детство. Матери тёплые руки
И колючие щёки отца.
После долгой и горькой разлуки
Постою у родного крыльца.
Братья, сёстры! Ругаться не станем.
Неделим это старенький дом!
Мы родителей наших помянем.
Их любимые песни споём.

Прозвучало немало стихов Николая Алешкова: «На Масленицу», «Пасхальный разговор», стихи, посвящённые его родному городу, российским поэтам, жене Екатерине Владимировне и многие другие, где автор озирает родную сторону, родных и близких людей, соединяя в строке земное и небесное, наполняя её словом, откликающимся на всё, что есть в мире, щедро открывая вместе со стихами глубокий и чистый родник своей души.:

Кате
Когда моя душа простится с телом,
Не сразу мне закрой глаза, скорбя.
Я, может быть, ребёнком оробелым
В последний миг почувствую себя.
Я, может быть, увижу, как вдали
Душа летит к таинственному лону
И медленные птицы-журавли-
За нею вслед летят по небосклону…

Продолжая лирические мотивы поэзии Николая Алешкова, выступила на вечере автор-исполнитель из Набережных Челнов, которая принимает участие во многих музыкальных российских проектах, учитель музыки музыкальной школы №1 из Набережных Челнов, Елена Елматынова. Она исполнила несколько песен на стихи своего земляка, поэта Николая Алешкова, среди них — песни: «Крещенский день» и «Море»( последняя особенно понравилась присутствующим). Песни были исполнены под аккомпанемент автора (гитара). Елена Епматынова уже ранее приезжала в Санкт-Петербург по приглашению Рубцовского центра и выступала с исполнением песен на стихи Николая Рубцова и Любови Федуновой в Сестрорецке, в библиотеке им. М.Зощенко вместе с нашим Рубцовским центром. Песни её отличаются глубоким лиризмом и мелодичностью, как и поэзия Николая Алешкова.

Николай Алешков и Елена Елматынова постоянно сотрудничают с Рубцовским центром Санкт-Петербурга.

Так, например, в январе 2021 года они приняли участие в видеопрезентации нашего центра в числе других участников, посвящённой 85 — летнему юбилею поэта Николая Рубцова. Николай Алешков прочитал, как и здесь, на поэтической встрече, стихи, посвящённые поэту Николаю Рубцову, среди них – стихотворение «Гости», где описана история, когда Николай Рубцов снял в общежитии несколько портретов русских писателей, заперся в своей комнате и провёл там бессонную ночь:

Он говорил с великими на равных,
Рассаживая их вокруг стола,
Он поднимал за музу тост заздравный,
И речь его торжественной была…

Елена Елматынова исполнила песню на стихи Николая Рубцова «Первый снег».

Поэтический вечер приближался к концу. Трудно передать насыщенность его содержания полностью. Хочется отметить, что у всех присутствующих поэзия Николая Алешкова вызвала большой интерес: у есениноведа и большого друга Рубцовского центра, Владимира Беспёрстова, который когда-то очень тесно общался с руководителем Рубцовского центра Сорокиным Сергеем Анатольевичем и сейчас часто бывает на многих рубцовских мероприятия; у Людмилы Костиной и Надежды Ведерниковой, членов литературного салона «Родник» во Всеволожске, которым руководит Людмила Беганская. Людмила Костина прочитала на вечере стихи из своего поэтического сборника, а Надежда Ведерникова во время дружеского общения после программной части в ходе беседы отметила, что от стихов Николая Алешкова веет добротой, любовью и нежностью, что они открыли для себя замечательного поэта — современника.

С большой теплотой отнесся к выступлению Николая Алешкова член Союза писателей России, поэт Николай Пидласко, передавший привет Николаю Алешкову от руководителя ЛИТО «Тосненская сторонка», поэта Николая Рачкова, с которым Николая Алешкова связывает давняя творческая дружба. На страницах литературного журнала «Аргамак. Татарстан» Николай Алешков неоднократно печатал подборки стихов одного из лучших поэтов современности, Николая Рачкова.

Людмиле Барановой, руководителю ЛИТО «Балтийский парус» и Ярославского землячества, тоже пришлась по душе поэзия Николая Алешкова, в которой она увидела продолжение традиций рубцовской поэзии, почувствовала глубину, лаконизм и простоту его поэтического слова. Свои мысли об этом она развивала в беседе с автором данной статьи уже после проведённой встречи.

