«Мы по битвам прошли, как по бритвам…»

Владимир Костров (1935 г.р.)

21 декабря 2020 прошёл заключительный в этом году дистанционный семинар Литературной студии “Метафора” под руководством Орлова Бориса Александровича, председателя Правления Санкт-Петербургского Союза писателей России. На семинаре поговорили о творчестве большого русского, советского поэта, переводчика, публициста — Владимира Андреевича Кострова (1935 г.р.), в настоящее время — профессора Литературного института имени А. М. Горького, вице-президента международного Пушкинского фонда «Классика», в этом году поэт отметил юбилей — 85 лет. Владимир Костров широко известен в литературной среде России и в песенном творчестве.

Борис Орлов поделился своими воспоминаниями о встречах с Костровым: “С Владимиром Андреевичем я познакомился в 1979 году, во время учёбы в Литературном институте. Владимир Костров и Лев Ошанин вели семинары поэзии. В те годы у Владимира Кострова вышло несколько книг стихов. Он дарил книги семинаристам и подарил мне две книги с личным автографом. Его творчество отличается высоким мастерством. После учёбы мы встречались с Владимиром Костровым на Пушкинском празднике в селе Михайловском, на съезде Союза писателей и на других мероприятиях. Владимир Андреевич по-характеру общительный, интеллигентный, талантливый и деятельный человек. В стихах отражены насущные проблемы России, боль за её будущее”.

* * *
Мы – последние этого века,
Мы великой надеждой больны.
Мы – подснежники. Мы из-под снега,
Сумасшедшего снега войны.

Доверяя словам и молитвам
И не требуя блага взамен,
Мы по битвам прошли, как по бритвам,
Так, что ноги в рубцах до колен.

И в конце прохрипим не проклятья –
О любви разговор поведём.
Мы последние века. Мы братья
По ладони, пробитой гвоздём.

Время быстро идёт по маршруту,
Бьют часы, отбивая года.
И встречаемся мы на минуту
И прощаемся мы навсегда.

Костров Владимир Андреевич родился 21 сентября 1935 года в деревне Власиха Боговаровского района Костромской области в семье военнослужащего. Окончил химический факультет Московского университета (1958). В школьные годы проводил время в деревенской библиотеке, читал русскую классику.

В университете занимался в литобъединении, руководителем которого был поэт-фронтовик Николай Старшинов, ставший близким другом Владимира Кострова. После окончания университета, работал инженером на заводе в Загорске (Сергиев Посад). Имеет несколько изобретений в области химических технологий (поляроиды).

Стихи начал печатать с 1958 года в журнале «Юность». Член Союза писателей с 1961 года. Работал журналистом в журналах «Техника – молодёжи», «Смена». С 1980 по 1986 год был секретарём Союза писателей Москвы, с 1986 по 1992 год заместителем главного редактора журнала «Новый мир» (главным редактором в то время был Сергей Залыгин).

Поэт вспоминает: “Я родился в глухой, совершенно затерянной деревне в Костромской области – в болотах, мхах, реках… С пяти лет читал, играл в шахматы – старался развиваться. Там окончил сельскую школу, куда бегать приходилось три с половиной километра. В снег, в дождь, но для нас это не было какой-то бедой или неудобством. Мы считали, что так и должно быть. Как ни странно, современной литературы у нас не было вовсе. Была классика, оставшаяся ещё с царских времён, да и потом, спасибо советской власти, печатавшаяся в большом количестве. Уже к двенадцати годам хорошо знал Пушкина, Некрасова, Тютчева, Лермонтова. Чуть позднее – Блока. А первое стихотворение сочинил в четвёртом классе. Товарищам и учителю оно понравилось. Позже, в университете, почти все стремились к стихотворному выражению своих чувств и мыслей. Я стал участником литобъединения, которое вёл Николай Константинович Старшинов. Он показал мои стихи в журнале «Юность», где и состоялась в 1958 году первая моя публикация. А потом в «Новом мире» появилась статья Ярослава Васильевича Смелякова, где писалось, что из меня получится, ну так скажем, приличный стихотворец… В 1961 году мне предложили вступить в Союз писателей, хотя для приёма полагалось иметь две книги, а у меня – ни одной. Тогда же вышел сборник «Общежитие», где мы вчетвером с Владимиром Павлиновым, Дмитрием Сухаревым, Олегом Дмитриевым напечатали большие подборки, стали появляться и другие публикации, книги…”

Затем выходили сборники стихов «Первый снег» (1963), «Кострома – Россия» (1964), «Нечаянная радость» (1974), «Избранное» (1972), «Открылось взору» (1980), «Свет насущный» (1984), «Стратостат» (поэмы, 1987), «Стихотворения и поэмы» (1989), «Песня, женщина и река» (2001) и др. Искренние, жизненные стихи Кострова пришлись по душе и читателям, и критикам.

