Памяти Неизвестного солдата

Первого декабря состоялась встреча в поэтической Мастерской им.Ю.М.Шестакова, встреча предельно содержательная. Первая половина занятия была посвящена Дню Неизвестного солдата.

День Неизвестного солдата – 3 декабря – отмечается в России ежегодно с 2014 года. Мы чтим память о советских и российских воинах, погибших в боях на территории страны или за её пределами. Выбор даты неслучаен: 3 декабря 1966 года прах неизвестного солдата был перенесён из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе в Москву, и торжественно захоронен у стены Московского Кремля в Александровском саду.

С сообщением на тему «День Неизвестного солдата» выступила Арина Арсеньева. Участникам и гостям Мастерской было рассказано о происхождении памятного дня, о первом в мире мемориале, посвященном Неизвестному солдату. Также А.Арсеньева поделилась семейной историей, связанной с Первой мировой войной. Кроме того, присутствующие ознакомились со статьей журналиста Евгения Гришина «Неполная память – неполная слава» («Русский журнал» №17 2020), в которой автор пронзительно рассказывает о своем отце, о трагических для нашего народа событиях начала Великой Отечественной войны и призывает изменить отношение к без вести пропавшим воинам: «…я, сын отца Гришина Михаила Михайловича, пропавшего без вести… в декабре 1941 года, поднимаю свой голос в защиту солдат, сражавшихся за Родину, погибших за неё и оказавшихся пропавшими без вести… Наш долг сегодня состоит в том, чтобы защитить их от забвения…мы все в неоплатном долгу перед ними…»

В связи с темой были прочитаны стихи советских поэтов:

…А снега белы, как маскхалаты,
А снега багровы, как бинты,
Падают безвестные солдаты
Возле безымянной высоты.

                …

Вот он, не вернувшийся из боя,
Вышедший на линию огня
Для того, чтоб заслонить собою
Родину, столицу и меня.

Юлия Друнина

Бессмертие! Право на несколько дат.
Ты после войны для того и осталось,
Чтоб крепко уснул Неизвестный солдат.
Но он не уснёт. Несмотря на усталость.

Павел Антокольский

 …И во всём этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастёрки моей.

А. Твардовский

… Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память наша, совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Ю.Воронов

Сообщение вызвало живой отклик, ведь слова Евгения Аграновича «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» не теряют своей актуальности. С краткой речью выступил председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Борис Орлов. Борис Александрович прочитал стихотворение о Неизвестном солдате, поделился семейными воспоминаниями, а также высказал опасения по поводу нынешней политической обстановки в мире. В наше время особенно важно правильное отношение к прошлому страны, отношение к исторической памяти.

Далее руководитель Мастерской Борис Краснов предложил коллегам композиционный разбор стихотворения «Проездом». Автор – поэт военного поколения Константин Ваншенкин. В стихотворении нет нарочитых образов, нет необычных рифм, слова в строках использованы экономно, но тем не менее оно звучит пронзительно. Почему? Всё дело в правильном построении: в заключительной строфе происходит разворот во времени и перед читателем открывается экзистенциальная даль.

После перерыва Борис Николаевич Краснов продолжил знакомить участников с главами из своей книги, в которой описаны секреты поэтического ремесла. Композиционное построение стихотворения – тема, интересная каждому поэту, стремящемуся развивать своё творчество. Борис Николаевич объяснил, как создается в строках нервный ритм, какое значение имеют ретроспективные строфы, за счет чего окончание стихотворения может быть усилено; что значит «конфликт» в стихотворении и почему его отсутствие делает стихи скучными. Были представлены часто встречающиеся композиционные фигуры: «кольцо», «полукольцо», «кольцо – спираль». В качестве примеров того или иного построения композиции Борис Николаевич использовал стихотворения А.Пушкина, И.Бунина, Ю.Кузнецова, В.Шефнера, Н.Заболоцкого, А.Ахматова.

Затем настало время проверки домашнего задания. На одном из прошлых занятий поэтам было предложено сочинить произведение классическим александрийским стихом. Поэты старались придерживаться заданной формы, хотя не у всех это получилось, но разнообразие затронутых тем порадовало.

Татьяна Шадуя обращается в стихотворении к другу:

…Александрийский стих – не сложный, но коварный.
Сегодня ветер стих, а я, неблагодарный,
Из дома ни ногой, сражаюсь взаперти
С цезурой, рифмами…Прости, мой друг, прости!

Наталья Апрельская выбрала спортивную тему:

Презрев хандру и лень, стремлюсь в спортивный зал,
Как будто сам Гермес меня туда позвал.
Здесь каждый тренажер давно подобен другу:
Готов мне оказать и помощь, и услугу.

Андрей Краснобородько написал стихотворение «Предзимье»:

Шедевры октября сменились чёрно-белым
Наброском на листке, каким-то неумелым…
Последний антураж осенних мелодрам
Подёрнут пеленой тумана по утрам…

Сергей Колобов иронично коснулся производственной тематики:

Был случай как-то раз, негаданный момент,
Забыли сочинить начальству документ.
И утром документ быть должен на столе,
Но документа нет покуда на земле.

 В завершении хочется вспомнить строки из стихотворения Александра Комарова «Трактат», которые могут служить примером александрийского стиха:

Я полагаю так: не будет крупным риском
риск выразить себя стихом александрийским.
Ведь, как душа велит, – так говорят уста,
а рифма парная надёжна и проста.
Твердят: «Размер тяжёл, стал скучным, неудобным…»
Глумиться бросьте вы над ямбом шестистопным!
Любой размер хорош. Запретных ритмов нет.
Всё дело только в том, каков ты сам, поэт.

 Участники Мастерской стремятся к высокому поэтическому уровню, так что без требовательного отношения к себе не обойтись. Домашнее задание, которое нужно выполнить к следующей встрече: стихотворение с композиционным приёмом «кольцо-спираль».

 

 

Арина Арсеньева,
член Союза писателей России, поэт, постоянный участник Мастерской.