Ученье – свет!..

Считается, что ноябрь – унылый, даже депрессивный, месяц. Действительно, солнечного света мало, а ещё эта общая нервозность на фоне всем известных новостных сводок… Но на втором ноябрьском занятии в поэтической мастерской им. Ю. Шестакова не было места унынию. По правде говоря, свободных мест не было вовсе. Участники собрались для интересной творческой работы и многое успели за вечер.

Борис Николаевич Краснов прочитал коллегам главы из своей книги, в которой рассмотрены вопросы композиции стихотворений. Что ж, не зря творческое объединение называется мастерской. Способностей мало, нужна постоянная кропотливая работа, в нашем случае – работа над словом. Что такое композиция, почему большое значение имеет расположение строф? Каковы функции и особенности первой и последней строфы? Неожиданные концовки и их виды. Своеобразие коротких стихотворений. Образная плотность строфы; характерные композиционные фигуры. Все эти аспекты поэтического дела трудно переоценить. Кроме того, были приведены примеры того или иного композиционного приёма. Новичкам такая информация просто необходима, а опытным поэтам нелишне повторить. Как говорил мудрец, самый верный способ продлить молодость души – это постоянно учиться. Словом, ученье – свет, а в ноябре еще и антидепрессант!

Вторая часть занятия была посвящена разбору стихотворений Наталии Пономаренко. Поэтесса представила подборку из девятнадцати стихотворений. Наталии присущ позитивный взгляд на мир. Много строк посвящено наблюдению за природой.

Пронизанный солнцем и тишью,
Царит величавый покой.
Стоишь и невольно боишься
Стать лишним в картине такой.

Встретились в подборке и стихи для детей:

Дочь стоит, глядит упрямо:
– Их смывать не стану мама!
Мне моих микробов жалко.
Смыть – и выбросить, на свалку?!
Всех помою осторожно –
Чистых взять с собою можно?

Обсуждение проходило в доброжелательной атмосфере, большинство слушателей оценили позитивный настрой автора, но обнаружили и ряд недостатков.

Михаил Неквас и Арина Арсеньева обратили внимание на «слипание слов» в строках, «притянутость» рифм. Евгений Мартынов покритиковал стихи Наталии за легковесность.

Татьяна Шадуя отметила отсутствие ярких метафор, простоту слога. Но при этом оценила ироничность, которая часто встречается в строках. Также авторскую самоиронию похвалил и поэт Леонид Фарфель, но и нелогичности в строках заметил.

Юлия Равина и Андрей Краснобородько восприняли поэзию Наталии, как уютную, домашнюю, чисто женскую лирику. Наталья Апрельская посоветовала коллеге более внимательно работать над строками, чтобы избегать неточностей.

Елена Гофман обратила внимание на однотипность поэтических тем и приёмов, «называние, а не проживание». Порекомендовала искать новые темы и другие ритмические рисунки для стихов.

Оппонентом был назначен Алексей Сахарчук и, надо признать, он добросовестно подготовился к разбору. Импонирует позиция Алексея: говорить не об авторе, – только о стихах. Им была отмечена искренность строк автора, наличие навыка схватывать момент, созерцательность, но вместе с тем и очевидная «непроработанность», «дневниковость», т.е. описание наблюдений, зачастую не интересных читателю. Многие строки вызвали у оппонента вопросы. Большинство слушателей согласились с тем, что Наталии лучше удаются короткие стихи и, тщательнее работая над словом, её строфы можно сделать интереснее.

Подводя итоги творческого разбора, Борис Краснов задался вопросом: почему часто бывает так, что поэзия хорошего искреннего человека проста до банальности? Только ли дело в недостатке мастерства?.. Вопрос, как говорится, открытый.

В конце занятия коллеги поздравили Наталью Апрельскую, ставшую недавно лауреатом Всероссийской литературной Премии имени А.К.Толстого.

Домашнее задание (классический александрийский стих) переносится уже на декабрьскую встречу. В декабре же будет продолжен и разговор о композиции стихотворений.

 

 

Арина Арсеньева, член Союза писателей России,
поэт, постоянный участник мастерской.