* * *
В керосиновой лампе – клочок огня.
Всё моё у меня под рукой.
Ты, Россия моя, наградила меня
Песней, женщиной и рекой.

Нет, поля и леса не пустой матерьял,
Да и солнышко вдалеке.
Но себя я терял, когда изменял
Песне, женщине и реке.

У собрата денег полон кошель,
Пуст карман моего пиджака.
Но с годами всё также прекрасна цель –
Песня, женщина и река.

И когда, с последним ударом в грудь,
Сердце станет на вечный покой,
Я хотел бы услышать не что-нибудь –
Песню женскую над рекой.

Владимир Костров — Лауреат престижных премий: «Золотой телёнок» (1981) «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев») — за иронические стихи (1987); Государственная премия РСФСР имени М. Горького — за книгу стихотворений и поэм «Открылась взору»(1987); Государственной премии России (1987); премии мэрии Москвы (1998); имени Александра Твардовского (1987); имени Ивана Бунина (2000); имени Андрея Платонова (2000).

Трижды лауреат телевизионного конкурса «Песня года» (на его стихи писали песни Мурадели, Пахмутова, Лора Квинт и др.), автор стихов и либретто оперы «Джордано» (композитор Лора Квинт). Он писал песни разных жанров – от авторских до классических и народных, исполняемых известными хоровыми коллективами. Истинные стихи – музыкальны. Он был увлечён песенным творчеством и дружил композиторами, с Георгием Свиридовым были близкими друзьями:

Памяти Георгия Свиридова

Незримы и невыразимы,
Лишённые телесных пут,
Рождественские серафимы
Теперь Свиридову поют.
О тесноте земной юдоли,
Где каждый звук его зачат,
В морозном небе, в чистом поле
Распевы горние звучат.
И хора сладкое согласье,
Мерцающее в звёздной мгле,
Так внятно говорит о счастье,
Ещё возможном на земле.
И как пророк в сухой пустыне,
С надеждой глядя в небеса,
Почти оглохшая Россия
Внимает эти голоса.
Молись и верь, Земля родная,
Проглянет солнце из-за туч…
А, может быть, и двери рая
Скрипичный отворяет ключ.

Среди исполнителей песен — Сергей Захаров, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Анатолий Папанов, Юрий Алябьев, Николай Романов, Государственный академический Кубанский казачий хор под руководством В. Г. Захарченко.

“Сейчас преимущественно пишу стихи к песням для фильмов. «Прощальное эхо», «Юнкера», «Белый ковчег» – в этих сериалах звучат песни, написанные талантливым артистом и композитором Николаем Романовым. Я и сегодня часто слышу песни на свои стихи, правда, без упоминания автора. Сейчас почему-то так принято. Наверное, это отражает отношение к поэзии в целом”. В.Костров)

В стихах, посвящённых любимой женщине, Костров — мастер тонкой любовной лирики:

* * *

Полон взгляд тихой боли и страха,
Что тебе я могу обещать?
На пространстве всеобщего краха
Обещаю любить и прощать.
Всей судьбою своей окаянной
Обещаю не прятать лица.
Обещаю любить постоянно,
Обещаю прощать до конца.
Ты в глазах у меня не седая,
Ты смеёшься, беду отводя,
Вся желанная, вся молодая,
В тонких линзах из слёз и дождя.
Прогони эту злость и усталость,
Нас вдвоём и судьбе не избыть.
Всё пропало, а сердце осталось,
Обещая прощать и любить.

Владимир Костров был дважды составителем и ответственным редактором антологии «Русская поэзия: ХХ век» (Олма-Пресс, 1999, второе издание, расширенное и исправленное – 2001). В антологии в хронологическом порядке представлены стихи сотен маститых и полузабытых, известных и самых молодых авторов.

Владимир Костров о поэзии: “Это своеобразный знак качества на любом виде искусства, вечная нить Ариадны, которая проходит через тысячелетия и связывает человечество с красотой мира. Поэзия живет в каждом из нас, как вечная тяга к высокому”.