Член попечительского Совета при музее Николая Рубцова в селе Никольском Тотемского района Вологодской области, петербуржец Алексей Тищенко кратко осветил вопрос о творческом содружестве, о перекличке тем, мотивов в художественном мире поэта Николая Рубцова и художника Константина Васильева. Известно, что Константин Васильев в 1957 году перевёлся из Московской средней художественной школы в Казанское художественное училище, закончил его с отличием в 1961 году. Он обращался к народному искусству, создавал произведения на мифологические сюжеты. Живя в Татарстане, Константин Васильев состоял в переписке с поэтом Николаем Рубцовым, который в последнем письме писал о возможной встрече с ним, но встреча не состоялась. Николая Алешкова Алексей Тищенко пригласил в Николу ознакомиться с музеем Николая Рубцова и увидеть рубцовские места на Вологодчине.

Свою статью о встрече с поэтом Николаем Алешковым хочется закончить строками из его письма, которое он прислал из Набережных Челнов по электронной почте: «… Ну вот мы и дома. Добрались благополучно. А в душе отзывается Петербург. В дороге возникли такие строчки:

Европейская спесь не взяла на испуг
непонятного ей повеления…
Мне Париж ни к чему, если есть Петербург —
воплощение русского гения.

Было жаль расставаться с Петербургом. Думалось — вдруг в последний раз.

А вам огромное спасибо за искренние стихи, внимание, теплоту и дружеское гостеприимство. Меня услышали — это главное…»

Действительно, поэзию Николая Алешкова мы « услышали», то есть запечатлели её в строе нашей душевной жизни: почувствовали его тревогу, беспокойство за судьбу России, за земную цивилизацию. Его поэзия дышит запахом земли, святой Русью и является приветом и поклоном Родине. Это поэзия естественная, целомудренная и честная, проникнутая религией добра. Она благозвучна, потому что наполняет наши души радостью неожиданных откровений…

В стихотворении «Романс», посвящённом памяти Николая Рубцова, Николай Алешков пишет:

В моей больной, поруганной стране
Опять дела разбойные творятся.
И нету сил юлить и притворяться,
Что «всё путём», что всё по нраву мне.

Гони, ямщик! Я не найду ответ.
Я перестану плакаться над прошлым.
И санный след серебряной порошей
Укрыт надёжно. И возврата нет.

Горите, звёзды! Я услышать смог
Всей кровью зов таинственный и древний.
И я скачу — вдруг вспыхнет огонёк
В какой-нибудь покинутой деревне.

Над страницами поэзии Николая Алешкова живёшь вместе с ним его чувствами, которые так щедро разлиты и в земном, и в небесном пространстве нашего Отечества, неся читателю блики счастья, умудряя его душу высокой тайной простоты русского слова, русской души, в которой живёт несмолкаемый зов земли. И каждый из тех, кто побывал на вечере его поэзии 20 августа 2021 года в Доме писателей Санкт-Петербурга, откроет его поэтические книги, чтобы вновь и вновь перечитывать исповедальные строки его стихов.

Спасибо родным и друзьям поэта Николая Алешкова, которые пришли на встречу с добрым расположением души и сердца, с желанием погрузиться в поэтическую стихию, выступить перед слушателями. Особенно мы благодарны за выступление Александру Василенко, председателю клуба авторской песни имени Высоцкого, который рассказал об отношении в Набережных Челнах к поэзии Николая Алешкова композиторов, авторов — исполнителей, находящих в его стихах много замечательных текстов для своих новых песен. Спасибо автору — исполнителю песен, Наталье Кореневой, за её тёплое и душевное исполнение на вечере под гитару своих песен.

Хочется особо поблагодарить Рафаэля Максутова, Лидию Ульяньеву, Татьяну Кожурину, заместителя главного редактора альманаха «Под сенью лавры» Андрея Грунтовского, – за активную творческую позицию по отношению к Рубцовскому центру Санкт — Петербурга и особенно – за фотографии по итогам проведения мероприятий.

Большое спасибо Председателю правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Орлову Борису Александровичу за участие и выступления на наших мероприятиях, в том числе — и на вечере — встрече с поэтом Николаем Алешковым, с которым их связывала творческая дружба во время учёбы в Литературном институте им.Горького в Москве. Было, о чём поговорить, о чём вспомнить литературным друзьям.

Любовь Петровна Федунова – член Союза писателей России, руководитель Рубцовского центра Санкт- Петербурга. Жизненное кредо («За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью...» – Николай Рубцов)