“Поэты живут в социуме и несут ответственность за каждое написанное слово, которым можно ударить наотмашь, убить человека, иногда с неосторожной фразы начинались войны. А можно вселить надежду, воодушевить, залечить душевные раны. Кроме того, поэтам важно учитывать художественное время, у которого свои законы: и Шекспир, и Пушкин, и Сервантес живее нас живых, они все время рядом. Писать надо так, будто существуешь в этом, остановившемся времени. Кто помнит, какое правительство было при Гомере?! А стихи его остались”. В.Костров)

Шутка

Я люблю надвинуть креном
козырёк на правый глаз.
Я люблю окрошкой с хреном
заправлять российский квас.
Я люблю траву зелёную,
наличник над крыльцом
и частушкою солёной
хрущу, как огурцом.
Но не давит мне в печёнку
и не колет под ребро
ни шотландская юбчонка,
ни тирольское перо.
Мы и сеяли, и веяли,
и ели ананас.
Ну а Хейли?
Ну и Хейли
мы читали, и не раз.

Валерий Ганичев, профессор, председатель правления Союза писателей России: “Поэт Владимир Андреевич Костров, на мой взгляд, один из самых выдающихся поэтов России. Правда Михалков говорил, что «в Союзе писателей дай команду „на первый-второй рассчитайсь!“» — вторых номеров не будет. У нас, действительно, нет вторых номеров, но Владимир Андреевич первый из первых”.

Сверстницам

Десятиклассницы! Тогда
вы так пронзительно смеялись
и так стремительно менялись,
в пятидесятые года.
Вы покупали каблуки
и обрезали ваши косы.
Мы покупали папиросы
и пили пиво, чудаки!
О, восхищенье этих лет,
когда у Капок, Люсек, Ленок
вспорхнул над остротой коленок
передвоенный маркизет.

По оценке издателя Владимира Кузина и одного из известнейших исследователей творчества Тютчева Веры Аношкиной, при подготовке эксклюзивного юбилейного издания произведений Тютчева, перевод Владимира Кострова его произведений с французского языка был наиболее удачным.

Вадим Дементьев, критик: “…Он никогда не был модным и шумным, никогда не гнался за поверхностными приметами современности, не нуждался в рекламе. Владимир Костров, начавший печататься в шестидесятые, постепенно, шаг за шагом, утверждал своё мировидение, работал неспешно, вдумчиво и основательно”.

Геннадий Красников, критик: “Интеллектуальный блеск, афористичное культурное оснащение стиха, ритмически неровная поэтика в сочетании с сострадательной, скорбной нотой народного плача — создают сильное художественное и смысловое впечатление”.

“Самое мощное средство пропаганды сегодня – телевидение. Но там, практически, нет даже небольших поэтических программ. Они – «не формат». Почему? Кто так решил? Почему навязывается информация о том, что красиво или некрасиво, хорошо или плохо? Лучший способ отличить хорошее от плохого – познакомиться с классикой, потому что она не прошлое, она – совершенство. Удивительно, что в центре внимания общества песенки с совершенно дикими текстами, а песни с поэтическим содержанием с огромным трудом пробиваются на экран. Да и в большинстве тиражных газет исчезли поэтические подборки”. (В.Костров)

* * *

Померкнет свет за косяком.
Уйди из дома босиком
по крупной голубой росе дорожкой лунной
и погрузись в глубокий лес,
чтоб дух воистину воскрес
и стала горькая судьба как прежде юной.

Вновь опустились небеса
на поле спелого овса
и кони, словно острова, и ветер – в губы.
Хохочет филин, как злодей,
и слышится: бери, владей,
и льётся женский смех грудной на голос грубый,

и хочется любить, прощать
и ничего не обещать,
и плакать, и опять любить. И в копны падать,
перемешать и даль, и грусть,
желанье тайное и Русь.
О, господи, когда ты есть, оставь мне память!

В заключение, наше мнение — словами одного из бывших студентов: “Я благодарен судьбе за то, что спустя почти сорок лет, на фестивале «Славянские традиции», мне подарена ещё одна встреча и возможность общения с Владимиром Андреевичем, профессором Литературного института, лауреатом Государственной премии России, литературных премий имени А.Т. Твардовского и Ф.И. Тютчева, других наград. И он снова очаровал своей мудрой добротой, отзывчивостью и абсолютным отсутствием чванства и высокомерия,… поразительным соответствием личности поэта его творчеству”.

Ольга Александровна Мальцева - поэт, публицист, член Союза писателей России, староста ЛИТО «Метафора» с 2013 года, автор 14 книг, в том числе стихов для детей и прозы об отце-фронтовике.